К ввозу-вывозу готовы?

Что изменят поправки к закону о перемещении культурных ценностей

 
В самом конце прошлого года, практически уходя на каникулы, Государственная Дума вместе с Советом Федерации приняли поправки к закону о «Вывозе и ввозе культурных ценностей», который явно и давно с 1993 года нуждался в реновации.

До последнего времени в этом деле творилась дикая неразбериха – если какой-нибудь коллекционер покупал за рубежом картину, он ввозил ее в Россию со всеми налогами и особенно НДС, будто приобрел машину. Чтобы вывести что-либо за рубеж требовалось не только министерское разрешение, но также уплата пошлин и прочих сборов. Понятно, что нормальные люди всеми путями пытались обходить препоны и нигде «не светить» свои культурные приобретения – множество русских коллекций так и хранится в сейфах Швейцарии и замках Англии. А наши чиновники приравнивают скифские золотые украшения к обычным банковским слиткам.

Теперь, если верить поправкам, все должны понять, что такое «культурная ценность». В данном случае это то, что можно переместить из одного места в другое и что имеет не только материальную, но и гуманитарную ценность. Искусство подпадает все целиком. Есть еще одна интересная специфика «ценности» – теперь имеется четкая граница, когда та или иная вещь может вызвать большие вопросы на таможне: все, что старше 100 лет, в глазах государства имеет важное значение, что младше 100 лет – к этому отношение более спокойное (раньше эта граница была где-то на уровне 1950-х годов). Однако главное достижение принятого закона состоит в том, что он, по сути, уравнял в правах государственные музеи и частных коллекционеров. Теперь для временного ввоза или вывоза произведений не требуются таможенные сборы. Это, как считается, очень оживит наш культурный ландшафт. Кроме того, облегчается получение разных разрешительных бумаг на перемещение ценностей. Например, если вы ввезли картину из-за рубежа, какой бы ценной она ни была, вы можете свободно ее вывезти обратно.

В наше время, когда от думских инициатив мы не ожидаем ничего хорошего, а каждый новый закон в культурной сфере вызывает оторопь, такое «послабление» кажется чем-то экстраординарным. Не случайно в этих поправках немедленно стали раскапывать злой умысел: воинствующие «патриоты» посчитали, что кто-то из лоббистов пытается вывезти из страны гениальные артефакты, а либералы, наоборот, углядели новый рычаг государственного контроля – ведь чтобы получить разрешение на оборот культурных ценностей, эти самые ценности должны быть зарегистрированы и учтены в Министерстве культуры. Ну и, наконец, самое главное – к закону должны быть изданы разъясняющие акты. В них как раз должно объясняться, что такое «особая культурная ценность» (а их перемещение будет практически невозможно), кто и как на практике будет определять ценность предметов «в возрасте» до 100 лет. Интрига в том, что все эти разъяснения должны появиться 30 марта – то есть, читая этот номер «Театрала», вы уже можете свериться с законом, владеете ли вы чем-то реально «культурно ценным». Лично я настроен довольно скептично – у нас много чего хорошего декларируется, но на уровне конкретных решений все стопорится. Вряд ли в ближайшее время на нас хлынут антикварные потоки со всего мира, а наши олигархи рассекретят свои коллекции.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
  • «Дань художественному безумию и свободе»

    «Черных монах» гамбургского театра Thalia, поставленный Кириллом Серебренниковым, открыл 76-й Авиньонский фестиваль. Что о спектакле российского режиссера писали в зарубежных СМИ? «Беспрецедентный драматический транс» Зритель, окруженный мощными образами и ангельскими песнопениями, попадает в космический круговорот, где искусство, любовь, гений и безумие играют рука об руку. ...
  • «Последний поезд» станет «первым»

    Вчера, под занавес юбилейного 95 сезона «Ленкома Марка Захарова», состоялся предпремьерный показ – сдача творческому совету театра   спектакля «Последний поезд» по пьесе Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» (Авторская версия Сергея Плотова). ...
Читайте также