Василий Лановой. Рыцарь и гражданин

 

В труппу Вахтанговского театра Василий Лановой был принят в 1957 году после окончания Щукинского училища, успев еще будучи студентом сыграть главные роли в фильмах «Аттестат зрелости» и «Павка Корчагин». Много на долю актера выпало ролей военных, статных начальников с крепкими нервами и железным характером, но всегда он давал «второй план» своего персонажа, приоткрывая тайники души, куда и заглянуть опасно. Но были и роли совсем другого покроя – Цезарь и Пушкин, Дон Гуан и Маяковский, выступления в концертах с поэтическими программами и, конечно же, романтически возвышенный Принц Калаф в легендарном спектакле «Принцесса Турандот».
 
− Имя Василия Семеновича Ланового отпечаталось в моем сознании давно, задолго до1982  года, когда я поступил в труппу Театра Вахтангова, – говорит ректор Театрального института им. Щукина Евгений КНЯЗЕВ. – В бытность мою студентом политехнического, а потом и театрального института я и представить себе не мог, что когда-нибудь стану его партнером, коллегой, другом, а потом даже начальником в Театральном институте им. Щукина.

Когда я учился в школе и только мечтал об актерской карьере, все это не могло мне присниться в самом радужном сне, потому что Лановой в моем представлении – недосягаемая вершина. Тогда была целая плеяда блистательных артистов, их фотографии продавались в киосках «Союзпечати», но ореол одного из первых и любимых артистов оставался за Лановым. Что ни картина, то всегда необычное существование. Я даже не говорю про фильм «Офицеры», который стал символом верности, честности, мужественности. И, может быть, по этой картине судят о современных военных, и многие ребята пошли в военные училища, мечтая стать похожими на Ивана Варавву.

Но в его послужном списке есть и «Война и мир», и «Аттестат зрелости», и «Алые паруса» − блистательные работы! И вот, в 1982 году, поступив в театр, я увидел его не только на сцене, но и в обычной жизни. Для нас, мальчишек, вчерашних студентов, он все равно оставался кем-то недосягаемым. Мы наблюдали, как он хохочет с коллегами, слышали, что его все зовут «Вася». И я тогда думал: «Боже мой, неужели кто-то осмеливается называть его Васей?» И вы знаете, ведь до сих пор называют. Иногда даже я позволял себе обратиться к нему Вася и тут же добавлял, Вася Высочество.

Как он был Василием, Базиль Базиличем, таким и остался – общительным, простым, человечным, талантливым, любящим свое дело, преданным этому театру, в котором прослужил больше 60 лет и не променял ни на какой другой.


Моя особенная гордость состоит в том, что с 1985 года мы стали партнерами. Тогда мы и начали потихонечку сближаться, он уже меня различал, что есть такой молодой артист Евгений Князев, знал мое имя. Когда он видел меня, входя в театр, то улыбался и здоровался за руку. Мне это было невероятно приятно. Со спектаклем «Три возраста Казановы» мы объездили всю страну и играли очень долго − 25 лет. В нем были заняты в мужском составе Яковлев, Лановой и я. А Оля Гаврилюк, Оля Чиповская и Лена Сотникова – в женском составе.

Мы с Василием Семеновичем сошлись на сцене, хотя и не партнерствовали, потому что играли одного и того же персонажа, но разного возраста. Я был молодым Казановой, Лановой – средних лет, а Яковлев – старшим Казановой.

А спустя годы Василий Семенович дал мне прочитать пьесу «Энигма» Эрика-Эмманюэля Шмитта. Она мне очень понравилась, и тогда он предложил поставить ее на Вахтанговской сцене. Ему, в свою очередь, передал эту пьесу Михаил Александрович Ульянов. Сначала с нами работал Сергей Голомазов, потом подключился Сергей Иванович Яшин. Так родился наш спектакль «Посвящение Еве», который мы играли больше 20 лет, партнерствуя с Василием Семеновичем. И я имел счастье наблюдать за блистательным актерским существованием Ланового. Когда заканчивался спектакль, я каждый раз думал – вот пример для молодого поколения верного служения искусству. Перед ними стоит ветеран сцены, настоящий, заслуженный и заслуженно в юбилейном году собравший все мыслимые и немыслимые награды. Даже стал Героем Труда Российской Федерации.

Василий Семенович абсолютно командный игрок, он слышал тебя на сцене, отвечал на твою интонацию, на твою реплику. Он не просто пришел в эту профессию, он оказался в ней по велению души. Сначала он поступил в Московский университет на факультет журналистики, но через год – в Театральное училище имени Щукина.

Наверное, не было и дня, занят ли был Василий Семенович в спектакле или нет, чтобы он не пришел в театр и со всеми не поздоровался. Для него театр был – не пустой звук, не просто место работы. Это было место, где он жил.


Принцип нашей театральной  школы – любить студентов, и Лановой воспитывал в них такую любовь к русской литературе, что диву даешься. Как у него получалось в разговоре с ними подобрать единственно правильные слова, что ты видел на учебной сцене не просто студента или студентку, а личность, осмысленно произносящую серьезный текст Толстого, Достоевского, Лермонтова, авторов, которых любил их профессор. И я понимаю, что кроме того, что он их учитель, мастер, он был еще и воспитателем личности молодого человека. Мы часто обсуждаем с педагогами, насколько повезло тем ребятам, кому довелось встретиться с Василием Семеновичем на учебной площадке.

Лановой занимал активную гражданскую позицию. При этом можно было с ним соглашаться или не соглашаться, у него была своя точка зрения, которой он следовал. Он не вступал в споры, не доказывал свою правоту, если мнения с собеседником не совпадали, он просто отходил в сторону. Он жил с той правдой, в которую он всецело верил. И это заслуживает большого уважения. Он не перескакивал – сегодня я белый, а завтра вдруг красный. Ничего подобного.

У него была четко выстроенная нравственная система. Василий Семенович особенно чтил память о Великой Отечественной войне, потому что все ее тяготы и ужасы были известны ему не понаслышке. Он возглавлял движение «Бессмертный полк», в котором участвовал каждый год. А еще в театре есть стенд, посвященный Лановому, и туда вешают статьи только про него. В благодарность за актерскую и человеческую верность.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Скончался актер и музыкант Петр Деметр

    В Москве скончался заслуженный артист России Петр Деметр. Он был актером цыганского театра «Ромэн», много выступал с концертами, вел программу о цыганской культуре на телевидении. Ему было 79 лет, сообщает «Эхо Москвы» со ссылкой на информацию от друзей артиста. ...
  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
  • Принят закон о бесплатном втором высшем образовании в области искусств

    Сегодня, 9 июня, Госдума в заключительном чтении приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, бесплатно получать второе или последующее высшее образование.      Так, в законе появится возможность для имеющих высшее образование получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет средств федерального бюджета по образовательным программам в области искусств. ...
  • Елена Мироненко: «Наш театр – инвестиция в человеческий капитал»

    Сегодня Елену Мироненко знают как молодого и успешного директора Театра на Бронной, но за плечами этой красивой, хрупкой женщины почти 20-летний стаж работы в сфере культуры. Будучи выпускницей факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, ей посчастливилось стажироваться в крупнейших музейных центрах Нью-Йорка, Вашингтона и Лондона, а затем несколько лет работать в должности министра культуры Красноярского края. ...
Читайте также


Читайте также

  • Скончался актер и музыкант Петр Деметр

    В Москве скончался заслуженный артист России Петр Деметр. Он был актером цыганского театра «Ромэн», много выступал с концертами, вел программу о цыганской культуре на телевидении. Ему было 79 лет, сообщает «Эхо Москвы» со ссылкой на информацию от друзей артиста. ...
  • Умер Резо Габриадзе

    Не стало художника, скульптора, автора сценариев к картинам «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза», создателя уникального театра марионеток – Резо Габриадзе.   Когда 2016 году в Музее Москвы к 80-летию художника проходила мультимедийная выставка его живописных, графических и скульптурных работ, в одном из залов музея состоялись гастроли его удивительного театра марионеток. ...
  • Умерла народная артистка России Вера Ефремова

    Художественный руководитель и главный режиссер Тверского академического театра драмы, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Вера Ефремова умерла на 92-м году жизни, сообщили в Тверском академическом театре драмы. ...
  • Умерла Нина Шацкая

    Заслуженная артистка России Нина Шацкая скончалась на 82-м году жизни. Нина Шацкая окончила ГИТИС, служила в Театре на Таганке, а затем — в «Содружестве актеров Таганки». С 2003 года - в «Школе современной пьесы». ...
Читайте также