«Его пытались стереть из памяти»

В «Сфере» вышел спектакль по рассказам Аверченко

 

«Аркадия Аверченко современники называли королем смеха: журнал «Сатирикон», который он возглавлял в 1908-1911 годах, знала вся страна», – говорит режиссер Константин ДЕМИДОВ. Вместе с артистами московского театра «Сфера» он поставил спектакль «Гнездо перелетных птиц» по новеллам писателя.
 
В 1920 году выступивший против революции писатель был вынужден навсегда покинуть Россию. На одном из последних пароходов он отплыл в Константинополь, массово принимавший в те годы русских эмигрантов. Блистательные юмористические рассказы, очерки и фельетоны принесли Аркадию Аверченко ошеломляющую популярность. Тем труднее поверить, что на протяжении многих десятилетий у себя на родине он был предан забвению.

– До сих пор его замечательная, но малоизвестная проза редко появляется на российской сцене, – продолжает режиссер. – Тексты Аверченко почти не экранизируются. Хотя забыть этого писателя – все равно что убрать на пыльную полку картины Тарковского. В юмористическую оболочку его текстов завернуты глубокие смыслы. Работая над спектаклем, мы больше всего хотели, чтобы зрители, которые его увидят, перечитали Аверченко.

Спектакль называется «Гнездо перелетных птиц» – в честь сатирического кабаре, которое Аверченко организовал в Константинополе.

– Труппу он собрал за шесть дней, – рассказывает Константин Демидов. – И уже неделю спустя она дала первое представление, которое полюбилось публике. Критики писали, что среди прочих театров «Гнездо перелетных птиц» стоит особняком: планка была очень высока.

В постановке Константина Демидова биографические зарисовки из жизни писателя, относящиеся к периоду создания «Гнезда…», соединяются с сюжетами рассказов, создавая ощущение «театра в театре». Инсценировку для спектакля написала актриса «Сферы» Виктория Склянченкова.

– Вика изучила и обработала множество материалов, посетила места, где работал театр, не раз побывала в Праге, где прошли последние годы жизни Аверченко. Собственно, благодаря ей этот спектакль появился на свет. Я за материал ухватился сразу – обожаю тексты, в которых артисты могут по-настоящему раскрыться, а здесь каждый из них играет несколько интереснейших характеров. Надо сказать, что и сами актеры загорелись и за дело взялись с азартом. Им удалось создать атмосферу импровизации. На репетициях рождалось множество приколов и фразочек, которые теперь используются на сцене. К тому же, спектакль получился музыкальным.

Рассказы Аверченко соединились в постановке с творчеством его современника Александра Вертинского. Знаменитый исполнитель и автор песен тоже прожил жизнь эмигранта. Правда, в отличие от сатирика, вернуться на родину он все-таки смог.

– Песни Вертинского очень точно, смыслово, атмосферно ложатся в историю «Гнезда…» Мотивы, которые затрагивает в своих песнях Вертинский, близки и Аверченко.

Известно, что Вертинский и Аверченко были знакомы лично (в архивах сохранилась совместная фотография), но вместе они не выступали. Мне кажется, Даниил Толстых, который исполняет в спектакле песни Вертинского, довольно точно схватил суть этого автора, как и Дмитрий Новиков – суть Аверченко, так что в нашей постановке две эти звезды все-таки встретились на одной сцене.

Если в целом карты сложились для спектакля удачно, то сценическое пространство «Сферы», по словам Константина Демидова, напротив обернулось вызовом.

– Вписывать спектакль в нестандартное пространство – одна из моих любимых задач. Конкретно эта постановка, на мой взгляд, отлично влилась в зал, который своей округлой формой так и напоминает гнездо. Я, когда рисовал эскизы, думал даже выложить ветки между рядами, чтобы зрители вместе с артистами сидели в нем, как птенцы. У меня уже был опыт работы в похожем пространстве: круговая рассадка использовалась в спектакле «Событие» (по Набокову), который я ставил в Краснодарском Молодежном театре.

На вопрос, чем же сегодня так притягивает в Аверченко, режиссер отвечает:
– Первоклассный юмор. Мне кажется, нынешние зрители не очень-то им избалованы. Аверченко в этом смысле задает высокую планку тонкой литературной иронии. Кто-то может сказать, что его ставить рискованно. Но я привык думать, что зритель умнее меня и непременно считает все коды. Тем более что «Сфера» традиционно известна, как театр интеллектуального зрителя. Здесь ждут именно такого материала. Как сказал главный режиссер театра Александр Коршунов, Аверченко – это наш автор. И судя по первым показам, это действительно так. Этот писатель уже был когда-то в репертуаре «Сферы», и вот теперь – вновь вернулся сюда.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Сказка о Юсуповых

    Историю рода Юсуповых, от времен Ивана Грозного до 1920-х годов, в «Современнике» уложили всего в полтора часа и двенадцать поэтических эпизодов. Для режиссера Олега Глушкова первичны были музыка и поэзия, и только потом он стал копаться в исторических фактах. ...
  • Вышел в свет январский «Театрал»!

    На страницах первого номера 2022 года (см. подписка и где купить) вы прочтете:   - что желают Римасу Туминасу в связи с грядущим юбилеем Александр Калягин, Юрий Соломин, Мария Ревякина, Дмитрий Трубочкин, Алексей Бородин, Евгений Писарев, Сергей Гармаш, Адамас Яцовскис, Анжелика Холина и другие; - какие задачи Сергей Газаров ставит перед своими театрами; - о чем говорили гости и лауреаты премии «Звезда Театрала»-2021; - зачем поэт Владимир Вишневский рифмует слова пандемийного времени; - чем отвлечь себя от новогодних застолий и постпраздничной хандры: авторская колонка главреда журнала «Театрала Валерия Якова; - куда сходить с ребенком в новогодние дни: обзор лучших спектаклей; - о каких ролях мечтает Виктор Раков; - как Евгений Марчелли обновил репертуар Театра им. ...
  • Воланд & Co

    В самом центре Москвы, недалеко от Патриарших прудов, почти на одной и той же улице появились два иностранца и почти одновременно выпустили спектакли по культовому для России роману. «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова поставили – в Театре Наций канадский режиссер Робер Лепаж и в Большом хореограф из Словении Эдвард Клюг. ...
  • Игры нашего времени

    В Театре Моссовета за месяц вышли сразу две крупные премьеры. Евгений Марчелли выпустил свой первый спектакль на большой сцене в статусе худрука – «Жестокие игры» Арбузова. А Анастасия Светлова, бывшая прима Волковского театра, сыграла заглавную роль в спектакле по пьесе Зеллера «Мама» в постановке молодого режиссёра Павла Пархоменко. ...
Читайте также