«Его пытались стереть из памяти»

В «Сфере» вышел спектакль по рассказам Аверченко

 
«Аркадия Аверченко современники называли королем смеха: журнал «Сатирикон», который он возглавлял в 1908-1911 годах, знала вся страна», – говорит режиссер Константин ДЕМИДОВ. Вместе с артистами московского театра «Сфера» он поставил спектакль «Гнездо перелетных птиц» по новеллам писателя.
 
В 1920 году выступивший против революции писатель был вынужден навсегда покинуть Россию. На одном из последних пароходов он отплыл в Константинополь, массово принимавший в те годы русских эмигрантов. Блистательные юмористические рассказы, очерки и фельетоны принесли Аркадию Аверченко ошеломляющую популярность. Тем труднее поверить, что на протяжении многих десятилетий у себя на родине он был предан забвению.

– До сих пор его замечательная, но малоизвестная проза редко появляется на российской сцене, – продолжает режиссер. – Тексты Аверченко почти не экранизируются. Хотя забыть этого писателя – все равно что убрать на пыльную полку картины Тарковского. В юмористическую оболочку его текстов завернуты глубокие смыслы. Работая над спектаклем, мы больше всего хотели, чтобы зрители, которые его увидят, перечитали Аверченко.

Спектакль называется «Гнездо перелетных птиц» – в честь сатирического кабаре, которое Аверченко организовал в Константинополе.

– Труппу он собрал за шесть дней, – рассказывает Константин Демидов. – И уже неделю спустя она дала первое представление, которое полюбилось публике. Критики писали, что среди прочих театров «Гнездо перелетных птиц» стоит особняком: планка была очень высока.

В постановке Константина Демидова биографические зарисовки из жизни писателя, относящиеся к периоду создания «Гнезда…», соединяются с сюжетами рассказов, создавая ощущение «театра в театре». Инсценировку для спектакля написала актриса «Сферы» Виктория Склянченкова.

– Вика изучила и обработала множество материалов, посетила места, где работал театр, не раз побывала в Праге, где прошли последние годы жизни Аверченко. Собственно, благодаря ей этот спектакль появился на свет. Я за материал ухватился сразу – обожаю тексты, в которых артисты могут по-настоящему раскрыться, а здесь каждый из них играет несколько интереснейших характеров. Надо сказать, что и сами актеры загорелись и за дело взялись с азартом. Им удалось создать атмосферу импровизации. На репетициях рождалось множество приколов и фразочек, которые теперь используются на сцене. К тому же, спектакль получился музыкальным.

Рассказы Аверченко соединились в постановке с творчеством его современника Александра Вертинского. Знаменитый исполнитель и автор песен тоже прожил жизнь эмигранта. Правда, в отличие от сатирика, вернуться на родину он все-таки смог.

– Песни Вертинского очень точно, смыслово, атмосферно ложатся в историю «Гнезда…» Мотивы, которые затрагивает в своих песнях Вертинский, близки и Аверченко.

Известно, что Вертинский и Аверченко были знакомы лично (в архивах сохранилась совместная фотография), но вместе они не выступали. Мне кажется, Даниил Толстых, который исполняет в спектакле песни Вертинского, довольно точно схватил суть этого автора, как и Дмитрий Новиков – суть Аверченко, так что в нашей постановке две эти звезды все-таки встретились на одной сцене.

Если в целом карты сложились для спектакля удачно, то сценическое пространство «Сферы», по словам Константина Демидова, напротив обернулось вызовом.

– Вписывать спектакль в нестандартное пространство – одна из моих любимых задач. Конкретно эта постановка, на мой взгляд, отлично влилась в зал, который своей округлой формой так и напоминает гнездо. Я, когда рисовал эскизы, думал даже выложить ветки между рядами, чтобы зрители вместе с артистами сидели в нем, как птенцы. У меня уже был опыт работы в похожем пространстве: круговая рассадка использовалась в спектакле «Событие» (по Набокову), который я ставил в Краснодарском Молодежном театре.

На вопрос, чем же сегодня так притягивает в Аверченко, режиссер отвечает:
– Первоклассный юмор. Мне кажется, нынешние зрители не очень-то им избалованы. Аверченко в этом смысле задает высокую планку тонкой литературной иронии. Кто-то может сказать, что его ставить рискованно. Но я привык думать, что зритель умнее меня и непременно считает все коды. Тем более что «Сфера» традиционно известна, как театр интеллектуального зрителя. Здесь ждут именно такого материала. Как сказал главный режиссер театра Александр Коршунов, Аверченко – это наш автор. И судя по первым показам, это действительно так. Этот писатель уже был когда-то в репертуаре «Сферы», и вот теперь – вновь вернулся сюда.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также