Бить иль не бить...

 

Театральные маски выходят из моды. В моде нынче маски садистов в полицейской форме. Сегодня такие маски будут покруче «золотых», потому что дают возможность игнорировать нормы, законы, мораль и право. Из-за разгула такой крутизны в последние недели культурная общественность обсуждает не грядущие премьеры, а массовые избиения граждан на улицах Москвы. 


Граждане эти преимущественно молодые, улыбчивые и властью не пуганые. Они ещё настолько юны, что не успели избавиться от иллюзий и верят в торжество закона, в верховенство Конституции, в справедливость судов и надежность правоохранительных органов. Им до недавних пор казалось, что маски добра и зла – это нечто театральное, не имеющее отношения к обычной жизни, они привыкли по фильмам, что не театральными масками свои лица обычно скрывают бандиты, грабители и террористы. Но реальная действительность, как всегда, значительно богаче виртуальной. В ней слилось все – и маски, и полицейская форма, и почетное когда-то звание гвардеец, и полукриминальный беспредел – когда анонимной толпой накидываются на безоружную девушку или юношу, и избивают, и волокут, и измываются... 

Театр абсурда, ужаса и фантасмагории заполонил улицы Москвы, Питера и других городов России, перехватив внимание широкой публики от театра традиционного. И поэтому к открытию сезона приходится писать  колонку не об ожиданиях, надеждах и прогнозах, а о более громких, жестких и тревожных событиях, взрывающих нашу жизнь. От них уже не скроешься в уюте театральных залов и не спрячешь голову в театральный песок. Они уже происходят рядом, они в любой момент могут утянуть в свой мутный омут буквально любого из нас. Для этого необязательно быть идейным оппозиционером или просто наивно требовать честных выборов. Для этого достаточно выйти на улицу не в то время и не в том месте, чтобы получить от неизвестного садиста в маске дубинкой по голове и лишь успеть удивиться, как это ему удалось замаскироваться среди приличных внешне полицейских.

На всю эту вакханалию насилия не могли не откликнуться и многие деятели культуры. Актеры, режиссеры, музыканты, писатели... в той или иной форме реагируют на тревожные события. Одни выходят на акции протеста, другие подписывают коллективные письма, третьи выражают свою позицию в личных блогах, четвёртые осуждают протестующих... Мнения, взгляды и оценки могут быть разными. И это нормально для цивилизованного общества. Даже безучастность понять можно. Нельзя понять лишь одного – оправдания незаконного насилия. Насилия в любой форме и с любой стороны. 

Более ста лет назад Лев Толстой спровоцировал жаркую и бесконечную дискуссию, призвав к непротивлению злу насилием. Он осуждал власть за насилие над гражданами и осуждал революционеров, призывающих к насилию над властью. Великий писатель в лучших традициях утопического гуманизма предлагал противопоставлять насилию любовь. Он был уверен, что добро в любом случае сильнее зла, он учил, что противиться злу можно и нужно, но только не насилием, а другими, ненасильственными, методами –убеждением, спором, протестом... Прошло более века, а эти слова по-прежнему вызывают яростные споры, на улицах России по-прежнему насилие в почете, а добро и любовь если и побеждают, то преимущественно на театральной сцене. 

Но суровая действительность подкатывает к театральному подъезду. И уже следователь СК, который ещё недавно шил белыми нитками дело «Седьмой студии», теперь шьет белыми канатами дело «о массовых беспорядках». Уже известного режиссера «вяжут» на улице, допрашивают всю ночь словно в пыточных подвалах, доведя до реанимации. Уже протестующую молодежь «винтят» под окнами театров, и она, разбегаясь, прячется в соседних храмах... 

В этой обостренной ситуации все актуальнее становится вопрос не «с кем вы, мастера культуры», а – за что вы, мастера? За зло и насилие или за любовь и добро? За маски и дубинки или за диалог и убеждения. Сегодня ваша позиция, ваш авторитет и ваша солидарность могут остановить нарастающее властное насилие и могут предотвратить насилие ответное.

Судя по последним событиям, власть предпочитает силу дубины, демонстрируя отсутствие ума. Она на извечный вопрос: бить или не бить – нашла самый легкий ответ – бить! И бьет. И «шьёт». И «винтит» ночами.   А многие деятели культуры по-прежнему безучастны. И Лев Толстой по-прежнему не услышан...

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Я был заложником Басаева. Добровольно»

    20 июня поздним вечером ровно 25 лет назад 139 заложников Басаева были отпущены террористами на свободу. Мы были последними из почти двух тысяч человек, освобождённых ранее. Но у ста тридцати девяти были все шансы пополнить список убитых. ...
  • Весь мир – театр. Наш...

    Первый весенний месяц в театральном мире пользуется особой любовью. Принято считать, что все прогрессивное человечество именно в этом месяце широко отмечает международный праздник – День театра. Правда, основная часть человечества об этом и не догадывается, но это уже ее проблемы. ...
  • Сезон надежд

    Жить в эпоху перемен не пожелаешь и врагу – гласит китайская народная мудрость, которую приписывают Конфуцию. Трудно с этим спорить в канун китайского Нового года, который обычно наступал в феврале, а на этот раз – 25 января, но у нас ведь собственная гордость. ...
  • Что год грядущий нам…

    Судьба нам снова дарит красивый в цифрах год – 2020. Симпатичнее будет разве что 2222-й, но, подозреваю, до него никто из нас, скорее всего, не дотянет, даже если пенсионный возраст поднимут до ста. Поэтому приходится радоваться тому, что есть, и находить свои прелести хотя бы в календарных цифрах, если реальная жизнь красотою не блещет и цифрами доходов, прожитых лет и утраченных надежд не радует. ...
Читайте также