Одним Сережей меньше

МХТ им. Чехова завершил зимний блок показов спектакля Дмитрия Крымова

 

Дмитрий Крымов обожает всевозможные шутки с названиями своих спектаклей. Чеховские «Три сестры» у него назвались «Оноре де Бальзак. Записки о Бердичеве», а «Вишневый сад» – «Торгами». И уже никто не удивляется, что спектакль по «Анне Карениной» коротко озаглавлен «Сережей». И что заглавного героя играет не актер, а кукла в натуральную величину, сделанная Виктором Платоновым.
 
Ведь театр Крымова начинался как театр художника, театр куклы и объекта, где актеры играли вспомогательную роль. Удивительно другое – как режиссеру, привыкшему работать со своей командой учеников, в собственном (теперь уже бывшем) театре, удается транспонировать свой уникальный художественный язык на другую, большую и академическую сцену без потерь, и обратить в свою веру артистов совершенно другой школы. Однако, «Серёжа» – уже вторая после блистательной «Му-му» в Театре Наций постановка «на стороне» и вторая удача, доказывающая, что свободный дух дышит там, где захочет. 
 
От текста Толстого здесь, конечно, остались рожки да ножки. Крымов вообще редко обращается к букве литературного источника, предпочитая верность его духу. Слова давно потеряли смысл, превратились в мусор, шелуху. Анна (Мария Смольникова) бесконечно болтает всякую ерунду с единственной целью – заглушить тишину, страшную пустоту жизни, которую ей нечем заполнить, несмотря на наличие семьи, мужа и сына, которому она везт из Москвы модный дрон. При этом актриса успевает иронизировать по поводу постановки: «О, у меня же тут есть толстовская реплика» – «Здоров ли Серёжа»? Или вспоминает, как на этой самой сцене роль Анны Карениной исполняла легендарная Алла Тарасова, и по-хозяйски просит перевесить занавес с «Чайкой». От того архаичного старого театра в спектакле осталась суфлерская будка, обитатель которой тщетно пытается вернуть представление в нормальное классическое русло. Но нормально у Крымова не бывает никогда. Его метод – это парад аттракционов, где все стреляет, взрывается и несется кувырком.  
 
Тем не менее, «Сережа» – это очень тонкий, нежный и грустный спектакль. Здесь, как обычно у Крымова, много эксцентрики и публика часто смеется над ужимками и прыжками главной героини, похожей на клоунессу. Смольникова, недавно уморительно игравшая капризную девочку-подростка в «Му-Му», словно передала Карениной часть её детской непосредственности. В этой Анне тоже есть что-то трогательное и наивное. Женщина-ребенок, женщина-недоразумение, женщина-катастрофа, у которой все валится из рук и все разбивается вдребезги, в том числе собственная судьба и жизнь близких. «Вечно она во что-нибудь вляпается», – ворчит муж. И в любовь свою она именно что вляпывается, врезается, посреди вокзальной сутолоки и суеты, под лязг сцеплений и буферов, заваленная грудой чемоданов. Сначала она пытается не признавать её, не выпускать наружу. Но новое счастливое чувство сыплется из карманов, из шляпки, из туфелек блестящим конфетти.
 
И Вронский тут (Виктор Хориняк) – такой же ребенок, совсем не плейбой и не военный, большой неловкий мальчик в очках, чем-то похожий на её сына Серёжу. Чтобы произвести впечатление на даму сердца, он не выступает на скачках, а устраивает из вещей гигантские пирамиды и ходит между ними на руках – ну чистое ребячество. Такими же акробатическими упражнениями выглядят и их любовные экзерсисы, мало похожие на проявление страсти.
 
Еще одна несомненная удача спектакля – это Каренин в исполнении Анатолия Белого. Таким мы этого актера ещё не видели. Каренин здесь единственный взрослый. Он понимает Анну с полуслова, нянчится с ней, как с ребенком, хлопочет по хозяйству в домашнем фартуке, вытачивает из дерева игрушки и вкручивает разбитые женой лампочки. Милый, уютный муж, но при этом исполненный внутреннего достоинства и благородства. Даже огромные ветвистые рога с колокольчиками он умудряется носить с изяществом. Злые дети делают ему больно, но он продолжает шутить, глотая слезы. Он же старший, он сильный. И только в последней жуткой сцене, прижигая себе руку утюгом, обугленный от горя, Каренин идет вразнос и крушит все вокруг. Дом полная чаша за минуты превращается в руины. От неосторожного поступка рушится, рассыпается жизнь.
 
Помните эпиграф к роману Толстого – «мне отмщение, и аз воздам»? У Крымова возмездие к Анне приходит не в виде паровоза. Её Серёжа, ставший вдруг живым мальчиком, уходит из-под рук, буквально проваливается под землю, как в каком-то страшном сне. И тут Мария Смольникова превращается в героиню романа Гроссмана «Жизнь и судьба», потерявшую сына на фронте. Не уберегла, недоглядела, недолюбила. Её жжет то же чувство вины, что и Анну, видевшую в сыне лишь куклу, объект забот и предмет воспитания. Окруженный няньками и гувернерами, он не видел материнской ласки, не был защищен её любовью.
 
Крымов закачивает спектакль вопросами Льва Рубинштейна: «Кто помнит, куда шел тот поезд в романе? А другой поезд? А кто переписывался первыми буквами слов? Что там такое было с сенокосом? А с охотой? И зачем всё это было, в конце концов?». Так режиссер заранее остужает пыл поборников классики, возмущенных смелой трактовкой романа, но плохо помнящих, что там происходило на самом деле. И заодно констатирует, что вопросов в нашей жизни все равно больше, чем ответов. И зачем все это было, мы не узнаем никогда.    


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • Театр на Юго-Западе начал сезон премьерой спектакля «Тиль»

    Театр на Юго-Западе открыл 44 театральный сезон премьерой – спектаклем по пьесе Григория Горина «Тиль», режиссер-постановщик Наталия Бухальцева.   Впервые пьеса Горина была поставлена в 1974 году на сцене «Ленкома» и стала началом возрождения театра под руководством Марка Захарова. ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
Читайте также