Незамеченная премьера

 

Впервые журнал «Театрал» встретил осень премьерой. Мы не проводили сбор нашей журналистской труппы (потому что она и не расходилась на лето, ежедневно работая на сайте), но сентябрь встретили, как и положено – на сцене. Причем не где-нибудь, а в одном из лучших театров России – на Симоновской сцене Театра им. Вахтангова.

Именно здесь 4 сентября мы открыли театральный мост Берлин-Москва: своеобразный мини-фест уже ставшего традиционным международного фестиваля «Мир русского театра».

Все три года существования этого форума я не расставался с мечтой пригласить однажды лучшие спектакли русских театров дальнего зарубежья в Москву, показать их столичной публике, российской прессе и околотеатральным руководящим товарищам. Очень хотелось, чтобы русские зарубежные театры, живущие в разных, но чаще всего очень непростых условиях, были по-настоящему замечены, отмечены и поддержаны. Они этого давно и обоснованно заслуживают, о чем мне приходилось не единожды писать в своих колонках и заметках с фестивалей.

В Москву мы пригласили театры «Диалог» из Нью-Йорка (художественный руководитель Ирина Волкович), «ZERO» из Тель-Авива (Олег Родовильский) и «ОК» из Варшавы (Жанна Герасимова). Коллективы очень разные, со своей историей, стилистикой, форматом, труппой... Объединяет их лишь глубочайшая приверженность русскому театральному искусству и безусловная любовь к русской культуре. Любовь, которой они всегда готовы щедро делиться со своей публикой, готовы нести в мир, и объяснять, и просвещать, и увлекать. Не случайно на огонек к таким коллективам тянется в их странах молодежь, зрелое поколение и дети, как, например, в Израиле, где у «ZERO» существует детская студия, как в Нью-Йорке, где на спектакли и лекции в «Диалог» приходят американские студенты, увлеченные русским языком и культурой. Как в Польше, где сегодня едва ли не все русское считается коммунистическим (включая Пушкина, Достоевского и Толстого), но интеллигентная польская публика, тем не менее, с радостью приходит в театр «ОК», чтобы насладиться русской культурой и воспоминаниями о ней...

До Москвы мы встречались в Берлине, на прошлогоднем форуме «Мир русского театра», и увидели там, как горячо немецкие и русскоязычные зрители принимали эти спектакли и работы других участников. Не обошла их вниманием и пресса, рассказав читателям о театрах, об актерах, и, конечно же, о спектаклях, которые вызвали столько эмоций у публики. Появились материалы и в наших российских СМИ, обративших внимание на фестиваль и на его участников. Поэтому, вдохновленные таким успехом, мы с радостью и волнением ждали в Москве эти талантливые коллективы. Сами они волновались еще больше, понимая, как непросто пробудить интерес у московской публики, избалованной и великими театрами, и разнообразными громкими премьерами.

Но публика нашего мини-феста оказалась и очень радушной, и очень щедрой на добрые слова. После каждого спектакля, а их театры играли по два раза, зрители не уходили из зала, потому что тут же устраивалось живое обсуждение увиденного с участием актеров и режиссеров. Принимали в этих беседах участие и наши известные театральные деятели, которые находили для своих зарубежных коллег и теплые слова и пожелания.

Андрей Максимов – писатель, драматург и публицист был щедр на комплименты и доброжелательные замечания. Марина Райкина, организатор фестивалей и театральных премий – и восхищалась, и поддерживала, и подсказывала. Замечательная «Легенда сцены» Вера Васильева нашла удивительно точные, светлые и мудрые слова. А некоторые зрители после варшавского спектакля «Ласточка» выходили к сцене, и ... кланялись актерам! Кланялись с благодарностью за талант, за бескорыстный труд, и за то, что «перевернули душу»...

Значит наши совместные усилия не пропали впустую. Небольшая часть московской публики открыла для себя русский зарубежный театр и оценила его. Московский Театр Вахтангова принял эти коллективы в своем доме, окружив теплотой, заботой и вниманием – и они действительно почувствовали себя дома. Столичный Театр МОСТ, наш партнер по этому форуму, взял на себя множество организационных вопросов, и тем самым очень поддержал театры, впервые приехавшие в Москву. А департамент культуры столицы выделил средства на проведение мини-феста, и благодаря этому нам удалось его провести. Поэтому хочется сказать самое искреннее спасибо Александру Кибовскому и Леониду Ошарину – за поддержку! Кириллу Кроку и Юрию Усачеву – за гостеприимство и теплоту! Яне Лемешко и всем ее неутомимым коллегам – за помощь и заботу!

Наш неформальный, светлый и очень добрый форум не заметили многие высокие чиновники, проигнорировали многие СМИ, которых мы приглашали, не обратили внимание многие критики. В этой высокомерной отстраненности нет ничего нового, к ней и театры зарубежные давно привыкли, и мы не впервые сталкиваемся. Главное совсем другое – то что форум состоялся, что мечты сбылись, и что русские зарубежные театры улетели из России окрыленными. Значит все не зря. Значит – мы сделали это!

Официальный сайт фестиваля:
https://world-of-russian-theatre.com/
 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Я был заложником Басаева. Добровольно»

    20 июня поздним вечером ровно 25 лет назад 139 заложников Басаева были отпущены террористами на свободу. Мы были последними из почти двух тысяч человек, освобождённых ранее. Но у ста тридцати девяти были все шансы пополнить список убитых. ...
  • Весь мир – театр. Наш...

    Первый весенний месяц в театральном мире пользуется особой любовью. Принято считать, что все прогрессивное человечество именно в этом месяце широко отмечает международный праздник – День театра. Правда, основная часть человечества об этом и не догадывается, но это уже ее проблемы. ...
  • Сезон надежд

    Жить в эпоху перемен не пожелаешь и врагу – гласит китайская народная мудрость, которую приписывают Конфуцию. Трудно с этим спорить в канун китайского Нового года, который обычно наступал в феврале, а на этот раз – 25 января, но у нас ведь собственная гордость. ...
  • Что год грядущий нам…

    Судьба нам снова дарит красивый в цифрах год – 2020. Симпатичнее будет разве что 2222-й, но, подозреваю, до него никто из нас, скорее всего, не дотянет, даже если пенсионный возраст поднимут до ста. Поэтому приходится радоваться тому, что есть, и находить свои прелести хотя бы в календарных цифрах, если реальная жизнь красотою не блещет и цифрами доходов, прожитых лет и утраченных надежд не радует. ...
Читайте также