Марина Брусникина: «Нет ощущения, что наступила пауза»

Худрук театра «Практика» об изоляции и театре онлайн

 
Сегодня в постоянной рубрике «Театрала» #АртСовет – интервью с художественным руководителем театра «Практика», помощником худрука МХТ, режиссером Мариной БРУСНИКИНОЙ. Как пережить карантин и какие новые формы общения со зрителем открывает для театра этот ни на что не похожий опыт? Об этом наш разговор. 

– Марина Станиславовна, к какому формату работы обратился ваш театр во время вынужденной паузы в репетициях? И чему вы сами посвящаете теперь свое время?

– Свободного времени у меня стало еще меньше. Работаю из дома – нужно решать множество задач, в основном связанных с онлайн-программой. Мы ведем на наших интернет-ресурсах порядка шести постоянных рубрик, наполнение которых обновляется ежедневно. Кроме этого, выкладываем записи спектаклей, а по вторникам устраиваем их обсуждения в формате прямого эфира. Раньше мы далеко не всегда имели возможность рассказать о своих работах подробно, представить авторов, пообщаться со зрителями, но сейчас такая возможность есть, и мы стараемся ее использовать. Это отличный шанс познакомить публику с людьми, которые работают у нас в театре. В общем, мы заняты постоянно. Также я продолжаю преподавать в Школе-студии МХАТ – теперь этот процесс, как вы знаете, дистанционный.

– Мнения художественных руководителей относительно того, стоит ли проводить трансляции спектаклей, разделились: кто-то говорит, что театр возможен только при живом контакте зрителя и артиста, кто-то считает, что онлайн, пусть не идеальный, но все же выход из сложившегося положения. А вы как думаете, может театр жить в интернете?

– Я помню несколько спектаклей, которые стали для меня настоящим потрясением, несмотря на то, что я увидела их по телевизору. Это и «Без вины виноватые» Петра Фоменко (спектакль Театра Вахтангова), и «Мещане» Товстоногова в БДТ, и арбузовская «Таня» Анатолия Эфроса… Конечно, ничто не заменит живого театра, но трансляции – просто еще одна возможность открыть для себя этот удивительный мир. Я думаю, спорить по этому поводу бессмысленно. Зачем ограничивать свои возможности? К тому же, выход в сеть обязательно поспособствует рождению новых форм.

Нет ли у вас опасений, что из-за трансляций зритель отучится ходить в театр?

– Вряд ли интернет сможет заменить театр по-настоящему. Но если и предположить такой сценарий, наверное, придется монетизировать трансляции. Поскольку в «Практике» нет труппы, артисты получают не оклады, а гонорары за спектакли. Это значит, что в настоящий момент они работают на чистом энтузиазме, из любви к своему делу. Если ситуация с вирусом затянется надолго, трудно предположить, что будет.

– Как именно изменились в связи с ограничительным режимом ваши рабочие планы? И как вы сами ощущаете себя в изоляции?

– Идей и начатых проектов много – но все приостановлено на неопределенный срок. Выпуски спектаклей отложены и в МХТ им. Чехова, и в «Практике». Репетиции, насколько это возможно, проходят онлайн: мы созваниваемся с артистами, обсуждаем детали с художниками и хореографами. У меня нет ощущения, что в работе наступила пауза. Что касается моих личных ощущений – довольно трудно находиться в замкнутом пространстве. Но для чего-то нам всем это дано. Надеюсь, вскоре беда уйдет, и мы реализуем все, что хотели.

–  Будет ли театр «Практика» продлевать сезон?

–  Мы про это сейчас не думаем, потому что ни у кого нет внятного представления о будущем. Вообще, для всех нас нынешняя ситуация – хороший тренинг научиться жить сегодняшним днем.

– А какая функция театра, на ваш взгляд, сегодня вышла на первый план?

– Я думаю роль театра, и искусства в целом, та же, что и всегда – заставлять людей думать. Смотреть на себя со стороны, разбираться в обстоятельствах жизни.

Чему нас можем научить опыт вынужденного «отпуска»?

– Наверное, на нашем веку еще ни разу не происходило такого всеобщего «обнуления», переосмысления, остановки. Я думаю, этот опыт был бы, безусловно, полезен, если бы его фоном не была болезнь, если бы не умирали люди, если бы не складывалась такая удручающая экономическая ситуация…

– Как вы думаете, станет ли снижение доходов зрителей препятствием для покупки билетов?

 – Зачем гадать? Давайте посмотрим. Бывают обстоятельства непреодолимой силы, в которых от тебя зависит только то, как ты сам сможешь их пережить.

– А вы – в чем черпаете силы для преодоления?

–  Да просто в жизни. Это ведь одно из ее проявлений. Она предлагает новые условия: как же не находить в них что-то для себя?


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • В РАМТе расскажут о большой литературе на большой сцене

    3 декабря в РАМТе состоится большой разговор, завершающий серию лекций, мастер-классов и творческих встреч в рамках образовательной программы «Мастерской инсценирования». Тема встречи – «Большая литература на большой сцене: опыт современного театра для детей и подростков». ...
  • В Москве завершился Большой Детский фестиваль

    27 ноября в Москве завершился V Большой Детский фестиваль. За два месяца в театрах, библиотеках и кинотеатрах прошло более 130 мероприятий для детей и подростков. Лучшим драматическим спектаклем для детей в младшей возрастной категории признана постановка «Самые добрые в мире» Красноярского ТЮЗа, режиссер – Юлия Каландаришвили. ...
  • Музей Бахрушина готовит новогоднюю премьеру

    15 декабря Бахрушинский музей представит детский новогодний иммерсивный спектакль «Рождественский детектив. Карта сокровищ». Юные зрители отправятся в необычное путешествие сквозь века, а проводником для них станет карта сокровищ, составленная еще в 1909 году актрисой Марией Ермоловой для своего внука Коли и его друзей. ...
  • Опера «Андре Шенье» впервые прозвучит в Петербурге

    1 декабря впервые в Мариинском театре прозвучит опера Умберто Джордано «Андре Шенье». Концертное исполнение состоится под управлением Кристиана Кнаппа, пишет «Музыкальная жизнь». Либреттист Луиджи Иллика, мастер оперной драматургии и соавтор Пуччини, придумал захватывающую историю о гибели молодого поэта. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также