Нашу инициативу объявить следующий год – Годом театра поддержал президент России Владимир Путин, за что я ему безмерно благодарен. Это важное событие в театральной жизни страны.
Признаюсь, я счастлив, и я верю, что этот год станет для нас особенно плодотворным и содержательным. Знаю, что не все разделяют мою радость, есть скептики, которые не видят открывающихся перспектив. Но я думаю иначе. Уверен, что мы можем многое успеть сделать, решить ряд проблем, а насколько у нас это получится, думаю, в большой степени зависит от нас самих.
Конечно, за один год мы не отремонтируем все театральные здания – нуждающихся в ремонте театров по стране очень много, но что-то сделаем и непременно наметим сроки, когда будут приведены в порядок остальные. Очень важно, чтобы Год театра не стал разовой программой: завершился 2019 год, и все забыли про театр и его проблемы. Год театра должен стать толчком к дальнейшему развитию, и крайне необходимо, чтобы была принята Стратегия развития театрального дела до 2030 года, которая в полной мере отразит театральную ситуацию и в которой будут обозначены все нерешенные проблемы.
Наивно полагать, что в Год театра на нас посыплется звездопад новых имен талантливых режиссеров, артистов, драматургов, художников… По указу даже российского президента новые таланты не родятся, и никакие нанотехнологии не способны это сделать.
Театр обладает уникальной способностью к естественному самообновлению, нельзя к этому процессу подтолкнуть, театр меняется по своим законам, неведомым и неуправляемым. Мы можем только создать благоприятные условия для рождения новых театральных идей, языка, направлений, условия для развития театральной науки…
Но надо признать: единственно, кто по-настоящему влияет на развитие театра – это зрители. Как говорил Пушкин: «Публика образует драматические таланты». В «художественный заговор» (определение Товстоногова) театра должны быть обязательно вовлечены зрители, без них он не только не может быть успешным, он просто не состоится.
А потому Год театра – это и Год зрителя. И все, что мы сделаем в Год театра, все это будет сделано для наших зрителей.
И от этого только увеличивается наша ответственность. Программа Года театра должна быть масштабной и содержательной, формировать ее будут самые главные театральные мудрецы. Работа уже началась, и очень хочется, чтобы мы не ограничились, фигурально говоря, красивой отделкой фасада театрального здания, а привели бы в порядок все здание.
Признаюсь, я счастлив, и я верю, что этот год станет для нас особенно плодотворным и содержательным. Знаю, что не все разделяют мою радость, есть скептики, которые не видят открывающихся перспектив. Но я думаю иначе. Уверен, что мы можем многое успеть сделать, решить ряд проблем, а насколько у нас это получится, думаю, в большой степени зависит от нас самих.
Конечно, за один год мы не отремонтируем все театральные здания – нуждающихся в ремонте театров по стране очень много, но что-то сделаем и непременно наметим сроки, когда будут приведены в порядок остальные. Очень важно, чтобы Год театра не стал разовой программой: завершился 2019 год, и все забыли про театр и его проблемы. Год театра должен стать толчком к дальнейшему развитию, и крайне необходимо, чтобы была принята Стратегия развития театрального дела до 2030 года, которая в полной мере отразит театральную ситуацию и в которой будут обозначены все нерешенные проблемы.
Надеюсь, что Союз театральных деятелей России будет активно участвовать в разработке нового закона о культуре, и он будет принят. И тогда абсурдные ситуации в театральной жизни станут возникать не столь часто, как это происходит сейчас.
Наивно полагать, что в Год театра на нас посыплется звездопад новых имен талантливых режиссеров, артистов, драматургов, художников… По указу даже российского президента новые таланты не родятся, и никакие нанотехнологии не способны это сделать.
Театр обладает уникальной способностью к естественному самообновлению, нельзя к этому процессу подтолкнуть, театр меняется по своим законам, неведомым и неуправляемым. Мы можем только создать благоприятные условия для рождения новых театральных идей, языка, направлений, условия для развития театральной науки…
Но надо признать: единственно, кто по-настоящему влияет на развитие театра – это зрители. Как говорил Пушкин: «Публика образует драматические таланты». В «художественный заговор» (определение Товстоногова) театра должны быть обязательно вовлечены зрители, без них он не только не может быть успешным, он просто не состоится.
А потому Год театра – это и Год зрителя. И все, что мы сделаем в Год театра, все это будет сделано для наших зрителей.
И от этого только увеличивается наша ответственность. Программа Года театра должна быть масштабной и содержательной, формировать ее будут самые главные театральные мудрецы. Работа уже началась, и очень хочется, чтобы мы не ограничились, фигурально говоря, красивой отделкой фасада театрального здания, а привели бы в порядок все здание.