«Нельзя входить с грязными ногами»

Чем театр отличается от храма

 

Цель театра испокон века не могли сформулировать одним словом. На уме всегда были, как минимум, два, противоположные по смыслу:«поучение» и «развлечение»; или «польза» и «наслаждение». Кто-то уверен, что две противоположные цели не могут сочетаться, поэтому надо быть честным перед собой и зрителем и выбирать одну. Другие, наоборот, настаивают, чтомиссия театра в том и состоит, чтобы, «поучать, развлекая», сочетать «полезное и приятное».

Пожалуй, единственное слово, в котором совместились два противоположных смысла – это «очищение»: по-гречески «катарсис». Знаменитое это слово Аристотель вписал в свое определение трагедии: «трагедия… через сострадание и страх совершает очищение подобных страстей».
Формулировка эта не ясна. Аристотель в одном из сочинений пообещал сказать яснее, что такое «катарсис», но так и не сказал.Своим умолчаниемон поставил рядом с этим термином большой, беспокоящий вопрос, требующий ответа. Так и повелось, что со времен Аристотеляученые зрители повторяют, подобно заклинанию: «цель театра – катарсис», снова и снова пускаясьвбесконечный спор о том, чтó и как «очищает» театр.

Об «очищении» театромзаговорили в XX веке с новой энергией.О театре как месте, не терпящем грязи, рассуждал К.С. Станиславский, противопоставляятеатр-«храм» театру-«помойке». «Охраняйте ваш театр от всякой скверны»; «в театр нельзя входить с грязными ногами»; «грязь и пыль отряхайте при входе, калоши оставляйте в передней вместе со всеми мелкими заботами, дрязгами, неприятностями, которые портят жизнь и отвлекают внимание от искусства»; «отхаркайтесь, прежде чем войти в театр, а войдя, уже не позволяйте себе плевать по всем углам».

Девизы, сформулированные Станиславским – несомненно, новое выражение античного «катарсиса», новый его аспект. Артисты своей работой творят театр как чистое место; поэтому они должны очиститься прежде, чем войти в театр; очищение – главное условие творчества. В таком театре, как в храме искусства, в котором актеры – служители, и зритель будет приобщаться к опыту чистоты, познания, творчества.

Прекрасно сказано, но есть проблема. Если есть первый шаг – не допускать в театр житейскую грязь, проникающую через актера, то неизбежен и второй:выдвинуть аналогичные требования к зрителю. Может ли зритель входить в театр, не отряхнувпрежде житейскую грязь? Со всяким ли зрителем захочет работать актер и режиссер, пребывающие в состоянии «чистоты»?

Призывперед спектаклем отключить мобильные телефоны и не мешать актеру работать – самая «легкая», повсеместно устоявшаяся формулировка требования отречьсяот житейской суеты во имя служения искусству. Но в истории современного театра звучали требования и более радикальные.

Вероятно, первым, кто хотел прогнать из театра зрителей, был великий французский мим Этьен Декру. Его ученик Жан-Луи Барро вспоминает: «Декру был силен своей требовательностью… Помню одно наше публичное выступление в Париже. Где-то посреди исполняемого номера Декру потерял равновесие.

Он останавливается, извиняется и все начинает сначала. Зрители хихикают. Снова прервав номер, Декру выходит на просцениум и обрушивается на зрителей, упрекая их в глупости, отсутствии представления о творческом процессе и так далее. Кончилось тем, что он соглашался играть только перед двумя-тремя зрителями. Когда их больше, говорил он, они теряют свободу воли».
После Этьена Декру еще один великий мастер – Ежи Гротовский говорил, что ему нужен не всякий зритель, но только тот, кто находится в духовном поиске. О чистоте актерской профессии Гротовский рассуждал в духе Станиславского, только более радикально и хлестко: он делил актеров на «служителей» и «проституток».

Но если театр – храм, актеры – служители, то зрители – прихожане, из числа «посвященных»; и в театр будет допущен только посвященный, а непосвященный будет изгнан.А если всех зрителей придется изгнать? – На это тоже находится ответ: при пустом зрительном зале боги не отворачиваются от сцены, а они-то и есть главные зрители театра-храма.Сказав это, вернемся к началу и спросим: соответствует ли природе театра желание изгнать зрителя во имя чистоты искусства?

Все эти вопросы, мне кажется, уместно напоминать себе, задумывась о современном искусстве. Древний термин «катарсис», оказывается,служит не ключом к тайне искусства, но печатью, накрепко запечатывающей эту тайну.

В поисках очищения и улучшения человеческой природы через театр мы, как всегда, вынуждены сами, на свой страх и риск, формулировать для себя суть древнего катарсиса.Катарсис – то ли «чистота сердца», о которой толкуют в священных книгах (найдем ли такую в театре?), то ли таблетка от житейского похмелья, поразившего организм в нашей бурной и неправильной жизни – нужная, но дающая лишь временное облегчение.


Справка
Дмитрий Трубочкин
Историк театра, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Высшей школы сценических искусств, заведующий сектором классического искусства Запада Государственного института искусствознания, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, секретарь Союза театральных деятелей Российской Федерации. 

Образование: философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.

Научные интересы: история и теория театра; классическое искусство; современный художественный процесс; традиция и авангард; социальная и экономическая история искусства; философия искусства.
Автор более сотни научных работ.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
Читайте также


Читайте также

  • Игорь Ясулович: «Сыночек, лучше бы ты на инженера пошел»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Роксана Сац: «Внучка Синей птицы»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Ирина Пегова: «Люблю только пряники. Не люблю кнуты»

    Актриса МХТ им. Чехова Ирина Пегова говорит, что лучшие роли в ее жизни всегда рождались в атмосфере доверия и свободы. Такой стала и Люська в «Беге» Сергея Женовача, за которую Ирина получила символ зрительского признания – премию «Звезда Театрала». ...
  • Евгений Князев: «Практически невозможно найти педагогов, подобных первым ученикам Вахтангова»

    В рамках партнерской программы с «Радио 1» журнал «Театрал» публикует интервью с ректором Института им. Бориса Щукина, народным артистом России Евгением Князевым, которое он дал в программе «Синемания. Высшая лига». ...
Читайте также