Во вторник, 27 марта, в Театра Вахтангова были представлены две новые книги: издание «Люблю. Юля» о легендарной актрисе Юлии Борисовой и книга с CD-диском «Музыка и театр. Фаустас Латенас». Встреча с героями состоялась на следующий день после трагических событий в Кемерово, поэтому интонация разговора была непраздничной, речь шла о жизни и судьбе, о ее непредсказуемых драматичных поворотах.
«Так случилось, что презентация наших двух долгожданных книг, проходит в дни, когда вся страна переживает скорбные события, связанные с Кемерово. В самом начале прошу почтить память жертв этих трагических событий минутой молчания», - этим вступлением ведущий встречи искусствовед Дмитрий Трубочкин задал особый тон мероприятию, ведь оно проходило на фоне страшной беды, к которой никто в стране не остался равнодушным. Поэтому разговор получился о жизни и судьбе с ее неожиданными и драматичными событиями.
«Эту книгу «Люблю. Юля» долгие годы писала и составляла Вера Анатольевна Максимова, блистательный театровед, большой друг Вахтанговского театра, она ушла от нас, не закончив книги и не оставив нам сценария, как ее завершить, - рассказал готовивший книгу к изданию Дмитрий Трубочкин. - Но, благодаря огромной воле инициатора издательской программы Вахтанговского театра, директора Кирилла Крока, эта книга все же увидела свет, как и издание «Музыка и Театр. Фаустас Латенас».

Юлия Константиновна Борисова никогда не давала интервью, полагая, что вся ее жизнь - на сцене, она избегала общения с прессой, и вот, наконец, вышла первая книга о настоящей легенде театра. В этот день актриса пришла в театр вместе со своими близкими, чтобы рассказать о совместной работе с театральным критиком Верой Максимовой, но начала свое выступление со слов благодарности коллеге по театру композитору Фаустасу Латенасу, тоже представляющему сегодня свою книгу.
- Я хочу несколько слов сказать о Латенасе. Он очень просто и лаконично вошел в наш театр. Он не аккомпанирует актеру. Его музыка живет вместе с актером, его музыка как бы посылает душу актера в зрительный зал. Он помогает актеру своей музыкой. Это редкий дар! Я счастлива, что он у нас работает, в наших спектаклях его музыка выходит вместе с нами на сцену.
Обо мне писали и Свободин, и Крымова, но так получилось, что я сблизилась именно с Верой Анатольевной. Однажды она мне сказала: «Я хочу попробовать написать о вас книгу. Но если получится, то – хорошо, а если не получится, то и бог с ней». И мне эта фраза как-то понравилась, и я сказала: «Пробуйте!» Она ответила: «Но для этого мне надо с вами поговорить». «Ну, давайте поговорим у меня в гримерной. Там столик и кресла, можно удобно расположиться». Но она сказала: «Самое ужасное место для нашей встречи – это Театр Вахтангова. Это совершенно не подходит, потому что там шум, крики, нам будут мешать. Лучше всего – у вас дома! В какое время вам удобно?» Я как-то напряглась, потому что у меня в доме никогда не было ни журналистов, ни критиков, ни фотографов. Но все-таки согласилась: «В два часа». Она отвечает: «Мне тоже с двух до пяти очень удобно!» Я подумала: «Мама родная, три часа сидеть!», но сказала: «Давайте попробуем!». И она стала приходить ко мне каждый день в два часа, а уходила в пять, а иногда задерживалась даже до те пор, когда мои родственники, сын и невестка, приходили с работы. Иногда она и с ними тоже беседовала. Эти встречи продолжались очень долго.
Верочка входила, садилась в кресло возле маленького столика, я - напротив нее, она вынимала свой вечный блокнот, который всегда носила в своей сумочке и ручку, включала совсем маленькое, чуть больше спичечного коробка, записывающее устройство. И начиналось: вопрос-ответ, вопрос-ответ…
Потом начался какой-то другой период в нашем общении: она стала рассказывать мне о каких-то интересных явлениях в театре, о спектаклях, об актерах, о критиках. Ее кумиром был Юрий Мефодьевич Соломин. Она была его правой рукой, очень любила его, была тепло принята его семьей, бывала у него на даче. Она очень много с большой нежностью рассказывала о нем.
Прошло примерно года два-три она стала рассказывать мне о каких-то личных вещах, о своем муже, о своей дочери, которую она очень любила и внуках, которых боготворила. Так продолжалось наше общение. Прошло, приблизительно, лет пять. И вдруг она сказала: «Я набрала значительную долю материала, мне достаточно для того, чтобы писать, поэтому живите спокойно, я пишу книгу».
Проходит год, она всё пишет, потом я узнаю, что она беседует с актерами театра, приходит в наш музей, изучает какие-то материалы. Еще год проходит. Когда прошло уже лет семь с начала этой работы, я думаю: «Ну, сколько же можно писать?». Вдруг она мне говорит: «Я много думаю о том, как назвать вашу книгу». Я сказала: «Это легче легкого! Назовите «Борисова дома и в театре», но она сочла, что это совсем не подходит. Потом вышел мой альбом, который мне очень нравился, и я, встретив Верочку, говорю: «Вера, я понимаю, что у тебя что-то не получается, или тебе наскучила эта тема, прекрати, пожалуйста писать книгу, потому что в альбоме уже все обо мне сказано». А он сказала: «Есть у меня ваш альбом. Ничего там не сказано. Что такое фотография? Это момент, который фиксирует фотограф, и всё. Фотография молчит, она - нема, а если вы читаете критическую статью, то вы начинаете ощущать даже шелест платья, надетого на актера. Вы начинаете следить за ним. Вот актер понижает голос, потому что ему больно, вот он почти не может говорить, вот он падает, и вы видите всё это, вы видите спектакль! Вот что такое критик».
Я благодарю наших музейных работников, они собрали статьи, которые были написаны Верой Максимовой на мои спектакли, и участвовали в отборе фотографий. Я чрезвычайно благодарна Дмитрию Трубочкину, он очень бережно отнесся к рукописи и изумительно написал предисловие к книге, причем в манере Веры Анатольевны. Жизнь сложилась так, что очень много для меня в театре сделала Галина Львовна Коновалова, а оформление книги, ее дизайн, сделала внучка Галины Львовны Саша Осенева, я ее благодарю за это. Благодарю издательство и тех, кто печатал. По мнению Трубочкина и Осеневой, для этой книги немало сделал мой сын, спасибо ему.

Завершилась встреча прекрасной и трагической музыкой Фаустаса Латенаса, который, предваряя исполнение сказал: «Я предлагаю вам послушать одно произведение, которое называется музыка к будущему спектаклю. Это «Болеро» написанное в этом году. Давайте послушаем эту музыку и подумаем о том, что произошло, о том, с чего мы начали нашу сегодняшнюю встречу и о том, что нас ждет. И будем надеяться, что все-таки мы будем жить спокойно, любя друг друга, и небо будет в алмазах…»
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы
«Так случилось, что презентация наших двух долгожданных книг, проходит в дни, когда вся страна переживает скорбные события, связанные с Кемерово. В самом начале прошу почтить память жертв этих трагических событий минутой молчания», - этим вступлением ведущий встречи искусствовед Дмитрий Трубочкин задал особый тон мероприятию, ведь оно проходило на фоне страшной беды, к которой никто в стране не остался равнодушным. Поэтому разговор получился о жизни и судьбе с ее неожиданными и драматичными событиями.
«Эту книгу «Люблю. Юля» долгие годы писала и составляла Вера Анатольевна Максимова, блистательный театровед, большой друг Вахтанговского театра, она ушла от нас, не закончив книги и не оставив нам сценария, как ее завершить, - рассказал готовивший книгу к изданию Дмитрий Трубочкин. - Но, благодаря огромной воле инициатора издательской программы Вахтанговского театра, директора Кирилла Крока, эта книга все же увидела свет, как и издание «Музыка и Театр. Фаустас Латенас».

Юлия Константиновна Борисова никогда не давала интервью, полагая, что вся ее жизнь - на сцене, она избегала общения с прессой, и вот, наконец, вышла первая книга о настоящей легенде театра. В этот день актриса пришла в театр вместе со своими близкими, чтобы рассказать о совместной работе с театральным критиком Верой Максимовой, но начала свое выступление со слов благодарности коллеге по театру композитору Фаустасу Латенасу, тоже представляющему сегодня свою книгу.
- Я хочу несколько слов сказать о Латенасе. Он очень просто и лаконично вошел в наш театр. Он не аккомпанирует актеру. Его музыка живет вместе с актером, его музыка как бы посылает душу актера в зрительный зал. Он помогает актеру своей музыкой. Это редкий дар! Я счастлива, что он у нас работает, в наших спектаклях его музыка выходит вместе с нами на сцену.
Что касается Веры Анатольевны Максимовой, она относится к великой плеяде театральных критиков. Таких как Инна Соловьева, Наталья Крымова, Александр Свободин. Эти критики – зерно нашего театроведения.
Обо мне писали и Свободин, и Крымова, но так получилось, что я сблизилась именно с Верой Анатольевной. Однажды она мне сказала: «Я хочу попробовать написать о вас книгу. Но если получится, то – хорошо, а если не получится, то и бог с ней». И мне эта фраза как-то понравилась, и я сказала: «Пробуйте!» Она ответила: «Но для этого мне надо с вами поговорить». «Ну, давайте поговорим у меня в гримерной. Там столик и кресла, можно удобно расположиться». Но она сказала: «Самое ужасное место для нашей встречи – это Театр Вахтангова. Это совершенно не подходит, потому что там шум, крики, нам будут мешать. Лучше всего – у вас дома! В какое время вам удобно?» Я как-то напряглась, потому что у меня в доме никогда не было ни журналистов, ни критиков, ни фотографов. Но все-таки согласилась: «В два часа». Она отвечает: «Мне тоже с двух до пяти очень удобно!» Я подумала: «Мама родная, три часа сидеть!», но сказала: «Давайте попробуем!». И она стала приходить ко мне каждый день в два часа, а уходила в пять, а иногда задерживалась даже до те пор, когда мои родственники, сын и невестка, приходили с работы. Иногда она и с ними тоже беседовала. Эти встречи продолжались очень долго.
Верочка входила, садилась в кресло возле маленького столика, я - напротив нее, она вынимала свой вечный блокнот, который всегда носила в своей сумочке и ручку, включала совсем маленькое, чуть больше спичечного коробка, записывающее устройство. И начиналось: вопрос-ответ, вопрос-ответ…
Потом начался какой-то другой период в нашем общении: она стала рассказывать мне о каких-то интересных явлениях в театре, о спектаклях, об актерах, о критиках. Ее кумиром был Юрий Мефодьевич Соломин. Она была его правой рукой, очень любила его, была тепло принята его семьей, бывала у него на даче. Она очень много с большой нежностью рассказывала о нем.
Прошло примерно года два-три она стала рассказывать мне о каких-то личных вещах, о своем муже, о своей дочери, которую она очень любила и внуках, которых боготворила. Так продолжалось наше общение. Прошло, приблизительно, лет пять. И вдруг она сказала: «Я набрала значительную долю материала, мне достаточно для того, чтобы писать, поэтому живите спокойно, я пишу книгу».
Проходит год, она всё пишет, потом я узнаю, что она беседует с актерами театра, приходит в наш музей, изучает какие-то материалы. Еще год проходит. Когда прошло уже лет семь с начала этой работы, я думаю: «Ну, сколько же можно писать?». Вдруг она мне говорит: «Я много думаю о том, как назвать вашу книгу». Я сказала: «Это легче легкого! Назовите «Борисова дома и в театре», но она сочла, что это совсем не подходит. Потом вышел мой альбом, который мне очень нравился, и я, встретив Верочку, говорю: «Вера, я понимаю, что у тебя что-то не получается, или тебе наскучила эта тема, прекрати, пожалуйста писать книгу, потому что в альбоме уже все обо мне сказано». А он сказала: «Есть у меня ваш альбом. Ничего там не сказано. Что такое фотография? Это момент, который фиксирует фотограф, и всё. Фотография молчит, она - нема, а если вы читаете критическую статью, то вы начинаете ощущать даже шелест платья, надетого на актера. Вы начинаете следить за ним. Вот актер понижает голос, потому что ему больно, вот он почти не может говорить, вот он падает, и вы видите всё это, вы видите спектакль! Вот что такое критик».
И действительно, когда читаешь ее статьи, зримо видишь театр, просто находишься там, вместе с актерами ощущаешь все, что происходит на сцене. Я благодарю судьбу, что она меня свела с Верой Анатольевной. Спасибо ей большое за всё!
Я благодарю наших музейных работников, они собрали статьи, которые были написаны Верой Максимовой на мои спектакли, и участвовали в отборе фотографий. Я чрезвычайно благодарна Дмитрию Трубочкину, он очень бережно отнесся к рукописи и изумительно написал предисловие к книге, причем в манере Веры Анатольевны. Жизнь сложилась так, что очень много для меня в театре сделала Галина Львовна Коновалова, а оформление книги, ее дизайн, сделала внучка Галины Львовны Саша Осенева, я ее благодарю за это. Благодарю издательство и тех, кто печатал. По мнению Трубочкина и Осеневой, для этой книги немало сделал мой сын, спасибо ему.

Завершилась встреча прекрасной и трагической музыкой Фаустаса Латенаса, который, предваряя исполнение сказал: «Я предлагаю вам послушать одно произведение, которое называется музыка к будущему спектаклю. Это «Болеро» написанное в этом году. Давайте послушаем эту музыку и подумаем о том, что произошло, о том, с чего мы начали нашу сегодняшнюю встречу и о том, что нас ждет. И будем надеяться, что все-таки мы будем жить спокойно, любя друг друга, и небо будет в алмазах…»
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы