Джорджо Сангати: «Театр – это территория откровения»

Итальянский режиссер поставил спектакль «Новая квартира» в Театре Вахтангова

 

В рамках творческой лаборатории в Театре Вахтангова в этом сезоне работали два итальянских режиссера. Один из них – Лука де Фуско выпустил в начале года премьеру по пьесе Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». А в конце апреля его молодой коллега – Джорджо Сангати – поставил в прославленном театре пьесу Гольдони «Новая квартира».
 
– Для меня театр – это территория откровения, где политические, культурные и временные границы на миг стираются и снова открываются для игры, – говорит режиссер Джорджо Сангати. – Театр дает возможность для общения, встреч, познания, открытий, размышлений и праздника. Для меня большая честь приехать в Россию и внести свой вклад в театральную жизнь вашей страны. Русский театр стоит в авангарде мировой театральной жизни, и всегда был ориентиром в моем творчестве.
 
Выбирая материал для постановки на русской сцене, знакомились ли вы с особенностями жизни современной России, или хотели показать собирательный портрет среднего класса?
– Когда мы решили ставить эту комедию, я сразу сказал, что хочу ставить спектакль, где были бы черты современные и для итальянской и для русской аудитории. Эта пьеса очень хороша, чтобы объединить Италию и Россию, XVIII век и день сегодняшний. И мне не хотелось бы делать прямую актуализацию…

Однажды мне сказали, что в этой пьесе Гольдони напоминает Островского с точки зрения пристального внимания к экономическим и финансовым аспектам морали. Это правда. Но мне он также напоминает театр Эдуардо де Филиппо с его неразрывным сочетанием иллюзии и реальности, драмы и комедии, постоянной игрой между жизнью и театром. Именно поэтому, на мой взгляд, пришло время всерьез поработать над этим «экспериментальным» текстом с актерами театра Вахтангова. Попробовать поискать некое общее место и время, где-то между Италией и Россией, между прошлым и настоящим, между стилизацией и реализмом. 

– Близки ли вам традиции Театра Вахтангова и что вы можете сказать о работе с русскими актерами?
– Я всегда задумывался об исторической традиции Театра Вахтангова и об отношении этого театра к комическому. Это не привычный комизм в развлекательном смысле. Комедия всегда воспринималась в этих стенах как жанр, заставляющий думать и глубоко исследовать различные стороны театральности. Мне особенно интересно работать вот с этим не общепринятым комическим жанром, и было приятно найти в актерах эту черту.

Русские актеры – это мыслящие люди и творить вместе с ними очень приятно. Меня удивило их отношение к актерскому ремеслу. Точность, как в музыкальной профессии. Русский актер настраивает свое тело, опыт и, как инструмент, глубоко использует все это в профессиональной деятельности. В Италии такого нет. Наши актеры не всегда независимы, и чаще всего ждут от режиссера, что он их направит, подскажет, как действовать. По сути, у нас нет настоящего метода работы.

– Мне показалось, что актеры немного переигрывают. Может быть, так они хотели приблизиться к итальянцам?
– Для создания образа это было необходимо. Мы много работали над таким аспектом общества, как наглость и вульгарность. Это элементы  фундаментальные для построения материала и они неизбежны. Наша задача – утонченно вынести их на сцену. Поэтому очень важно было соблюдать эту грань. Не завуалировать тематику, которая присутствует непосредственно внутри темы, а иногда фактурно эту тематику выделить. Поэтому они кажутся укрупненными. Некоторые персонажи, которые хотят показать себя не теми, кем они являются, достигают карикатурной образности. Потому что рушатся связи между показным образом и тем, кем является персонаж на самом деле. Сценически я должен показать вот это расфокусирование между сутью и формой. Это бывшие торгаши, которые хотят казаться аристократами. Но они таковыми не являются. Единственный персонаж  аристократ – это граф, но он тоже не прост. Он продает себя, свою историю. То есть, из-за финансовых проблем человек продает свой титул.

Это все современно. И удивительно соответствует тому, что происходило с Венецией в XVIII веке, и то, что происходит сегодня во всем мире. Это очень показательная история.

Чем вас так привлекает XVIII век?
– Мне кажется, что он наиболее близок нашему сегодняшнему дню. Он жестоко и без прикрас описывает отношения между людьми и в нем есть такая черта, как ирония. Это для меня, как глоток воздуха. Я эту иронию впитываю и ею дышу. В театральном материале XVIII века все персонажи подшучивают друг над другом, не воспринимают друг друга всерьез. Эта черта придает образу особую искренность. Мне кажется, что в том времени было гораздо больше искренности, чем сейчас. Человек, который подшучивает над собой – это именно тот человек, который к себе действительно относится серьезно. И это есть в XVIII веке. 

– В одном из интервью вы говорили, что исследуете методы различных режиссеров, в том числе Анатолия Васильева и Льва Додина. Чем вас привлекает творчество этих российских режиссеров?
– Надо сказать, что и с Додиным, и с Васильевым я встречался на лабораториях по творчеству Чехова, когда учился в театральной школе при Пикколо Театро ди Милано (Piccolo Teatro di Milano). Это, конечно, совсем разные режиссеры, но они оба повлияли на мое восприятие процесса создания спектакля.  

Анатолий Васильев, прежде всего, с точки зрения выстраивания связей между жизненным опытом актеров и построением персонажа. Мне это очень помогло для воссоздания некоего воображаемого мира у публики. Лев Додин со своей стороны повлиял на меня с точки зрения изначальной работы над спектаклем, исходя из хребта. Такого спинного мозга, структуры, на которую нанизываются потом детали создания образа. Я ни в коем случае не сравниваю себя с ними и часто говорю, что просто подворовываю у великих учителей, чтобы строить собственное творчество.

Вам хотелось бы продолжить сотрудничество с русскими театрами?
– Конечно, я бы с радостью пожелал себе поработать в России. Потому что верю в культурные связи между странами. И это не пустые слова. Диалог культуры – международный, и он на пользу самим культурам. Потому что он удивительно освещает изнутри и текст, и материалы, которые ставятся в театре. Эти материалы выносятся на суд публике и, одновременно возвращаясь в свою культуру, приносят добрые всходы.

Еще хотел бы попробовать себя и в оперном жанре, срежиссировать оперу. Особенно с итальянским либретто. Как я уже говорил, мой период – это XVIII век, и я очень люблю всех композиторов и либреттистов той эпохи. Есть, конечно, и любимцы. Например, если ко мне кто-нибудь придет с либретто Лоренцо да Понте – я главный режиссер. Мне очень интересен театральный потенциал, который имеется в музыкальном театре XVIII века. Не только бельканто, но и драматургическая составляющая театра, особенности взаимоотношений персонажей. Я уверен, что мы могли бы создать такой спектакль с актерами Театра Вахтангова – они пластичны и прекрасно поют.
 
Справка
Джорджио Сангати родился в Абано-Терме в 1981 году.
В 2005 году защитил диплом в Театральной школе при Пикколо театр ди Милано. Имеет научную степень в области журналистики Университета Падуи (тема диссертации – «Открытие трагедии в кино Пьера Паоло Пазолини»). Награжден театральной премией PremioHystrio в номинации «Театральное призвание».
На практике Джорджо Сангати исследует методы различных режиссеров, среди которых Лев Додин, Анатолий Васильев, Энн Богарт, Деклан Доннелан.
 В 2010 году дебютировал в качестве оперного режиссера в проекте «В комнате земной» Антонио Миари в Театре города Беллуно.
В 2009 году Джорджо Сангати создал Teatro Bresci, где наряду с классикой ставит и пьесы собственного сочинения.
В 2015 году в театре Стабиле дель Венето Сангати выпускает свою редакцию спектакля «Арлекин, слуга двух господ» по одноименной пьесе Карло Гольдони, представленную в 2017 году в Театре La Abadia в Мадриде.
В театре Пикколо театр ди Милано поставил спектакль «Ревнивые женщины» Гольдони, представленный на X Международном Фестивале «Александринский» в Санкт-Петербурге.
Среди его постановок в Италии – пьесы Аристофана, Брехта, Пиранделло, Шекспира.
Джорджо Сангати – участник и дипломант Ravenna Festival и фестиваля «Dei Due Mondi» в Сполето.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 
 

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также