Марина Брусникина: «Нет ощущения, что наступила пауза»

Худрук театра «Практика» об изоляции и театре онлайн

 
Сегодня в постоянной рубрике «Театрала» #АртСовет – интервью с художественным руководителем театра «Практика», помощником худрука МХТ, режиссером Мариной БРУСНИКИНОЙ. Как пережить карантин и какие новые формы общения со зрителем открывает для театра этот ни на что не похожий опыт? Об этом наш разговор. 

– Марина Станиславовна, к какому формату работы обратился ваш театр во время вынужденной паузы в репетициях? И чему вы сами посвящаете теперь свое время?

– Свободного времени у меня стало еще меньше. Работаю из дома – нужно решать множество задач, в основном связанных с онлайн-программой. Мы ведем на наших интернет-ресурсах порядка шести постоянных рубрик, наполнение которых обновляется ежедневно. Кроме этого, выкладываем записи спектаклей, а по вторникам устраиваем их обсуждения в формате прямого эфира. Раньше мы далеко не всегда имели возможность рассказать о своих работах подробно, представить авторов, пообщаться со зрителями, но сейчас такая возможность есть, и мы стараемся ее использовать. Это отличный шанс познакомить публику с людьми, которые работают у нас в театре. В общем, мы заняты постоянно. Также я продолжаю преподавать в Школе-студии МХАТ – теперь этот процесс, как вы знаете, дистанционный.

– Мнения художественных руководителей относительно того, стоит ли проводить трансляции спектаклей, разделились: кто-то говорит, что театр возможен только при живом контакте зрителя и артиста, кто-то считает, что онлайн, пусть не идеальный, но все же выход из сложившегося положения. А вы как думаете, может театр жить в интернете?

– Я помню несколько спектаклей, которые стали для меня настоящим потрясением, несмотря на то, что я увидела их по телевизору. Это и «Без вины виноватые» Петра Фоменко (спектакль Театра Вахтангова), и «Мещане» Товстоногова в БДТ, и арбузовская «Таня» Анатолия Эфроса… Конечно, ничто не заменит живого театра, но трансляции – просто еще одна возможность открыть для себя этот удивительный мир. Я думаю, спорить по этому поводу бессмысленно. Зачем ограничивать свои возможности? К тому же, выход в сеть обязательно поспособствует рождению новых форм.

Нет ли у вас опасений, что из-за трансляций зритель отучится ходить в театр?

– Вряд ли интернет сможет заменить театр по-настоящему. Но если и предположить такой сценарий, наверное, придется монетизировать трансляции. Поскольку в «Практике» нет труппы, артисты получают не оклады, а гонорары за спектакли. Это значит, что в настоящий момент они работают на чистом энтузиазме, из любви к своему делу. Если ситуация с вирусом затянется надолго, трудно предположить, что будет.

– Как именно изменились в связи с ограничительным режимом ваши рабочие планы? И как вы сами ощущаете себя в изоляции?

– Идей и начатых проектов много – но все приостановлено на неопределенный срок. Выпуски спектаклей отложены и в МХТ им. Чехова, и в «Практике». Репетиции, насколько это возможно, проходят онлайн: мы созваниваемся с артистами, обсуждаем детали с художниками и хореографами. У меня нет ощущения, что в работе наступила пауза. Что касается моих личных ощущений – довольно трудно находиться в замкнутом пространстве. Но для чего-то нам всем это дано. Надеюсь, вскоре беда уйдет, и мы реализуем все, что хотели.

–  Будет ли театр «Практика» продлевать сезон?

–  Мы про это сейчас не думаем, потому что ни у кого нет внятного представления о будущем. Вообще, для всех нас нынешняя ситуация – хороший тренинг научиться жить сегодняшним днем.

– А какая функция театра, на ваш взгляд, сегодня вышла на первый план?

– Я думаю роль театра, и искусства в целом, та же, что и всегда – заставлять людей думать. Смотреть на себя со стороны, разбираться в обстоятельствах жизни.

Чему нас можем научить опыт вынужденного «отпуска»?

– Наверное, на нашем веку еще ни разу не происходило такого всеобщего «обнуления», переосмысления, остановки. Я думаю, этот опыт был бы, безусловно, полезен, если бы его фоном не была болезнь, если бы не умирали люди, если бы не складывалась такая удручающая экономическая ситуация…

– Как вы думаете, станет ли снижение доходов зрителей препятствием для покупки билетов?

 – Зачем гадать? Давайте посмотрим. Бывают обстоятельства непреодолимой силы, в которых от тебя зависит только то, как ты сам сможешь их пережить.

– А вы – в чем черпаете силы для преодоления?

–  Да просто в жизни. Это ведь одно из ее проявлений. Она предлагает новые условия: как же не находить в них что-то для себя?


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Есть надежда?

    Последний спектакль Андрея Могучего как худрука БДТ «Материнское сердце» – о могучей силе русского народа. По-другому не скажешь. Невеселые рассказы Шукшина смонтированы таким образом, чтобы рассказать о материнской муке простой женщины, едущей спасать сына. ...
  • «Рок-звезда Моцарт»

    Ученик Римаса Туминаса, а теперь главный режиссер Театра Вахтангова, Анатолий Шульев сделал спектакль, где всё сыграно, как по нотам, очень технично и чисто, на энергичном allegro в первом действии и траурном andante во втором – сравнения с музыкальным исполнением напрашиваются сами собой. ...
  • Суд принял к производству дело в отношении МДТ

    Куйбышевский суд Санкт-Петербурга принял к производству дело о правонарушении в отношении МДТ-Театра Европы. Об этом сообщает Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга. «Представитель Театра в объяснениях поблагодарил Роспотребнадзор за указания на имеющиеся нарушения. ...
  • Сезон утраченной любви

    В первом летнем номере «Театрала» мы обычно всегда подводили итоги уходящего сезона. И всегда это делали на позитивной ноте, вспоминая лучшие постановки, громкие события и неожиданные открытия. При этом никогда не забывали напомнить зрителям, что 15 июня завершается прием заявок на премию «Звезда Театрала» и что всем, кто еще не успел номинировать своих кумиров, следует поторопиться, чтобы не упустить шанс выразить таким образом свою любовь к театру. ...
Читайте также