Доживают свой век ветераны. Без них, без их живых воспоминаний меняется и отношение молодежи к великой Победе. Казалось бы, еще совсем недавно в любом театре 9 Мая накрывались столы, и труппа чествовала своих героев, к которым относились, кстати, не только артисты, но и гримеры, гардеробщики, художники, бутафоры, музыканты, костюмеры, да мало ли кто еще. Род деятельности и награды не имели значения, ведь все они – победители.

Сегодня такими встречами-посиделками похвастаться может, увы, далеко не каждый коллектив. Но память о войне никуда не исчезла: она – в спектаклях и книгах, в мемуарах и документах…
* * *
В ту пору уйти на фронт надеялись многие деятели культуры. Дмитрий Шостакович, например, трижды писал заявление, но в конце концов получил официозный отказ:
– Вы должны ограничить свою деятельность писанием музыки.
Дмитрий Шостакович на крыше Ленинградской консерватории. Фото Дмитрия Бальтерманца
Но как себя «ограничишь», когда рядом гибнут сограждане? Раз в сутки музыкант, отложив клавир и ноты, надевал пожарную каску, облачался в огнеупорную робу и поднимался на крышу ленинградской консерватории – тушил сброшенные фашистами зажигалки. Седьмая симфония, которую Дмитрий Дмитриевич сочинил в первые месяцы войны, с тех пор стала классикой.
В годы войны Владимир Яхонтов дал сотни концертов
И подобных примеров привести можно множество: никто не остался в стороне от беды. Основоположник жанра «театр одного актера» Владимир Яхонтов специально для действующей армии придумал эпическую композицию «Россия грозная», с которой выступал перед солдатами, уходящими на фронт. Он не держал автомата в руках, его оружием было слово.
Фото Дмитрия Бальтерманца
Оружием цирковых артистов Полины Чернеги и Степана Разумова стали, понятно, акробатические этюды. В полевых условиях, на открытых кузовах автомобилей или в госпиталях не всегда удавалось соорудить турники и подвесить снаряды, поэтому гимнасты часто выступали «на земле», видоизменив свои номера.
И сколько раз в госпиталях после выступления Степан и Полина вместо привычных аплодисментов слышали металлический стук. Это раненые, с обожженными руками, в знак благодарности стучали костылями о ножки кушеток…
Подобные истории есть в биографии любого артиста. Терпели, боролись, работали в самых неподходящих условиях … «Всё ради фронта! Всё ради Победы!»
С фронтовой бригадой выступала и балерина Большого театра Ольга Лепешинская. Кузов грузовика в качестве сценической площадки это еще полбеды. Гораздо сложнее выступления проходили на лесных полянах: во время фуэте нога ввинчивалась в песок.
Свои сбережения Лепешинская тоже пожертвовала фронту. На них построили самолет. К 1942 году именные пожертвования стали распространенным явлением. Точно так же поступили академик Владимир Образцов, композитор Мариан Коваль, писатели Ванда Василевская и Леонид Леонов, актриса Корчагина-Александровская и многие другие. Те, кто не имели такой возможности, сумму распределяли на весь коллектив, искали сообщников.
Целая эскадрилья была построена благодаря музыкантам оркестра Утесова, артистам БДТ, МХАТа, Малого театра и Театра Вахтангова.