«Счастлив, что свободен»

Евгений Марчелли рассказал, чем займется после ухода из Театра Волкова

 

На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. Буквально через два дня министр культуры Владимир Мединский сообщил прессе, что нового худрука представят труппе 19 августа. «Театрал» дозвонился Евгению Марчелли и узнал подробности.

– Евгений Жозефович, имя нового художественного руководителя Министерство культуры окружило тайной. В Союзе театральных деятелей сообщили, что мнение экспертов СТД относительно возможной кандидатуры Минкульт не запрашивал. Но с вами чиновники советовались?
– Советовались – это громко сказано. Меня поставили в известность. Но в любом случае назначение худрука – прерогатива Министерства культуры. Этот вопрос они решают сами.

– Как удалось найти подходящую кандидатуру в двухдневный срок?
– Я думаю, дело в том, что список людей, способных занимать эту должность, очень невелик. На скамейке запасных негусто, поэтому, когда возникает необходимость срочно найти претендента, обращаются примерно к одному и тому же списку, просто рассматривают разные варианты. Кто придет в Театр Волкова, сказать не могу, это сделает министерство. Пока эта информация конфиденциальна.

– Кроме худрука, нужно будет искать еще и директора…
– Да, и думаю новый худрук займется этим вместе с Минкультом. Затрудняюсь сказать, начался ли этот процесс, потому что я теперь вне театра и вне происходящих в нем событий.

– Чем вы планируете заниматься дальше?
– Буду свободным художником. Сейчас я соглашаюсь на предложения, которые раньше в силу занятости в театре принять не мог, и с удовольствием выстраиваю график на ближайшие два-три сезона. Первой работой станет постановка по пьесе Островского «Шутники» в театре «Сатирикон». Договоренность о ней была заключена еще за полгода до сегодняшних событий. Следом будет спектакль по повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» в Театре наций. Также у меня есть договоренности с Театром Ермоловой, Театром Пушкина, Театром на Малой Бронной, где теперь Константин Богомолов, Театром Ленсовета, Александринкой…  Есть предложения из ряда других театров, которые я пока рассматриваю.

– Тем не менее, у вас большой опыт художественного руководства. Вы не хотите возглавить театр?
– Пока нет: я счастлив, что свободен. Ни о каком руководстве я не думаю и таких предложений не рассматриваю. Хочется просто поработать свободным режиссером.

– С Театром Волкова планируете сотрудничать?
– Если новый художественный руководитель захочет пригласить режиссера Евгения Марчелли, то через два-три года я с удовольствием поставлю там какой-нибудь спектакль, это возможно.

– Почему вы решили уйти?
– Главная причина заключается в серьезных разногласиях с новым директором. Это были не расхождения, с которыми можно мириться, а принципиально разные позиции относительно того, как должен развиваться театр. Обе эти позиции имеют право на существование, но они несовместимы. Поэтому Министерству культуры нужно было принимать решение – поддерживать либо одну модель существования Театра Волкова, либо другую.

– Чем именно вас не устраивала позиция Туркалова?
– Главная претензия в том, что и формирование репертуара, и кандидатуры режиссеров – все было направлено на зарабатывание денег. То, что Театр Волкова – один из передовых театров России, серьезный бренд, сбрасывалось со счетов. Наше непримиримое расхождение – в нацеленности директора на существенное облегчение репертуара. И потом, он брал на себя право определять творческую политику, ссылаясь на то, что это он подписывает договоры, а, следовательно, это его территория. Здесь мы, конечно, разошлись абсолютно.

– Но Минкульт освободил Алексея Туркалова от должности. Тем не менее, вы решили уйти.
– Дело в том, что у нас не просто разошлись позиции – в театре началась грубая борьба, в которую включилась и труппа, и весь коллектив. В общем, разгорелась «гражданская война». А в войне всегда виноваты обе стороны. Свою вину я тоже не отрицаю – она в неумении идти на компромиссы, отсутствии тонкого дипломатического расчета… И я посчитал, что, как человек втянутый в этот конфликт, должен принять на себя часть ответственности.

– О чем шла речь на встрече в Министерстве культуры?
– Разговор с Туркаловым проходил отдельно, поэтому я не знаю его содержания. Со мной говорили о ситуации в театре. Когда стало ясно, что Министерство культуры собирается принять серьезные кадровые решения, я предложил, чтобы они касались обеих сторон.

– До вашего ухода с поста худрука обсуждалась возможность объединения Волковского театра с Александринским, хотя впоследствии процесс был приостановлен. А что сейчас?
– Не знаю, но мне кажется, до тех пор, пока не будет объявлен новый худрук, речь об этом идти не будет. Назвать планы театра на предстоящий сезон затрудняюсь. У меня существовали предварительные договоренности с режиссерами, однако они не были выполнены директором. Так что формировать репертуар теперь предстоит новому худруку.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Лариса Луппиан: «Мы не хотим людям морочить голову»

    Прошло почти два года с того момента, как в 2019 году художественным руководителем Театра им. Ленсовета была назначена народная артистка РФ Лариса ЛУППИАН. В интервью «Театралу» она рассказала о том, какие изменения произошли за это время и какие новые тенденции возникли в репертуарной политике одного из самых известных театров Санкт-Петербурга. ...
  • Александр Стульнев: «Надо немножко народ порадовать»

    В декабре 2018-го директором Театра Маяковского был назначен заслуженный работник культуры РФ Александр СТУЛЬНЕВ. Такой выбор Департамента культуры Москвы ни у кого в театральной среде не вызвал вопросов. Театру, не прерывая работы над текущим репертуаром, предстояло готовиться одновременно к столетнему юбилею и к давно назревшему капитальному ремонту. ...
  • Как пандемия отразилась на работе независимых театров

    Сколько в России частных театров? До пандемии Минкульт называл точную цифру – 366. Была известна и приблизительная численность артистов-любителей: 5,5 тыс. человек. Но содержалась при этом роковая цифра. Дело в том, что 71% частных театров не имел собственных площадок и вынужден был их арендовать. ...
  • Андрей Борисов: «Искусство – это интеллектуальный шурф»

    В февральском номере «Театрал» опубликовал интервью с экс-директором Пермского театра оперы и балета, а ныне директором Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Андреем Борисовым. Однако при ограниченном объеме журнальных полос за кадром остался целый ряд злободневных тем, без которых интервью (причем первое интервью, которое Андрей Борисов после своего назначения дал столичным СМИ) могло бы показаться неполным. ...
Читайте также