Алла Сурикова: «Моя любовь к театру началась с этой пьесы»

 

Кинорежиссер Алла Сурикова поделилась с «Театралом» своими впечатлениями о дипломном спектакле студентов курса Михаила Борисова в Институте им. Щукина – «Лиса и виноград», предрекая ему серьёзное сценическое будущее. После просмотра спектакля режиссёр написала об этой постановке на своей странице в Facebook, и «Театрал» попросил Аллу Ильиничну подробнее рассказать о том, почему лежащую в основе пьесы басню Эзопа она считает метафорой нашего времени.

– В январе побывала в «Щуке» на дипломном спектакле «Лиса и виноград» мастерской профессора Михаила Борисовича Борисова. Нахожусь под большим впечатлением! От постановки, от актерского ансамбля, от пьесы Гильерме де Оливейра Фигейредо (имя долго запоминала).

Какая точная интуиция – провидение – постановка Борисовым этой пьесы! Как она современно звучит! Остро! Зло! Смешная и глубоко трагичная! Что дороже всего рабу Эзопу? – Свобода! Ради Свободы он готов отказаться от Любви! За Свободу готов пожертвовать Жизнью!

Странно... Почему её не ставят сегодня в театрах Москвы?! А впрочем, почему – странно... Потому и не ставят... «Эзопов язык» нынче снова звучит, как приговор...  Зачем нарываться – можно ведь отшутиться… Хотя мне, как комедиографу, такой подход к любой проблеме ближе, понятнее, доходчивее и… безопаснее… Шуты во все времена могли говорить власть имущим, что думали. Им одним прощалась правда…

Борисов прекрасно чувствует юмор. И замечательно балансирует вместе с ребятами между трагедией и комедией. И это получается очень органично. 


И как хорошо играют ребята – азартно, с полной самоотдачей, с завораживающей искренностью! Эзоп (Вусал Мехралиев) производит впечатление абсолютно и давно сформировавшегося талантливого актера без всякой скидки на учебный процесс, он точно строит рисунок своей такой непростой роли: от нищего оборванного страшненького  загнанного раба, до героя, в которого влюбляется красавица  Клея. И зритель, вместе с нею убеждается, что    острый ум Эзопа, его свободолюбие и человеческое достоинство интереснее, мощнее и весомее кошелька недалекого Ксанфа.

Михаилу Алиеву  в роли Ксанфа –  очень непросто  балансировать между древнегреческим и абсолютно современным персонажем, облаченным властью и деньгами. Но он отлично справляется. И получается очень даже    нынешний   чиновничек!

Спектакль музыкальный. Ребята прекрасно двигаются. И вполне могут в этой же команде создать хороший мюзикл.   В спектакле играет каждая деталь. Их немного, но   все выверены и все в «десятку»: и железная бочка, на которой лихо отплясывает  очаровательная Клея, и древнегреческая,  как бы мраморная,  голова какого-то императора ( я его не узнала, но это и не было столь важно), и кубы, и музыка, и свет…

Это азербайджанская мастерская Михаила Борисова.  Целевая. Прекрасных актеров получит Азербайджан. Ребятам вручат красивые дипломы, и летом они навсегда уедут из Москвы. А хорошо бы так случилось, чтоб бакинские начальники проявили «эзопову смекалку», и сохранили этот молодой яркий коллектив, и, может быть, создали бы на его основе молодежный Арттеатр. 
 
Признаюсь, у меня еще был один «мотив» моего личного неравнодушного отношения к этой постановке…. Моя любовь к театру начиналась с этой пьесы, с этой постановки. У моего отца был брат – народный артист Советского Союза – Леонид Ясиновский.  Школьницей я увидела его в роли Эзопа в спектакле по пьесе «Лиса и виноград». И замерла от восторга. И тут же захотела «бежать» в артистки. Но… не побежала (практически по басне Эзопа про Лису и виноград – Лиса хотела виноград, но не смогла его достать, и тогда она объявила его зеленым).  Я поставила в школе пьесу «Белый ангел» – про тяжелую жизнь негров в Америке. А лет через 15 пошла в кинорежиссеры.
 
Но в нашей большой и дружной семье реплика Эзопа: «Ксанф, выпей море!» навсегда осталась ответственной за любую неразрешимую ситуацию…
 

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «МХТ порадует новыми названиями и известными именами»

    До открытия театрального сезона в МХТ им. Чехова остается совсем немного времени. 7 сентября на традиционном сборе труппы Сергей Женовач объявит о творческих планах на новый сезон. А сегодня о готовности театра к встрече со зрителями рассказывает первый заместитель художественного руководителя-директора Марина Андрейкина. ...
Читайте также


Читайте также

  • Роксана Сац: «Внучка Синей птицы»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Ирина Пегова: «Люблю только пряники. Не люблю кнуты»

    Актриса МХТ им. Чехова Ирина Пегова говорит, что лучшие роли в ее жизни всегда рождались в атмосфере доверия и свободы. Такой стала и Люська в «Беге» Сергея Женовача, за которую Ирина получила символ зрительского признания – премию «Звезда Театрала». ...
  • Евгений Князев: «Практически невозможно найти педагогов, подобных первым ученикам Вахтангова»

    В рамках партнерской программы с «Радио 1» журнал «Театрал» публикует интервью с ректором Института им. Бориса Щукина, народным артистом России Евгением Князевым, которое он дал в программе «Синемания. Высшая лига». ...
  • Аня Чиповская: «Она словоохотливый зритель»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также