Осознанный. Созидательный. Твой

Мастерская Виктора Рыжакова представила поэтический спектакль «Немойвыбор»

 

«Немойвыбор» – поэтическое многоголосье, из которого поочерёдно прорываются диалоги участников спектакля. Прорываются порывисто, искренне, на диссонансе иронии и наивности, создают общий сюжет бессюжетного действа. Поэзии сюжет не нужен – ей нужна молодость.

«Томим, томим, томим. То робостью, то ревностью томим, томим», – это знаменитое пушкинское несколько раз, пытаясь найти смысл в этом томлении, произносит актёр, открывающий спектакль. «Томим, томим... Это невероятное ощущение трудно описать словами, все наше обыденное – это тлен, по сравнению с этим «томим, томим». Сами попытки описать это чувство как бы оскверняют его. И не объяснишь ни врачу, ни психоаналитику, что происходит», – артист начинает полемизировать с самим собою. Переходит от рассуждения к самоиронии и ироничному осуждению, высмеивая предвзятое отношение, с которым относятся к ценителям поэзии и тонких чувств. «Знаете, не у вас одного такое случиться может. Это, конечно, мучительно, но в сущности от этого никто не умирал. Если посмотреть на это трезво, то не вы первый, не вы последний. Нервы, собственно, дороже. Люди погибают на войнах, от ужасных болезней, а вы тут томитесь. Постарайтесь развлечься, придумайте себе хобби, займитесь, наконец, спортом. А то носитесь со своими эмоциями. Плюньте, вы на это дело и займитесь чем-то общественно полезным, и ваши томления прекратятся». На этом «напрасная» для собравшихся речь прекращается, остаётся только заданное ею настроение, искра, высекающаяся на границе возвышенного пафоса и иронии постмодерна.

Экспрессивная бурлящая речь – фон происходящего, а вечный праздник – его форма. На сцене, а точнее, в пространстве спектакля, все участники в белых брюках, футболках и кедах, похожие на игроков в гольф или теннис –  танцуют, веселятся, балагурят. Перед нами нечто, похожее на школьную вечеринку, которая для героев – выпускной в жизнь. И каждый из них хочет установить свой диалог со собою и временем, которое его ждёт за этими стенами. Со сцены, которую иногда сооружают, из небольших площадок, как с баррикад, только без политических аналогий, артисты призывают откликнуться собственное «я», читая стихи, написанные отечественными поэтами на рубеже XX и XXI веков. Они ищут адекватную, созвучную своей индивидуальности форму самоидентификации. Поэтому так отчетливо запоминаешь лицо каждого кто читает, от этого стихи обретают легкость звучания и мощный философский подтекст.

«Все прошло. И печаль, и радость. И с белых яблонь дым. И шаланды, полные кефали. И матч «Зенита» со «Спартаком» за Кубок СССР в 1934-м году. И телевизионное обращение Бориса Ельцина 31 декабря 1999 года. И то радостное ощущение, которое, когда-то было, и поцелуй Таньки Молчановой и Сереги в полутьме двухкомнатной квартиры на Ленинском 6».

Звучат стихи Орлуши, Дмитрия Быкова, Германа Лукомникова, Льва Рубинштейна, Андрея Родионова и многих других современных авторов, написанные преимущественно в 90-е и первую половину 2000-х. Чтение «Осеннего» поэта Орлуши (Андрея Орлова) станет своеобразным «камертоном», хотя, быть может, это дело слуха, и каждый зритель вычленит из спектакля свое. Его строчки, как рефрены, несколько раз в течение спектакля напомнят историю героя, который хотел стать уткой, По небу летят утки.
Летит уголком стая.
Мне хочется к ним жутко.
Они же – на Юг, знаю.
Они зимовать будут
В каком-нибудь там Чаде,
А я тут бумаг груду
Лопачу жратвы ради.

А потом понял, что и ее участь не завидна: «лучше стать рыбкой», а потом решил, что вообще не хочет быть «никакой скотиной, любите меня, любите, а то, окончательно сгину». У поэзии много имен и много ликов. «Немойвыбор» получился об этом многообразии, обо всем и о каждом. Преодолевая и то, что принято считать актерским чтением, и вечером поэзии, и поэтическим концертом, рыжаковцы показали спектакль о человеке – художнике вне рамок и вне жанра. «Немойвыбор» получился высказыванием о свободе и свободе выбирать. «Конечно, это все абстрактные слова, но за ними, что-то стоит, и это что-то – я. Я, и то, что я знаю», – так звучали завершающие строчки спектакля. Но финал подхватил сидящий среди зрителей руководитель курса Виктор Рыжаков: «Все, я устал», – и подытожит, растягивая последнее слово. – «Я буду идти свои неровным ритмом, который и есть по-э-зи-я».

Сразу по окончании действия состоялось обсуждение, в ходе которого режиссер и актёры расшифровали название спектакля: «Это выбор, который каждый делает молча. Речь идёт о том, что выбирают в неговорении. Внутри себя, в тишине. Это про то, что приходит в результате интуитивного поиска. Начиная со второго курса шла работа над поиском стихов, каждый из ребят выбирал свои, а к четвёртому курсу родился этот спектакль».

Потом, отвечая на вопросы зрителей, Виктор Рыжаков очень объемно и увлекательно рассуждал о роли и задачах поэзии, причем так, что его размышления можно смело назвать поэзией: «Современная поэзия, только что прозвучавшая – это поэзия, которая рождается сегодня, развивая наши мозги, нервы, жилы, наше терпение. Поэзия умелая и неумелая. Но это попытка научиться – научиться любить, научиться жить, не уничтожая, а созидая.

Пришло время, в 21 веке поэзия стала необходимой, ее стали слушать тысячи людей. Мы получаем большое количество приглашений в разные уголки страны. Читаем поэзию в Иркутске, во Владивостоке, в Туле, потому что ее хотят слышать. Залы, полные народа, слушают, затаив дыхание, как будто бы мы передаем очень важное сообщение. А это не мы. Артисты – не поэты, а трансляторы, рядовые художники, которые пытаются, чтобы голос поэзии был услышан.

Сочиняя спектакль, мы искали форму, выбирали стихи – и должны были почувствовать вкус к их исполнению. В Школе-Студии есть такой предмет – «вкус речи», который развивает способность попробовать, почувствовать, как это говорить по-другому, другими словами. Формулировать так, как можно делать это внутри, когда присваиваешь речь другого, чтобы потом начать говорить самому. Это полезно и для того, чтобы потом писать – стать человеком, строчки записывающим».


  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

Читайте также