РАОсизм: что мешает театрам перейти в онлайн

 

Театры на карантине, пытаясь заполнить пустоту, ищут новые способы «контактировать» со зрителем – переходят на онлайн-трансляции спектаклей или выкладывают записи на разных интернет-площадках. Но, как выясняется, организовать это более чем проблематично: многие директора столкнулись с ограничениями, которые накладывает закон об авторском праве, и вынуждены в срочном порядке договариваться с правообладателями. Кроме того, в адрес театра полетели угрозы от ООО «Театральный агент»

«РАО против театров»

Как сообщил на своей странице в Facebook директор Театра Вахтангова Кирилл Крок, этот «агент», а точнее театральное подразделение РАО, вместо того, чтобы помочь в установлении договоренностей с авторами, призывает их подзаработать и пересмотреть свои отношения с театрами, которым уже передали «широкий объем правомочий в отношении своего произведения». 

«Виктория Сладковская и ее пресловутый «Агент», главная цель которого – обналичивание средств через родной банк «Новый век», – поясняет Крок, – быстро пишет всем авторам: давайте срочно дополним наши с Вами договоры», чтобы заставить театры платить.


Театр Вахтангова совершенно не против отчислять процент за платные трансляции своих спектаклей на ONLINEТЕАТР, где представлены также Театр Маяковского, Ленком Марка Захарова, Театр сатиры и другие театры Москвы. Однако, как подчеркивает Кирилл Крок, ООО «Театральный агент» не имеет никаких прав, позволяющих собирать отчисления за онлайн-показы.      

Чтобы минимизировать претензии РАО, что особенно актуально сейчас, когда из-за карантина все театры терпят миллионные убытки, директор Театра Вахтангова рекомендует перейти на прямые договоры с авторами и наследниками авторов. Гражданами РФ следует помочь открыть ИП или стать Самозанятыми, а иностранным гражданам – открыть счет в Банке РФ, чтобы платить им напрямую с нулевой ставкой налогообложения. Это выгодно обеим сторонам: автор не отдает ежемесячно 15% РАО, и театр уменьшает процент отчислений.

«Итог нашей двухлетней работ следующий, – говорит Кирилл Крок. – Мы ежемесячно платили в РАО около 6 млн. руб., сейчас платим около 1,0 млн. рублей, всем авторам выплачиваем деньги самостоятельно. Свои расходы по выплате авторского вознаграждения мы сократили ежемесячно примерно на 600,0 тыс. руб».

«Карантин бросил вызов, к которому не все готовы»

При заключении договора необходимо получить от всех авторов полные права на спектакль, в том числе на гастроли по миру, эфир на ТВ и онлайн-трансляции, предупреждает Крок. Именно по причине того, что многие театры это заранее не учли, сегодня возникли большие сложности.     

«Когда спектакль идет на сцене, а мы транслируем в Сети потоковое видео и предоставляем доступ зрителям – это один способ использования. Получить разрешение на прямую трансляцию из зрительного зала можно и через РАО, и напрямую у правообладателя, и в принципе достаточно просто согласовать, – пояснил «Театралу» юрист Театра Вахтангова Роман Полианчик. – Если мы говорим о том, что спектакли записаны, выложены в Интернет, и любой пользователь в любое время может получить доступ к записи – это другой способ использования, называется он «доведение до всеобщего сведения». Аккредитация на такой способ государством не предусмотрена, в договорах РАО с авторами такой способ в управление не всегда передавался, поэтому получить разрешение быстро – крайне проблематично.

Самый болезненный вопрос связан с так называемой «сборной музыкой», потому что на ее использование, на запись и предоставление возможности выложить эту запись в интернет, РАО разрешений не выдает.


Приходится обращаться к правообладателям, а это затруднительно, поскольку зачастую они находятся не на территории РФ, их представляют другие общества, даже РАО не может оказать помощь в получении контактов, что делает практически невозможным выйти на переговоры, получить нужные нам разрешения в разумные сроки.

Идеальная ситуация, конечно, когда мы изначально оформляем спектакль как «сложный объект», в соответствии с требованиями ст. 1240 ГК РФ, получая у каждого автора право на включения произведения в состав спектакля, в том числе и на музыкальное оформление. Но, увы, это не всегда возможно и не всегда целесообразно.

Здесь выход, по сути, один – использовать музыку, на которую получено право на запись и трансляцию, то есть либо менять музыкальное произведение на доступное, либо искать правообладателя. Других вариантов, к сожалению, нет.

Правообладателей может быть очень много: автор текста, автор инсценировки, композитор, сценограф, художник по свету, художник по костюмам. Если мы возьмем переводное произведение, то будут еще и права переводчика. И от каждого требуется разрешение на любой способ использования спектакля. Либо мы это делаем непосредственно при составлении договора на спектакль, что предпочтительнее, но иногда влечет дополнительные выплаты, а значит и расходы наши растут, либо постфактум, когда возникает необходимость. Но в этом случае теряется драгоценное время, и в итоге оформление разрешения может оказаться дороже, чем если бы мы договаривались «на берегу».

Так сложилось исторически, по умолчанию мы всегда получали разрешение на публичное исполнение, потому что другие способы были не столь актуальны. А сейчас все вдруг поняли, что других способов довести спектакль до зрителя, кроме как показать онлайн, просто нет. Карантин бросил вызов, к которому мы оказались не готовы».

  • Нравится



Самое читаемое

  • СМИ сообщают, что Александр Ширвиндт уходит с поста худрука Театра сатиры

    Ширвиндт заявил, что покидает пост худрука Театра сатиры, об этом сообщает ТАСС. Однако в театре эту информацию опровергают.  Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт покидает пост художественного руководителя Московского академического театра сатиры. ...
  • Памятник Табакову открыли на Новодевичьем кладбище

    27 сентября на Новодевичьем кладбище состоялось открытие памятника на могиле Олега Табакова. На церемонии присутствовали родные режиссера, его ученики, друзья, коллеги. Над композицией из темно-зеленого мрамора и стекла работали художник Николай Симонов и скульптор Андрей Налич. ...
  • Нелюбовь Дмитрия Крымова

    Дмитрий Крымов «своими словами» пересказал чеховскую «Чайку» и придумал новый текст – про нелюбовь и упадок культуры, который рифмуется с осенней усталостью природы и людей. Прологом стал спич управляющего – но не имением, а старой советской дачей – его призыв держаться за «основы государственной культурной политики» и «национальную самобытность». ...
  • В Сочи завершился фестиваль «Кинотавр»

    Главный приз 32-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр» получил фильм «Море волнуется раз» режиссера Николая Хомерики, лучшими актером и актрисой были признаны Павел Деревянко и Ольга Бодрова. «Для меня это очень важная награда, спасибо вам … Не всем он «заходит», и я рад, что «зашел» вам», - цитирует РИА слова Николая Хомерики. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также