Фестиваль театрального братства

 

20 мая 2010 года, площадь сибирского города N***. Разносчики газет перекрикивают друг друга у тумбы с расписанием поездов. Уездные барышни мчатся на извозчике к перрону. Вывески настораживают обилием «ятей». Мелькают фуражки, сабли, сапоги, картины, корзины, картонки… Местная собачонка ошалело наблюдает за странной толпой.
То, что с первого взгляда легко было принять за съемки исторического фильма, на поверку оказалось чистой воды Театром! Игра в старинный вокзал развернулась перед Новосибирским академическим театром «Красный факел» в ожидании приближения одного из самых незаурядных культурных событий года – фестиваля «Ново-Сибирский транзит».

В сознании сибиряков его образ давно и прочно связался с колесами, вокзалами, плацкартами. Здесь его ждали целых два года, с трепетом, с надеждой.

Точно по расписанию раздался оглушительный паровозный гудок, клубы пара вырвались из-под здания театра, и Первый межрегиональный фестиваль-конкурс под названием «Ново-Сибирский транзит» стартовал в свою новую жизнь.

Надо сказать, и предыдущая жизнь дорогого стоила. Региональный фестиваль «Сибирский транзит» впервые всколыхнул разобщенную и застоявшуюся без гастролей театральную Сибирь в 2001-м. Став передвижным, фестиваль побывал в Иркутске, Омске, Томске, Красноярске, Улан-Удэ, Барнауле, открыл множество новых имен не только городам-соседям, но и России. И вот спустя девять лет окончательно вернулся на родину, в Новосибирск, слегка подправив название и расширив границы участников. Теперь именно сюда раз в два года будут съезжаться лучшие спектакли не только Сибири, но и Урала, и Дальнего Востока.

Это фестиваль-объединение, фестиваль реального общения и знакомства. Конечно, в первую очередь «лучших с лучшими», ведь отбор в афишу «Транзита», реализованный силами ведущих экспертов театральной России во главе с Олегом Лоевским, прошли только 16 спектаклей из 73. Но автор и продюсер фестиваля, директор театра «Красный факел» Александр Кулябин настаивает: «Транзит» – фестиваль общения всех людей театра!»

Открытием для новосибирской публики стал «Коляда-театр»: его «Трамвай «Желание» вызвал шквал полярных оценок и стал, пожалуй, самым обсуждаемым событием фестиваля. Рядом со спектаклями, о которых уже что-то слышали, читали, предвкушали, – совершенно незнакомые тувинцы, норильчане, сахалинцы, на премьеры к которым и захочешь, а просто так не съездишь – уж каким там поездом, батенька мой, только самолетом можно долететь! А спектакли любопытные – тонкие, чистые, честные…

Хозяева форума – новосибирские театры – тоже нашли чем удивить гостей и жюри. Центральным событием фестиваля стал «Маскарад» М. Лермонтова в версии театра «Красный факел» (режиссер Тимофей Кулябин), отмеченный в итоге сразу тремя призами конкурса – за лучшую сценографию, свет и лучшую мужскую роль (Арбенин – н.а. РФ Игорь Белозеров). Блестящими актерскими работами запомнился «Калека с острова Инишмаан» (спектакль Сергея Федотова в театре «Старый дом»). А были еще и две совсем свежие новосибирские премьеры, включенные в афишу «авансом», поэтому – вне конкурса, и ставшие украшением всей программы: «Возвращение» по одноименному рассказу А. Платонова, поставленное учеником С. Женовача Олегом Юмовым в академическом театре «Глобус», и «Доходное место» А. Островского в интерпретации самого молодого в Новосибирске «Первого театра» (режиссер Павел Южаков). Вот уж где фестивальная коллизия!

Спектакли, шедшие в один день, чудесным образом рифмовались, продолжались друг в друге, вступали в перекличку. То тема потерянного, бегущего от себя «разрушителя», своими руками убивающего возможность счастья, поворачивалась разными гранями в чеховской «Дуэли» (Новокузнецкий театр) и в бунинских «Темных аллеях» (Красноярский театр им. А.С. Пушкина). То мир российских чудиков из глубинки, таких щемяще родных, таких целомудренных в простоте своих принципов, оказывался живее всех живых не только в шукшинской «Крыше над головой» (сахалинский «Чехов-центр»), но и в современных «Экспонатах» по пьесе В. Дурненкова (Омский академический театр драмы)… Влюбившись в спектакль омичей, фестивальная публика сгорала от нетерпения в ожидании еще одних «Экспонатов» – из Прокопьевска, показанных спустя пять дней и покоривших совсем другим – жесткой аутентичностью, точностью распределения ролей.

Был у фестиваля и свой внутренний сюжет – лица режиссеров, украшавшие фестивальный буклет, были одно другого моложе! Тимофей Кулябин, Никита Гриншпун, Роман Феодори, Марат Гацалов, Олег Юмов, Павел Южаков и Дмитрий Егоров, сразу два спектакля которого попали в конкурс – «Прощание славянки» по роману В. Астафьева «Прокляты и убиты» и те самые, незабываемые омские «Экспонаты», которым и достался приз за «Лучшую режиссуру».

Недавно пришедшие в профессию, молодые режиссеры удивили крепким мастерством и если не полным равнодушием к формальному эксперименту, то вполне зрелым умением обуздать его. (Жюри призналось, что номинация «Новация» до последнего момента не имела кандидатов на победу. Приз достался последнему участнику программы – «Собакам-якудза» по аниме-пьесе Ю. Клавдиева и режиссеру спектакля Тимуру Насирову, подарившему новое дыхание Красноярскому ТЮЗу.) Вместо безоглядного юношеского риска – трезвый опыт внятного содержательного высказывания на материале большой литературы. «Тенденция ли это – еще предстоит поразмыслить, но, бесспорно, это «одно из самых сильных впечатлений от фестиваля, – признался в финале председатель жюри, профессор РАТИ Алексей Бартошевич. – Мы узнали целый ряд молодых режиссерских имен того поколения, от которого зависит судьба русского театра…»

Наибольшим же потрясением для жюри стало другое: «В ситуации, когда русская актерская школа терпит драматическую катастрофу, этот фестиваль дал веру, что все не так уж катастрофично: в Новосибирске был представлен спектр замечательных актерских работ. Это усложняло работу жюри, но побольше бы таких сложностей!» – искренне пожелал Алексей Бартошевич. Опытнейшему дуэту из Норильска – Алевтине Александровой и Валерию Онике, лишившим «Старомодную комедию» А. Арбузова даже намека на сентиментальный сироп, сплетя тончайшее кружево отношений, досталась личная премия председателя жюри.

Ирина Ермолова – уникальная Бланш из «Коляда-театра» – стала лауреатом премии за лучшую женскую роль. Призами были отмечены филигранные работы актеров Петра Исаченко (Красноярский театр им. А.С. Пушкина), Александра Викулина (Екатеринбургский ТЮЗ), Татьяны Шуликовой (новосибирский театр «Старый дом»). А ветераны сцены Алексей Самохвалов (Барнаул) и Клара Кисенкова (Южно-Сахалинск) стали обладателями почетной премии «За честь и достоинство».

Впечатление редкой стройности и высокого качества фестивальной афиши увенчало присуждение честных наград.

Разъезжались с благодарным ощущением – завершился фестиваль театрального братства. Фестиваль вне политики – чего стоит вручение премии «Лучший театральный менеджер Сибири, Урала и Дальнего Востока» непотопляемому борцу с невзгодами всех уровней и должностей за существование своего театра!

Фестиваль радушных хозяев. Фестиваль интересных спектаклей. Фестиваль теплой атмосферы и прекрасной организации.

Фестиваль дружбы – звучит, быть может, по-детски, но для тех, кто оказался в зоне его притяжения, слова «дружба», «общность», «театральное братство» пустыми в эти дни не казались… Какие пути ждут это братство в ближайшие два года, покажет следующий «Ново-Сибирский транзит». Главный учредитель фестиваля – правительство Новосибирской области уже выразило твердое намерение сделать фестиваль традиционным. А значит, следующая станция «Новосибирск-2012»!

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также