«Мы всё время репетируем»

Молодежный театр на Фонтанке отметил необычный юбилей

 

Режиссер Сёмен Спивак говорит, что жизнь спектакля – это как жизнь человека: одному отмерено долголетие, другой умирает, едва только став на ноги. Но главное, что в день премьеры определить его жизнеспособность невозможно.
 

Двадцать лет назад (1998 год) он поставил с выпускниками своего актерского курса «Крики из Одессы» Исаака Бабеля – ставил с расчетом на широкую творческую палитру – так, чтобы противопоставить характеры и обозначить потенциал. Прошли годы, но и в день юбилея (2 мая) в Молодежном театре на Фонтанке наблюдался немалый ажиотаж: спектакль задержали на несколько минут, чтобы рассадить на ступеньках желающих (других мест не оставалось).
 
Театральная программка сообщает: «Крики из Одессы» – притча о цикличности жизни, притча, наполненная музыкой и страстью. Главный герой драмы – Мендель Крик, он достойно достиг вершины своей жизни и опрометчиво решил остаться на ней навсегда. Он готов забыть о своём возрасте, загулять по-молодецки. Он собирается вместе с юной возлюбленной отправиться в дальние края, продав своё дело и бросив семью.
 
Взрослым сыновьям Менделя такой ход событий совершенно не нравится, и они пытаются «образумить» отца – всеми возможными способами помешать ему».
 
За два десятилетия в спектакле было мало вводов и сегодня его играют почти в том же составе, что и в 1998 году, когда роли между вчерашними студентами были поделены на возрастные и молодежные. Конфликт отцов и сыновей, сыгранный ровесниками – классический ход для молодежного театра, но о нем забываешь уже с первых минут спектакля. Колорит дореволюционной Одессы (действие происходит в 1913 году), разномастные дельцы и местечковый уклад… Семен Спивак вслед за Бабелем воссоздал вполне осязаемый мир, живущий по своим особым законам, и многое в этом мире держится на характерах и темпераментах.
 
Страсть Менделя (без преувеличения бенефисная роль Романа Агеева) становится для него болью, оборачивается страданиями, которые задевают близких. Но ему удаётся смириться с закатом, преодолев себя и осознав закономерное течение жизни.
 
И все же, в чем секрет долголетия постановки? Семен Спивак так отвечает на этот вопрос: «Конфликт между отцами и детьми, он же вечный? Поэтому и интерес к спектаклю сохраняется. Кроме того, мы всё время репетируем. Всё время! И даже сегодня была трехчасовая репетиция, потому что, как бывший инженер, я думаю, что на спектакль оседает пыль. Вот все равно что зеленое сукно становится серовато-зеленым. Но если тряпочкой стирать, то цвет возвращается.
 
Многие понимают работу режиссера упрощенно: дескать, это человек, который ставит спектакль. Но в то же время ты как мама, которая все время убирает. Ее труд не заметен, но без нее невозможно. Она подметет, вымоет раковину, пройдется щеткой по кухне… Так и у нас. Поэтому жизнеспособность сохраняется».
 
В репертуаре Молодежного театра на Фонтанке спектаклей-долгожителей немного. Семен Спивак из числа тех режиссеров, кто – за постоянное обновление. Но все-таки «Крики из Одессы» исключать из репертуара пока не планируется: есть в постановке формула жизнестойкости.
 
«Мой учитель по йоге считает, что человек приходит в этот мир для того, чтобы расти, – говорит Семен Спивак. – Растут мои бывшие ученики, и я расту. И думаю, что сам теперь многому у них учусь. Товстоногов говорил, что театр – это метод проб и ошибок. Мы пробуем, экспериментируем. От творческих неудач отказываемся. Поэтому и спектакль находится во взвешенном состоянии».
 
На вопрос «Театрала», есть ли постановки, которые пришлось закрыть раньше их положенного срока, режиссер ответил: «Да нет, обычно мы легко расстаемся со старыми работами, если чувствуем, что время пришло. Но были у нас «Дни Турбиных». Я любил эту работу. Однако артистка, которая играла Елену, сказала: «Я старше своей героини на 20 лет. Я больше играть не могу». И спектакль мы списали за один день. Спорить? Искать другую героиню? Делать вводы? Нет, по этому пути я не пошел, и считаю, что поступил правильно».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Владимир Андреев: «Между Кандинским поздним и ранним»

    «Это два эскиза Кандинского: поздний и ранний, где он чистый импрессионист! – сразу увлекает нас в экскурсию своему кабинету президент Ермоловского театра Владимир АНДРЕЕВ. – У меня даже есть работа Кандинского, на которой Ивана-царевича с царевной, несет серый волк. ...
  • Практический опыт

    По традиции, в новогодние праздники напоминаем лучшие тексты минувшего сезона. В нашей подборке – закулисье театра «Практика» (материал из июльского номера, вышедший в рамках спецпроекта «Театрала»). На первый взгляд закулисье этого театра напоминает подводную лодку или бункер. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
Читайте также