Мельбурн. «Каким будет новый мир - зависит от нас»

Худрук австралийского театра «Эмпирей» Вячеслав Миллер рассказал и трудностях карантина

 

О том, как переживают этот сложный период в Австралии, «Театралу» рассказал художественный руководитель Театра Живой Поэзии «Эмпирей» в Мельбурне Вячеслав МИЛЛЕР.
 
- Благополучная во всех отношениях Австралия – со времен Второй мировой войны – не знала потрясений. Да и та война, в сравнении с ее масштабом в Европе, можно сказать, обошла зеленый континент стороной...
 
Когда сегодня проходишь по опустевшим улицам Мельбурна, напряжение, кажется, висит в воздухе. Сидней, знаю - тоже затих в тревожном ожидании. Да и все другие австралийские города в спячке…
 
Вежливые, обычно встречающие улыбкой каждого прохожего, австралийцы стараются теперь отвести взгляд от встречного и обойти его стороной.
 
Многие предприятия не работают, закрылась развлекательная индустрия. Театры, концертные залы, спортивные площадки... пусты. И когда всё вернется на круги своя – неизвестно.
 
Эта пандемия охватила весь земной шар, как будто став возмездием людям за небрежное к нему отношение и человеческие пороки.
 
Я не могу судить, насколько оправдана паника; мне очевидно одно: мир изменится. Но каким он будет - новый мир?
 
Я верю, что во многом это зависит от нас, людей творческих профессий, от того, какие уроки деятели культуры по всему миру извлекут из своих ошибок, ибо наше влияние на сознание людей трудно переоценить. Я думаю, что эта «пауза» дана нам для «внутреннего монолога», для переосмысления отношения к искусству тех, кто призван нести вечные ценности и нравственные идеалы.
 
Простите за такое обобщение – здоровья физического и духовного, но мы имеем возможность сейчас наблюдать насколько тесен этот мир, и да, я говорю о нынешнем состоянии мировой культуры.
 
Разве не задавались целью многие театры, например, – любым путем привлечь зрителя к своим постановкам. В погоне за массовым зрителем на сцене появлялась пошлость, насилие, разврат; стали в почете драматурги, пишущие пустые, бессодержательные пьесы с шутками ниже пояса; на театральный Олимп взошли режиссеры, которые извращают классические произведения и воздействуют на сознание зрителя, манипулируя его примитивными инстинктами... То же самое происходит и в кино... Ну и где он теперь, ваш массовый зритель?
 
Вышесказанное, конечно же, относится далеко не ко всем творческим людям... Но остальным приходится, что называется «подтягиваться» – иначе эти «массы», которые уже привыкли к «беспределу» на сцене и на экране, и у которых уже сложился «определенный» вкус, в эпидемии бездуховности будут обходить стороной театральные залы и кинотеатры так же, как сейчас обходят друг друга прохожие...
 
Пришло время осознания происходящего в культурной жизни - во многом ставшей теперь сугубо развлекательной.
 
Но ни в коем случае нельзя опускать руки. Валяться на диване и плевать в потолок – не лучший способ проводить время в самоизоляции. Уныние – смертный грех (не путайте с печалью и, тем более - с состраданием). Напротив, я отношусь к данной ситуации, и как к открытию новых возможностей.
 
Мы, творящие на родном языке вдали от Родины, часто сетуем, что у русских театров за рубежом и близко нет таких технических и материальных ресурсов, как у театров в России или зарубежных, спектакли которых проходят на языке их стран. В то же время я отмечаю, что, к примеру, театру «Эмпирей» отсутствие средств помогает находить неожиданные ходы в постановках – порой, намного интереснее, а главное – «театральнее».
 
Я очень хочу, уважаемые коллеги, чтобы это трудное положение нам всем помогло найти что-то новое, неожиданное, важное, что в свою очередь, откроет нам «второе дыхание».
 
Не исключаю, что 11 лет назад ко мне первому пришла идея онлайн-репетиций. В 2009-м году в Москве я набрал труппу в филиал нашего театра. Но, не желая расставаться со своей мельбурнской труппой и семьей, физически раздвоиться я не мог. И ко мне пришла идея вести репетиции из Австралии по Скайпу. Актеры филиала и один уважаемый московский режиссер подхватили эту идею с воодушевлением. К сожалению, в здании Союза театральных деятелей, где нам выделили помещение для репетиций, в то время не было Интернета, и дальше намерений дело не пошло.
 
И вот теперь многие, включая и австралийский театр «Эмпирей», перешли в этот режим онлайн-репетиций. Конечно, ни репетиции, ни трансляции спектаклей таким образом не сравнятся со взаимодействием вживую.
 
Театр – самое живое из всех искусств. Репетиции и спектакли – это обмен энергией. Насколько эта энергия передается через монитор компьютера и звуковые колонки – еще вопрос… Но лучше так, чем никак. Главное не останавливаться. Это я и хочу пожелать всем своим коллегам.
 
Наш театр находит в этой ситуации и положительные аспекты. У нас освободилось время на более совершенный дизайн музыкального и художественного оформления предстоящих спектаклей, более тщательную проработку ролей; рождаются новые пьесы и сценарии…
 
Я хочу обратиться также к зрителям, находящимся в самоизоляции. Сколько раз, находясь на работе, вы мечтали оказаться дома, и почитать интересную книгу, посмотреть хороший фильм... Но придя домой, в суете и спешке, делать это не успевали. Теперь у вас еще появилась возможность, не выходя из дому, смотреть лучшие спектакли. Не упустите этот шанс.
 
У нас у всех появилось время на осознание смысла жизни и духовное обогащение – а именно эту цель ставит перед собой высокое искусство.
 
Не сомневаюсь, что скоро и не в виртуальной реальности мы встретимся с нашим зрителем, зрителем, который изголодается по живым постановкам; и надеюсь, что на этот раз его будет даже больше, но он не будет «массовым».
 
Я уверен, что мир станет прекраснее и чище. Все зависит от нас.
 
*  *  *
 
Отчаявшись найти эдемы в преисподней,
Опять вернулась в жизнь блудливая душа.
Да ищет под собой земли поплодородней,
Да мечется опять, страдая и греша.
 
Я посажу мой сад, чего б он мне не стоил.
По миру соберу я всей земли красу.
Чтоб нежно шелестел душистою листвою,
Я посажу мой сад в пустыне и в лесу.
 
И будет он играть великолепьем красок.
Полны мечтания находок и идей.
Я выложил в уме рокарии, террасы;
Я посажу мой сад из роз и орхидей.
 
Я выстелю газон с оправой из фиалок,
Чтоб зелень обрамлял чудесный аромат.
Я посажу такой, чтоб моему аналог
Был разве что в раю – но только без оград.
 
Я посажу мой сад, и в нем забьют фонтаны.
Ужель не для того я в эту жизнь спешил!
Я посажу мой сад... и вырву тьму бурьяна,
Чтоб засадить добром все пустыри души!
 
Справка

Вячеслав Миллер - актер, режиссер, поэт, писатель, драматург, скульптор, Художественный руководитель Театра Живой Поэзии «Эмпирей», Мельбурн, Австралия

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Кишинёв, Молдова. «Театр в центре города - лакомый кусок»

    Журнал «Театрал» продолжает рассказывать читателям о жизни и творчестве русских театров за рубежом. Сегодня мы представляем вашему вниманию очередной материал из зарубежья, наш собеседник - генеральный директор кишиневского Государственного Русского драматического театра им. ...
  • В Русском театре драмы им. Искандера ставят знаменитую пьесу Лорки

    В Русском театре драмы им. Искандера (Сухум, Абхазия) выходит первая посткарантинная премьера - «Кровавая свадьба». Премьерные показы спектакля по пьесе Федерико Гарсии Лорки состоятся 10 и 11 июля.   «Мы давно ждали эту премьеру, - говорит гендиректор театра Ираклий Хинтба. ...
  • Цюрих. «Надеемся, что без поддержки нас не оставят»

     «Театрал» продолжает серию публикаций о том, как в условиях пандемии живут и творят русские театры в странах дальнего зарубежья. Сегодня о возвращении своего коллектива к привычной жизни рассказывает художественный руководитель русского Театра сценической классики в Швейцарии Людмила Майер-Бабкина. ...
  • Париж. «Нельзя опускать руки – за нами дети»

    Журнал «Театрал» продолжает рассказывать о том, как из карантина выходят русские театры за рубежом. Сегодня мы предоставляем слово создателю и руководителю детского театра «Апрелик» в Париже – Людмила Дробич. ...
Читайте также