В понедельник, 15 апреля, в киноклубе «Эльдар» прошел благотворительный вечер журнала «Театрал». Его главными героями стали Евгений Писарев, Александра Урсуляк и Марк Розовский. В формате интервью они ответили на вопросы главного редактора журнала Валерия Якова и телеведущей Валентины Пимановой. Публикуем фрагмент беседы с Марком Розовским.
Валерий Яков: «Марк Григорьевич, вы относитесь к поколению шестидесятников. Это очень мужественные люди, которые добивались права говорить о свободе, призывать к свободе, творить. Их было немного, но в конечном итоге они победили. Сейчас опять наступило время «заморозков», «зубастый» театр куда-то пропал, и разговор опять уходит на кухню. Почему так происходит?»
Марк Розовский: «Я бы не сказал, что сегодня театр совершенно беззуб. Иногда и за классику попадает, и скандально закрывают спектакли. Все это очень больно, ведь мы живем сегодня вроде как в бесцензурное время. Да, мы, конечно, ощущаем вот это давление, но это что-то такое кафкианское. Цензура, безусловно, есть, что полностью противоречит нашей Конституции. Цензура придумывает неких активистов, которые подкидывают свиные головы к дверям Московского художественного театра, снимают директора Новосибирского театра… Здесь можно привести сотни примеров. Все это говорит о нашей пустотности, о падении нравственности, о торжестве чиновничьего подхода к театральному искусству. Этому надо противиться. Настоящие люди театра защищают честь и достоинство каждым своим спектаклем.
Что касается беззубости, то в советское время было много вранья и называлось все это политическим театром. Было много конъюнктуры, псевдопатриотизма. К сожалению, все это имеет место быть и сегодня. Но пусть каждый отвечает за себя. И я могу сказать, что каждый мой спектакль – акт изъявления моей совести. Артист – это тоже не вторичная профессия, и если он участвует во вранье, то это обязательно скажется на его дальнейшей карьере. Даже если артист очень талантлив, то в конечном итоге он окажется бездарным или же скучным. Я в этом много раз убеждался. Надо себя огораживать от этих возможностей. У каждого есть выбор.
В советское время все было вопреки, поэтому возникали художники, которые как стойкие оловянные солдатики противостояли режиму и вранью и были честны. Это было подвижничество, проявление гражданской позиции. В этом смысле русский театр и сегодня конечно должен руководствоваться словами Николая Васильевича Гоголя, что театр – это некая кафедра, с которой людям можно сказать много добра. Часто мы не пользуемся этой возможностью. Вроде бы мы свободны, так скажи правду! Ан нет: не хватает дыхалки, не хватает гражданского мужества. Таланта может быть много, а ответственности хватает не всем. Поэтому очень много безделушек и пустотности в театре. И это очень обидно».
Полную версию интервью читайте на сайте «Театрала» в ближайшее время.
Справка
Традиционные ежегодные встречи с «Театралом» проводятся уже седьмой год подряд в формате живых выпусков журнала в поддержку ветеранов сцены (часть средств от продажи билетов направляется артистам, нуждающимся в лечении). В этом году мы помогаем народной артистке России Маргарите Тереховой и актеру театра и кино Андрею Харитонову.
На вечере выступили актеры театра «Ленком», театра «У Никитских ворот», Театра им. Вахтангова, Театра на Малой Бронной, Театра кукол им. Образцова, РАМТа и Театра им. Пушкина.
Валерий Яков: «Марк Григорьевич, вы относитесь к поколению шестидесятников. Это очень мужественные люди, которые добивались права говорить о свободе, призывать к свободе, творить. Их было немного, но в конечном итоге они победили. Сейчас опять наступило время «заморозков», «зубастый» театр куда-то пропал, и разговор опять уходит на кухню. Почему так происходит?»
Марк Розовский: «Я бы не сказал, что сегодня театр совершенно беззуб. Иногда и за классику попадает, и скандально закрывают спектакли. Все это очень больно, ведь мы живем сегодня вроде как в бесцензурное время. Да, мы, конечно, ощущаем вот это давление, но это что-то такое кафкианское. Цензура, безусловно, есть, что полностью противоречит нашей Конституции. Цензура придумывает неких активистов, которые подкидывают свиные головы к дверям Московского художественного театра, снимают директора Новосибирского театра… Здесь можно привести сотни примеров. Все это говорит о нашей пустотности, о падении нравственности, о торжестве чиновничьего подхода к театральному искусству. Этому надо противиться. Настоящие люди театра защищают честь и достоинство каждым своим спектаклем.
Что касается беззубости, то в советское время было много вранья и называлось все это политическим театром. Было много конъюнктуры, псевдопатриотизма. К сожалению, все это имеет место быть и сегодня. Но пусть каждый отвечает за себя. И я могу сказать, что каждый мой спектакль – акт изъявления моей совести. Артист – это тоже не вторичная профессия, и если он участвует во вранье, то это обязательно скажется на его дальнейшей карьере. Даже если артист очень талантлив, то в конечном итоге он окажется бездарным или же скучным. Я в этом много раз убеждался. Надо себя огораживать от этих возможностей. У каждого есть выбор.
В советское время все было вопреки, поэтому возникали художники, которые как стойкие оловянные солдатики противостояли режиму и вранью и были честны. Это было подвижничество, проявление гражданской позиции. В этом смысле русский театр и сегодня конечно должен руководствоваться словами Николая Васильевича Гоголя, что театр – это некая кафедра, с которой людям можно сказать много добра. Часто мы не пользуемся этой возможностью. Вроде бы мы свободны, так скажи правду! Ан нет: не хватает дыхалки, не хватает гражданского мужества. Таланта может быть много, а ответственности хватает не всем. Поэтому очень много безделушек и пустотности в театре. И это очень обидно».
Полную версию интервью читайте на сайте «Театрала» в ближайшее время.
Справка
Традиционные ежегодные встречи с «Театралом» проводятся уже седьмой год подряд в формате живых выпусков журнала в поддержку ветеранов сцены (часть средств от продажи билетов направляется артистам, нуждающимся в лечении). В этом году мы помогаем народной артистке России Маргарите Тереховой и актеру театра и кино Андрею Харитонову.
На вечере выступили актеры театра «Ленком», театра «У Никитских ворот», Театра им. Вахтангова, Театра на Малой Бронной, Театра кукол им. Образцова, РАМТа и Театра им. Пушкина.