«Не берем деньги за билеты»

Щелковский любительский театр «Атмосфера» выступил на фестивале в Москве

 

С 7 по 12 ноября в Москве проходил фестиваль-конкурс студенческих и любительских театров. Одним из его участников стал любительский театр «Атмосфера» из города Щелково, который представил в МХТ «Город N и его обитатели» постановку по мотивам рассказов Антона Чехова. После спектакля «Театрал» встретился с коллективом и его руководителем Анастасией ГРЕБЕННИКОВОЙ.

Анастасия, давно существует ваш коллектив?
– Нет, он создан в 2016 году. Практически 60 процентов наших сегодняшних актеров – это те, кто пришли к нам в первый день. Остальные присоединись к нам попозже. Театр у нас любительский, поэтому все наши актеры в обычной жизни имеют еще одну профессию: начиная от кассира и заканчивая программистом. Есть даже в коллективе «свои люди» из налоговой и посольства.

Люди приходят в ваш театр совершенно без каких-либо актерских навыков?
– Абсолютно. Вот Марина, например, пришла к нам в первый день кастинга с дочкой за компанию. В итоге, дочка у нас уже не занимается, а Марина продолжает играть на сцене.

Марина, расскажите, как вы оказались с дочкой в «Атмосфере»?
– На работе моя начальница посоветовала мне сходить к ним на кастинг, потому что знала, что моя дочь занимается театром. Мы пришли на прослушивание. Там было все как обычно – три тура: проза, басня, стих. Я ждала дочь, и думала: «А что я буду делать эти три часа, пока она будет заниматься?». И тут меня сзади толкнули: иди туда. Я быстро нашла какое-то стихотворение в интернете, это был «Ленин и печник». Вызвалась самой последней и предупредила, что совсем не готовилась. И, в общем, теперь я играю в театре «Атмосфера».

Как вы придумали сделать спектакль по рассказам Чехова?
(Отвечает Анастасия Гребенникова.) Инсценировку писала я, но первоначально этот спектакль существовал для того, чтобы научить коллектив актерскому мастерству. Мы не собирались играть его на сцене. Моей главной задачей было научить людей азам профессии, которые мне преподавали в театральном вузе. И только потом, для того чтобы побыстрее перейти к практике, мы придумали формат «Самовар». Сегодня он модно называется «Арт-кафе». У нас был такой формат, где мы пробовали брать совершенно разнообразный материал и постепенно выходить на зрителя.

Один из таких самоваров мы посвятили Чехову в день его рождения. Сделали нечто похожее на показ драматических отрывков в театральных вузах. Отрывки шли друг за другом, многие из них и вошли в наш спектакль. Называли мы все это «Ядовитый лебедь», по названию гостиницы из одного из рассказов. С этой постановкой мы ездили в Абхазию, дали там два благотворительных спектакля. Так, мы постепенно набирались опыта и оказались готовы сделать полноценный спектакль.

Я села за инсценировку. Какие-то рассказы добавила, что-то убрала. А потом этюдным методом мы начали все шлифовать. До сих пор его репетируем, а сегодня, кстати, ровно год назад была премьера этого спектакля у нас на сцене в «Атмосфере».

Чем вы руководствовались, выбирая рассказы?
– Мы взяли за основу два рассказа: «Последняя могиканша» и «Ионыч». Потом мы стали добавлять к ним другие рассказы, исходя из того, что городом, в котором живут наши персонажи, правят женщины. Мы взяли из чеховских рассказов самых сильных женщин.

Почти у каждого из вас уже есть своя профессия, работа. Для чего вам любительский театр?
– Нам всегда нравилось. В свое время родители не разрешили поступать в театральный. Такая история практически у каждого нашего актера. Все пошли куда-то учиться, стали работать, но любовь к театру никуда не исчезла. Если ты болеешь театром, то не можешь без него жить. Мы воспринимаем наше творчество как служение. Мы любители, но не самодеятельный кружок. Любители, потому что мы любим театр.

Как вы создавали костюмы, реквизит для спектакля?
– Вообще, это уже второй наш спектакль практически на пустой сцене, потому что это очень дорого, и не всегда реально, сделать какие-то декорации. Поэтому пустое пространство. А весь реквизит мы берем на сцену с собой и после также уносим. Вот стулья, да, эта история родилась так: мы подумали, что нам больше всего нужно? Решили, что стулья. И по всему городу просто пошли искать. Кто-то отдавал сам, кто-то приносил такое старье, что мы его реставрировали. Знакомые звонили: «Насть, тут помойка, и такой стул стоит! Скорее приезжай и забери!». Рядом с  посольством кто-то выбросил валенки – мы их тут же подобрали. Обычно у нас это бывает именно так.

А костюмы персонажей мы создавали так, чтобы отразить характер персонажа. У Щукина, например, такой фрак без рукавов. Или Олимпиада Егоровна у нас как бы такая наездница. Это уже не играет, но то, что костюм остался в таком виде, я считаю, это очень правильно. Что-то из этого мы шили сами, а что-то принесли.

Как относятся к вашей студии в городе? У вас уже есть свой зритель?
– Сегодня к нам в Москву приехали наши зрители. Именно не «свои», наши родственники, а зрители, которые ходят на наши постановки у нас в городе. Когда я увидела их в зрительном зале, это был просто восторг! Они действительно очень ждут наших работ. Мы решили, что раз мы театр, раз мы любители, то мы можем говорить сами нашей аудитории, что нужно, то есть на поводу у публики мы просто так не идем.

Мы воспитали своего зрителя. Но у нас принципиальная позиция: мы не берем денег за билеты, хотя сами зрители уже предлагают. Но я не режиссер, а коллектив – не профессиональные актеры, поэтому мы считаем, что наше искусство должно быть доступно для всех.
 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
Читайте также