Цвета Глобуса

 

Новосибирский молодежный театр «Глобус» отметил свое 75-летие. Во время юбилейной недели на большой и малых сценах театра показывали новые и лучшие спектакли театра. Традиция приглашать известных режиссеров страны, привитая бывшим директором «Глобуса», а теперь генеральным директором «Золотой маски» Марией Ревякиной, продолжена нынешним директором Татьяной Людмилиной.
Самые свежие премьеры дали пищу для размышлений – «Белая овца» Елены Невежиной, «Свадьба Кречинского» Марины Глуховской и первый сибирский мюзикл «НЭП» Елены Сибиркиной (либретто), Эдвальда Смирнова (хореография), Алексея Крикливого (режиссура) и Алексея Людмилина (руководство молодежным оркестром).

«Белая овца» Елены Невежиной (которая в программке и на афише настойчиво именуется Леной) – микс-фантасмагория из разных произведений Хармса (Невежина смело выступила и автором инсценировки). Лучше всего Хармс воплощен здесь в бедном клаустрофобическом быте силами московских художников-постановщиков Анастасии Глебовой и Владимира Мартиросова. Велосипеды и санки по стенам вместо ковров и обоев, персональные сидушки на гвоздях перед входом в клозет. Гулко хлопающие двери коммуналки, несколько одинаковых кастрюлек на плите: в них с наслаждением плюет СтаруХАрМс Ильи Панькова (первой громкой ролью которого стал Арлекин в «Двойном непостоянстве» Чернякова). Очевидно, что в амплуа комической старухи Паньков чувствует себя как рыба в воде, но на паре гэгов и силами одного актера Хармса не сыграть. Ясно, что Невежиной очень хотелось развернуть перед глазами невыносимые условия труда творческого человека в полицейско-кафкианском государстве. Даня Ювачев-Хармс собственной персоной живет в одной из комнат коммуналки, и все буквально ходят друг у друга по головам, но контекст времени, одновременно рвущегося в клочки и рождающего новые смыслы, вышел таким игрушечным и упрощенным, хоть плачь.

«Свадьба Кречинского» Марины Глуховской – роскошная интерьерная мелодрама, в которой режиссер, сценограф и художник по костюмам (Ольга Веревкина, Омск) соблюдают паритет. Спектакль выглядит богато, как высокобюджетный сериал. В гигантских темно-вишневых комодах с сотнями ячеек хранится в зависимости от мизансцены то наследство Лидочки, то судьба Кречинского – какой ящик откроет, так жизнь и вильнет. Анекдот о шулере, заложившем фальшивый бриллиант под крупную сумму, Сухово-Кобылин превратил в едкий памфлет о временах и нравах. А Глуховская увидела этот горький текст, написанный драматургом в тюрьме, через призму всепрощающей женской любви. Высшей точкой спектакля становится финальный поцелуй Лидочки (Ульяна Кирпиченко). Финал сопровождает романс в исполнении Людмилы Трошиной «Не обмани…». Сочно сыгранные первые (Артур Симонян-Кречинский) и вторые роли (Людмила Трошина – Анна Атуева, тетка Лидочки Муромской, Юрий Саломеин – Иван Расплюев) отсылают к оперетте, тем более что поют в спектакле много и с удовольствием.

«НЭП» – масштабная постановка первого сибирского мюзикла по «Педагогической поэме» Антона Макаренко, к которой театр шел более двух лет. Кажется, в спектакле заняты все силы театра: добрая половина труппы, вокальная и пластическая студии, молодежный оркестр, хор. На сцену выезжают и настоящий автомобиль, и почти настоящий паровоз… Результат – превосходный. Задорные стихи Елены Сибиркиной и заводные па Эдвальда Смирнова в исполнении ребят пользуются в городе таким спросом, что на «НЭП» в зал на 500 мест приносят еще 100 стульев, и все равно, говорят, мало. В отсутствие детского теле- и радиовещания это понятный ажиотаж – дети между собой лучше всего договорятся, взрослым надо только намекнуть, о чем будет разговор, – что и сделано в этом «НЭПе» по «Педагогической поэме». Детвора в зале верит жителям колонии Антона Макаренко в исполнении своих ровесников и друзей – и, по сути, это современный сюжет о беспризорных детях и надзирающем их государстве, только рассказанный легендарным педагогом Макаренко.

Что в первую очередь обращает на себя внимание в «Глобусе»? Налаженная творческая работа, техническая оснащенность обоих залов (новое световое оборудование, купленное для «НЭПа», – особая гордость театра), запись на спектакли за три месяца вперед, 100% заполняемость залов. И все это на фоне общих печальных разговоров о судьбах детского и молодежного театров. Конечно, «Глобусу» помогает местная власть – но не на день раньше и не на рубль больше, чем другим театрам. Просто здесь взяли за правило разумно распоряжаться имеющимся, улыбаться друг другу и каждому зрителю уже с порога. Так рождаются позитивные энергии, которые потом перетекают в спектакли.

Театральной реформы в «Глобусе» не боятся – к ней готовятся, как могут, в частности, ведут переговоры с губернатором о дотировании каждого билета. Строят новые планы – в новом сезоне будут ставить московские знаменитости Нина Чусова и Роман Козак.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также