Вахтанговский Париж. Антракт...

Столица Франции попрощалась с ведущим российским театром и уже ждёт его снова

 

Ажиотаж на Елисейских полях у театра «Мариньи» не прекращался до последнего дня показа спектакля «Наш класс», который вахтанговцы впервые привезли из Москвы.

Изначально было запланировано три показа, и как только на сайте «Мариньи» появилась информация об этом и началась продажа билетов – буквально за считанные дни они были раскуплены.
Директор «Мариньи» Жак-Люк Шоплен позвонил своему вахтанговскому коллеге Кириллу Кроку и предложил добавить хотя бы ещё один показ, спланировав на воскресенье помимо дневного спектакля ещё и вечерний. «Но я ему был вынужден отказать, – говорит Крок.  История эта психологически исключительно тяжелая, ребята в ней полностью эмоционально выкладываются, и играть это дважды в день с перерывом в пару часов неправильно. Всех денег не заработаешь, людей надо беречь. Да и на качестве спектакля это может отразиться, поэтому менять график мы не стали».

Мало того, вахтанговской директор так спланировал гастрольный план, чтобы у актеров появился и один день отдыха. Большинство из них впервые прилетели в Париж, и Кроку хотелось дать им возможность не просто передохнуть между спектаклями, но хоть немного полюбоваться этим неповторимым городом. Он даже договорился с российским посольством об организации экскурсии для актеров. Посольские (очень радушные во Франции) не отмахнулись, как это нередко бывает в других наших представительствах, и молодые вахтанговцы поехали любоваться историческими замками. А самые стойкие записались на ночную экскурсию в Лувр, чтобы в четыре утра наслаждаться выставкой Леонардо да Винчи, которая как раз в эти дни завершалась.

Все три спектакля прошли на удивительной эмоциональной волне. Эту драматическую историю холокоста, написанную польским драматургом Тадеушем Слободзянеком, наверное по-другому играть невозможно. Создана она на основе реальных событий, у всех героев  реальные прототипы. Такой предвоенный класс действительно существовал в польском городке Едвабне, и война, ворвавшись в мирную жизнь, не просто эту жизнь разорвала, она превратила одних в невинных жертв, других  в жестоких палачей. В дружном ещё недавно классе не осталось ни одного человека, чья жизнь не была бы исковеркана или загублена после того, как недавние соседи и одноклассники согнали всех евреев в овин и сожгли заживо.

Молодые вахтанговские актеры так проживают на сцене судьбы своих героев, что публика покидает зал в потрясении. Во время антракта выхожу на улицу, чтобы перевести дух и насладиться весенним воздухом вечернего парижского парка, в котором по соседству с президентским дворцом и расположен театр «Мариньи». Зрители разбились на небольшие группки, кто-то курит, кто-то тихо обсуждает увиденное, а кто-то молчит, погрузившись в себя. «Ничего себе, сходили развлечься, я вся уже обрыдалась», – слышу разговор стоящих рядом трёх девушек, одна из которых нервно курит. «Я вообще не понимаю, как они это играют,  полное ощущение, что каждый из них и есть этот одноклассник  поляк или еврей», – произносит вторая. «Надо было нам вначале прочесть про этот спектакль, а потом уже идти, ну чтобы хоть немного быть готовыми,  прерывает молчание третья.  Хотя как к такому можно подготовиться?».

«Извините, вы разочарованы спектаклем», – спрашиваю, не удержавшись, у девушек. «Нет, что вы, – отвечает мне курящая.  Совсем наоборот. Просто не ожидала, что так душу перевернёт. Даже боюсь представить, что будет дальше». «Не бойтесь, – успокаиваю я её.  Дальше будет ещё хуже...» 

Три подруги по учебе действительно купили билеты заранее на воскресный день лишь потому, что видели здесь в минувшем сентябре «Евгения Онегина» и влюбились в вахтанговцев. Они ни минуты не сомневались, что театр привезёт очередную потрясающую работу, и поэтому решили не упускать шанса новой встречи. Мадина приехала в Париж на учебу в университет из Казахстана, Марина  из Санкт-Петербурга, а Жанна с раннего детства живет в Париже с родителями, переехавшими сюда из Украины. «Ребята на сцене  наши ровесники, ну может быть, кто- то немного старше. Но у меня такое чувство, будто они рассказывают нам о нас, о наших ошибках и заблуждениях. О нашей инфальтильности и беспамятстве. Они прямо у нас на глазах проживают и разрушают собственную жизнь, и мне почему-то становится страшно за свою. Я понимаю, как мы беззащитны перед роком, искушением и вечностью», – говорит Жанна.

После окончания спектакля я больше не увидел в зрительской толпе этих подружек, и наш разговор остался незавершенным. Но это был лишь один фрагмент многочисленных оценок, звучащих и в этот день, и в день завершающий в парке перед театром. В зале не было ни одного безучастного зрителя, и никто не покидал этот зал равнодушным. А в последний вечер заключительные овации были особенно долгими и слаженными. Публика не просто благодарила замечательных актеров, она совершенно не хотела с ними расставаться. И словно боялась оставаться наедине со своими эмоциями. А молодые актёры, выходя на поклоны под шквал аплодисментов, заметно смущались, и, судя по всему, не до конца верили в безусловный успех. Они стояли на сцене, взявшись за руки, смотрели на бушующий зал и улыбались  Дарья Щербакова, Полина Кузьминская, Ксения Кубасова, Эльдар Трамов, Владимир Шульев, Юрий Поляк, Павел Попов, Максим Севриновский, Владимир Логинов, Алексей Гиммельрейх и режиссер постановки Наталья Ковалева. А за сценой вместе с ними волновались костюмеры, гримеры, технические службы, переживали и радовались за них администратор Дарья Борисова, один из организаторов гастролей Антон Лошак, директор Кирилл Крок. Он, как всегда, снимал на айфон овации, чтобы в очередной раз опередить театральную прессу и выставить раньше всех в социальных сетях зримое свидетельство безусловного успеха своих коллег.

После завершения последнего спектакля публика уже по традиции долго не расходилась, тихо обсуждая у театра пережитое. Складывалось впечатление, что в гастролях всего лишь наступил антракт, и зрители ждут продолжения.

«Я в этот вечер не хотела ни с кем обсуждать увиденное,  говорит мне Светлана Гиберт, директор по маркетингу информационной компании.  И дело даже не в том, что я узнала в этой трагедии историю нашей семьи, потому что моя свекровь родилась в Польше, и маленькой девочкой прошла через эти ужасные испытания, потеряв близких. Я во время спектакля просто была поражена банальностью бытового ужаса, я увидела эти истории маленьких людей, перемолотых колесом событий, и почувствовала до озноба  насколько наша судьба зависит от ничего. Я смотрела на эти школьные доски, все время стоящие на сцене, смотрела, как стираются на них судьбы людей и друзей, и понимала, что жизнь все время подаёт нам звоночки, но мы далеко не всегда их понимаем и принимаем. А когда на сцене вдруг начинали звучать знакомые с детства мелодии, но с совершенно иным текстом  голова шла кругом и сердце замирало».

Со Светланой мы общались через сутки после завершения гастролей, вахтанговцы к этому времени уже успели вернуться в Москву. Но Франция с ними не расстаётся. «Вы даже не представляете как горячо обсуждается здесь этот спектакль. Он поразил и французов, которым повезло его увидеть, и всех нас  довольно привередливых зрителей культурной русскоязычной диаспоры. Если после «Евгения Онегина» и «Дяди Вани» у нас находились зрители, критично оценивающие эти великолепные работы, и мы горячо спорили, то на этот раз все просто потрясены. Нам словно преподали открытый урок, показывающий, как хрупок наш мир, и как уязвима судьба буквально любого из нас. Особенно сегодня, когда жизнь вокруг словно балансирует на невидимом натянутом нерве. Мы очень благодарны вахтанговцам, что они нам об этом так убедительно напомнили. И мы уже очень ждём, когда они к нам вернутся».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также