«Жизнь шахматистов оказалась намного сложнее, чем я думал»

Сергей Проханов представил новый спектакль

 

В «Театре Луны» 28 ноября состоялась премьера спектакля «Маки», поставленного художественным руководителем коллектива Сергеем Прохановым по собственной пьесе. В основе сюжета – легендарный матч за звание чемпиона мира по шахматам между Хосе Раулем Капабланкой и Александром Алехиным.

Как известно, этот поединок проходил с 16 сентября по 29 ноября 1927 года в Буэнос-Айресе. Всего было сыграно 34 партии. В итоге Алехин одержал победу и стал четвертым чемпионом мира. Матч вошел в историю как самый продолжительный для своего времени. Рекорд по количеству партий был превзойден только в «безлимитном матче» Карпова и Каспарова в 1984-1985 г., который был прерван президентом ФИДЕ Флоренсио Кампоманесом после 48-й партии.

«История о Капабланке и Алехине мне показалась крайне интересной, и я захотел написать об этом пьесу. Век этих двух великих гроссмейстеров оказался ярким, но быстротечным, подобно жизни нежных цветков мака», – рассказал на пресс-конференции перед премьерой Сергей Проханов.

По его словам, в современном театре практически не существует произведений на шахматную тематику. «Жизнь у шахматистов оказалась намного сложнее, чем я думал. Прочитав множество книг, я постарался донести до зрителей все самое интересное. В нашей постановке исторические факты переплетаются с фантазией, при этом образы героев показаны в развитии, они взрослеют и умирают на глазах у публики. Это дает объем и размах материалу, позволяют зрителям вместе с персонажами прожить целую жизнь», – рассказал худрук.

В спектакле заняты ведущие актеры труппы. Одну из главных ролей – Алехина – исполняет Александр Песков. «У меня очень трагическая роль, – признался актер. – Алехин был чемпионом поневоле: он не обыграл противника в честной дуэли, Капабланка сдал свою победу, тем самым присвоив Алехину титул чемпиона. От этого вся его драма, вся его неудовлетворенность. Он был крайне закомплексованным человеком. Если гений Капабланка, подобно экстрасенсу, видел «картинки» в своих шахматных ходах, то Алехин приходил к высотам неистовым трудом. Он был оторван от реальности. Для него мир шахмат и его фантазия были превыше всего».

Роль Капабланки досталась Максиму Щеголеву. «Мы не делаем документальное произведение, это все-таки фантазия, компиляция реальности и художественного вымысла, наше размышление на темы, которые происходили с реальными персонажами, – отметил он. – Мне очень нравится, что Сергей Борисович дает артистам свободу. Он предлагает, накидывает тему, а дальше, внутри спектакля, мы сами можем этот образ создавать. Зрители вместе с артистами становятся соучастниками этого сотворения, поэтому один и тот же спектакль никогда не будет сыгран одинаково. Это очень ценно».

Олег Марусев исполняет в спектакле роль известного немецкого шахматиста Эмануэля Ласкера: «Сергей Проханов вложил в уста моего персонажа важную фразу: «Если бы Господь существовал, то все партии, все турниры, все матчи обязательно заканчивались бы вничью, потому что выигрыш или проигрыш – это несправедливо. Теперь я исповедую эту мысль не только на сцене, но и в жизни».


Главные женские роли исполнили Елена Кондулайнен и Лилия Сайфуллина.

Действие спектакля не ограничивается шахматными турнирами. В постановке много музыки, танцев и любовной лирики.

Следующие премьерные показы состоятся 14 и 29 декабря, 11 и 23 января.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет майский «Театрал»

    На страницах заключительного весеннего номера (см. подписка и где купить) вы прочтете: - как в Малом театре сошлись все зведы: фоторепортаж о премьере «Мертвых душ»; - что всегда восхищало Александра Ширвиндта в Георгии Менглете; - зачем Сергей Женовач обратился к Юрию Олеше; - что Евгений Водолазкин считает главным в разговоре о войне; - чем современное законодательство напоминает Михаилу Федотову театр абсурда; - почему большинство зрителей мечтают о продлении театрального сезона: колонка главреда Валерия Якова; - где Таисия Вилкова решила «играть по-крупному»; - чем интересна мировая премьера «Орландо» в Большом театре; - какие фильмы о войне предпочитает Григорий Антипенко; - кого выбирает публика: продолжается прием заявок на премию «Звезда Театрала»; - почему продюсер Леонид Роберман считает себя волком-одиночкой; - кто приедет на продюсерский фестиваль в Театр им. ...
  • Заговор «лузеров»

    Устойчивый интерес Сергея Женовача к литературе 20-х и 30-х годов уже сложился в цикл спектаклей о ранней Стране Советов: Эрдман, Булгаков, Хармс, теперь – Олеша. И «сшит» этот театральный гипертекст темой «лишнего человека», которого эпоха выдавливает, как пасту из тюбика. ...
  • Хроники времен пандемии

    «#ЛечитьСпасатьЛюбить» - новая постановка Владимира Кузнецова на сцене Владимирского театра. Спектакль-вербатим рассказывает об эпохе ковида, о ее героях и жертвах, о ее буднях и трагедиях. Спектакль создан в жанре хроники. ...
  • «Я не тот, кто ты думаешь»

    В последние дни марта на Новой сцене Большого театра прошли показы «Орландо» – мировой премьеры немецкого хореографа, художественного руководителя Балета Цюриха Кристиана Шпука по одноименному роману Вирджинии Вулф. ...
Читайте также