Что ждет билетных перекупщиков?

 

Министерство культуры подготовило два законопроекта, направленных на борьбу с перекупщиками билетов. Об этом во вторник, 2 апреля, сообщила на Московском билетном форуме начальник отдела законопроектной деятельности Нормативно-правового департамента ведомства Нигина Умарова. Нововведения обсудили в рамках панельной дискуссии: «Что ждет билетное законодательство в 2019 году?», в которой, помимо Минкульта, участвовали представители Общественной палаты, театральной отрасли и зрительского сообщества.

Законодательная инициатива, которая найдет отражение в законопроектах «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вводит понятие лица, уполномоченного продавать билеты на культурные мероприятия, а также ужесточает требования к самому билету. В частности, планируется утвердить специальную форму билета (билет, не соответствующий форме, будет считаться недействительным). Что касается платы билетным посредникам за оказание услуг, которая и составляет прибыль билетного рынка, то она будет ограничена 10% от стоимости купленных билетов. Наиболее резонансная статья касается штрафов, которые грозят перекупщикам. Для граждан размер штрафа достигает 300 тыс. рублей, для юридических лиц – 1 млн. рублей.

– Целью законопроектов является пресечение спекуляции билетами на культурные мероприятия (спектакли, концерты, выставки и так далее), а также установление единых правил возврата и реализации билетов, – рассказала в ходе дискуссии Нигина Умарова. – Разработчиком законопроекта является Министерство культуры, но отмечу, что инициатором выступили представители театрального сообщества, которые в 2017 году обратились в правительство с просьбой оказать помощь в борьбе с «билетной мафией».

Почему возникла необходимость в регулировании этой сферы? Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям. Однако ситуация, сложившаяся сегодня в сфере реализации билетов, принципиальным образом нарушает это право. Спекулянты выкупают билеты уже спустя сутки после старта продаж. Причем в первую очередь это касается именно дешевых билетов. Они буквально вымываются с рынка в первые дни, их нет ни в кассах, ни на официальных сайтах. В итоге граждане с небольшими доходами лишаются возможности посетить учреждение культуры. Кроме того, страдает репутация организации, поскольку большинство зрителей уверены, что такова ценовая политика театра или музея, хотя это не так.

Приведу лишь некоторые цифры. Цена билета на балет «Щелкунчик» в новогодние праздники доходит у перекупщиков до 150 тыс. рублей, хотя максимальная цена самого Большого театра составляет 18 тыс. рублей. Билет на выставку Третьяковской галереи «Шедевры Пинакотеки Ватикана» можно было купить за 14 тыс. рублей при номинале в 500 рублей.

Как видите, разница колоссальная. Поэтому мы считаем, что массовой перепродаже билетов по спекулятивным ценам необходимо поставить законодательный заслон. 15 января этого года первый законопроект, который вносит изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», был принят в первом чтении. В настоящий момент идет работа над поправками. Что касается второго законопроекта, который касается установления ответственности за нарушения, то суммы штрафов у многих вызывают сомнения, но мы считаем, если они будут ниже, мы не достигнем цели.

Говоря о плюсах и минусах законопроекта, спикеры особенно отметили, что он не учитывает деятельность в интернете, хотя именно в сети совершаются основные мошеннические действия в отношении граждан, в частности, создаются «фейковые» сайты, продающие билеты по завышенным ценам. Однако, по словам Умаровой, борьба с «зеркальными» сайтами – это следующая задача, она будет осуществляться в рамках другого законопроекта.

– Если мы будем включать проектируемые нормы по блокировке сайтов в уже готовящиеся законопроекты, процесс существенно затянется, – пояснила представительница Минкульта.

Директор театра «Современник» Игорь Попов подчеркнул, что закон, регулирующий билетную сферу, действительно нужен, потому что правила продажи и возврата билетов на сегодняшний день однозначно не определены: во всех театрах они разны.

– Кто-то возвращает стоимость билета полностью, кто-то частично, кто-то не возвращает вообще, кто-то возвращает только стоимость билетов, купленных в кассе. Вариантов масса. Закон нужен, чтобы четко были прописаны правила игры, – сказал он.

Со стороны зрительского сообщества выступил Георгий Леонтьев, администратор одного из сообществ о театре в сети Facebook, насчитывающего более 8 тыс. подписчиков.

– В целом, мы ожидаем от закона позитивных изменений. Мы полностью согласны с тем, что спекуляция – это тотальное зло. Инициатива по борьбе с «фейковыми» сайтами театров должна быть воплощена максимально скоро. В этом смысле мы на одной стороне с театрами и билетными операторами.

Однако, есть несколько моментов, которые нас тревожат. Один из них касается продажи билетов с рук. По первой версии законопроекта, любой продавец билета оказывался нарушителем, хотя, на мой взгляд, в единичной продаже билета, купленного для себя, нет ничего плохого. Штрафовать человека за то, что он продает по номиналу билет, которым по какой-то причине не может воспользоваться, – это нонсенс. То есть, на наш взгляд, нужно законодательно разграничить спекулянтов и простых зрителей, которые не наживаются на разнице между покупкой и продажей, а просто продают билет, чтобы он не пропал. В этом смысле перспективной кажется возможность реализации билета, приобретенного в театре, на сайте этого театра.

Что касается ужесточения правил возврата – для нас это больная тема. Мы хотим, чтобы эта система, по крайней мере, была понятной и прозрачной, чтобы зритель всегда знал, на каких условиях он покупает билет и на каких условиях может его вернуть. На эту тему есть ряд замечаний. Например, Большой театр вывешивает составы артистов буквально за несколько дней до спектакля, а между тем, многие почитатели оперы и балета стремятся увидеть конкретных артистов. Хотелось бы, чтобы этот момент был увязан с возможностью вернуть билет.

И, наконец, цены. В одной из дискуссий по теме прозвучала мысль, что, раз билеты на «Щелкунчика» раскупаются так быстро, значит, надо повышать цены. Но повышать их уже некуда. Иначе они будут просто недоступны людям с небольшими доходами. Не хотелось бы, чтобы закон привел к монополизации рынка.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Защита оспорит выводы экспертизы по делу «Седьмой студии»

    В понедельник, 1 июня, в Мещанском суде Москвы огласили выводы третьей комплексной экспертизы по делу «Седьмой студии».  Согласно выводам новых экспертов расходы на реализацию театрального проекта «Платформа» были завышены в 2,5 раза, а ущерб государству мог составить около 129 млн рублей. ...
  • Чему мы научились за время карантина

    «Чему вы в большей степени научились за время карантина?» - такой вопрос «Театрал» задал читателям на сайте и в соцсетях. Итоги опроса оказались весьма интересными, причем ответы аудитории на разных платформах дали неоднозначную картину. ...
  • Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для работы кинотеатров

    В четверг, 28 мая, на сайте Роспотребнадзора опубликованы рекомендации по предстоящей работе кинотеатров в нынешних условиях. Документ «О методических рекомендациях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в кинотеатрах» опубликован на сайте ведомства. ...
  • Альметьевск. «Летом нас ждет много работы»

    Директор Альметьевского драматического театра Фарида Исмагилова рассказала «Театралу», что ждёт театр и зрителей после карантина: о блоке премьер, масштабной реконструкции сценического комплекса, а также о своем отношении к спектаклям онлайн. ...
Читайте также