«Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Наталье Шаинян, внештатному автору «Театрала».
1. Лучшими я назову «Му-му» Дмитрия Крымова в Театре наций и его же «БеЗприданницу» в ШДИ, «Волшебную гору» Константина Богомолова в Электротеатре и «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре».
Полувековой давности довлатовский «Заповедник» обнаружил печальную актуальность в постановке Сергея Женовача в СТИ, став размышлением о безысходности нынешнего дня. Театру Фоменко, к счастью, удалось решить вопрос с наследниками Юрия Казакова, и обаятельный тонкий «Проклятый север» молодого поколения театра вошел в репертуар. Удачей стала «Солнечная линия» Виктора Рыжакова в ЦИМе по пьесе Ивана Вырыпаева об отношениях в браке – благодаря виртуозно выстроенному взаимодействию актеров Юлии Пересильд и Андрея Бурковского.
Три запомнившиеся постановки на малых сценах: в Театре наций «Утопия» Марата Гацалова по пьесе Михаила Дурненкова важна и как разговор о травме девяностых, и как дальнейший поиск художественного языка тандемом Гацалова-Перетрухиной. «Два веронца» Михаила Станкевича в РАМТе – очаровательная интерпретация Шекспира от юной части труппы, и «Блажь» Юрия Иоффе в театре Маяковского – старый добрый психологический театр в увлекательной забытой вещи Островского.
Грандиозное впечатление подарил фестиваль «Черешневый лес», который привез в столицу прощальный показ великого спектакля британца Саймона Макберни «Encounter».
2. О слабых постановках говорить не хочется, но о крупных бедах нельзя умолчать. Почти одновременная гибель создателей Театра.doc Михаила Угарова и Елены Греминой, очередное лишение их театра помещения подвели итог под полутора десятилетиями, целой главой новейшей театральной истории, в которой тихий голос маленького независимого театра заглушить не удалось при всех стараниях властей. Пусть Doc продолжает свое дело – очень важна та общественная роль театра и тот тип театрального мышления, которые развивали создатели документального театра и новой драмы в России.
А вот новости в жизни Платоновского фестиваля в Воронеже, куда московские театралы за восемь лет привыкли ездить, как и зрители из других городов, после смены тамошнего губернатора возмущают. Уникальный форум искусств европейского уровня, который Михаилу Бычкову и его команде единственным в стране удалось создать за пределами двух столиц, несмотря на богатую и сложную программу этого года, вызвал нарекания нового руководства области. Попытки чиновников руководить вместо профессионалов формированием программы и, в целом, художественным и идейным направлением фестиваля приводят на память подобные сюжеты из советских времен.
3. Сезон прошел под каменной плитой «театрального дела» – судебного преследования Кирилла Серебренникова и его коллег, создавших проект «Платформа». Абсурдность обвинений, произвольно называемые суммы ущерба и демонстративная жестокость следствия сделали этот процесс еще одним видом театра, за которым наблюдает вся страна и в котором власть репрезентует себя и свой модус взаимодействия с гражданами.
Отсутствие в этом деле смысла, цели, непонимание причин, рассыпающийся ворох версий мотивов и заказчиков – все это погружает общество во мрак бессилья, глухоты и бесправия. Это не про театр, это про всю общественную жизнь; залы суда и тюремные камеры становятся местом, где разыгрываются главные трагические представления эпохи.
Читайте также:
Итоги сезона от Павла Руднева
Итоги сезона от Ольги Егошиной
Итоги сезона от Марины Шимадиной
Итоги сезона от Вениамина Смехова
Итоги сезона от Виктора Ерофеева
Итоги сезона от Юлиана Макарова
1. Лучшими я назову «Му-му» Дмитрия Крымова в Театре наций и его же «БеЗприданницу» в ШДИ, «Волшебную гору» Константина Богомолова в Электротеатре и «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре».
Полувековой давности довлатовский «Заповедник» обнаружил печальную актуальность в постановке Сергея Женовача в СТИ, став размышлением о безысходности нынешнего дня. Театру Фоменко, к счастью, удалось решить вопрос с наследниками Юрия Казакова, и обаятельный тонкий «Проклятый север» молодого поколения театра вошел в репертуар. Удачей стала «Солнечная линия» Виктора Рыжакова в ЦИМе по пьесе Ивана Вырыпаева об отношениях в браке – благодаря виртуозно выстроенному взаимодействию актеров Юлии Пересильд и Андрея Бурковского.
Три запомнившиеся постановки на малых сценах: в Театре наций «Утопия» Марата Гацалова по пьесе Михаила Дурненкова важна и как разговор о травме девяностых, и как дальнейший поиск художественного языка тандемом Гацалова-Перетрухиной. «Два веронца» Михаила Станкевича в РАМТе – очаровательная интерпретация Шекспира от юной части труппы, и «Блажь» Юрия Иоффе в театре Маяковского – старый добрый психологический театр в увлекательной забытой вещи Островского.
Грандиозное впечатление подарил фестиваль «Черешневый лес», который привез в столицу прощальный показ великого спектакля британца Саймона Макберни «Encounter».
2. О слабых постановках говорить не хочется, но о крупных бедах нельзя умолчать. Почти одновременная гибель создателей Театра.doc Михаила Угарова и Елены Греминой, очередное лишение их театра помещения подвели итог под полутора десятилетиями, целой главой новейшей театральной истории, в которой тихий голос маленького независимого театра заглушить не удалось при всех стараниях властей. Пусть Doc продолжает свое дело – очень важна та общественная роль театра и тот тип театрального мышления, которые развивали создатели документального театра и новой драмы в России.
А вот новости в жизни Платоновского фестиваля в Воронеже, куда московские театралы за восемь лет привыкли ездить, как и зрители из других городов, после смены тамошнего губернатора возмущают. Уникальный форум искусств европейского уровня, который Михаилу Бычкову и его команде единственным в стране удалось создать за пределами двух столиц, несмотря на богатую и сложную программу этого года, вызвал нарекания нового руководства области. Попытки чиновников руководить вместо профессионалов формированием программы и, в целом, художественным и идейным направлением фестиваля приводят на память подобные сюжеты из советских времен.
3. Сезон прошел под каменной плитой «театрального дела» – судебного преследования Кирилла Серебренникова и его коллег, создавших проект «Платформа». Абсурдность обвинений, произвольно называемые суммы ущерба и демонстративная жестокость следствия сделали этот процесс еще одним видом театра, за которым наблюдает вся страна и в котором власть репрезентует себя и свой модус взаимодействия с гражданами.
Отсутствие в этом деле смысла, цели, непонимание причин, рассыпающийся ворох версий мотивов и заказчиков – все это погружает общество во мрак бессилья, глухоты и бесправия. Это не про театр, это про всю общественную жизнь; залы суда и тюремные камеры становятся местом, где разыгрываются главные трагические представления эпохи.
Читайте также:
Итоги сезона от Павла Руднева
Итоги сезона от Ольги Егошиной
Итоги сезона от Марины Шимадиной
Итоги сезона от Вениамина Смехова
Итоги сезона от Виктора Ерофеева
Итоги сезона от Юлиана Макарова