Тревожный дух времени

Тетральные критики подводят итоги сезона

 

По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Удачи; 2. Неудачи; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Марине Шимадиной  

Марина Шимадина

Удачи сезона

Среди московских премьер у меня три явных фаворита, где известные и молодые режиссеры выступают на новых для себя (или по крайне мере не родных) площадках.

«Сказка про последнего ангела» Андрея Могучего в Театре Наций – мощный художественный жест, осмысляющий не так давно ушедшие от нас 90-е годы и нашу кровную, еще не разорванную связь с ними. С одной стороны, это вполне себе жанровое road-movie с узнаваемыми реалиями постсоветской жизни, а с другой – некое мифологическое пространство, где история и сказка соединяются в одно целое. И это редкий случай, когда в авангардном, плотно застроенном режиссерски спектакле просто отличные актерские работы – и у братьев Рассомахиных, и у Глеба Пускепалиса, не говоря о прекрасной даже в небольших ролях Лии Ахеджаковой.

«Борис» Дмитрия Крымова – еще более редкий случай радикальной и по форме, и по гражданскому высказыванию работы, выпущенной в антрепризе, в театральном агентстве Леонида Робермана «Арт-партнер XXI». Гулкие своды старинных палат Музея Москвы стали идеальной естественной сценографией для разговора о Смутном времени, которое Крымов, впрочем, недвусмысленно переносит в наши дни.

Злой, гомерически смешной и трагический спектакль о российской власти был бы особенно актуален в преддверии голосования по обнулению конституции. Народ все безмолвствует.


«Петровы в гриппе» – яркий дебют молодого режиссера Антона Федорова в Гоголь-центре, не уступающий по силе работам самого Кирилла Серебренникова. Снова фантасмагория из 90-х, из самого сердца нашей коллективной памяти с обязательными елками в домах культуры и последним троллейбусом в огне. Бред и явь тут сплетаются воедино и производят впечатление какой-то смещенной, ускользающей реальности, так что после окончания спектакля хочется немедленно пересмотреть его снова.

Неудачи сезона

Неудачи сезона, наоборот, связаны с попытками режиссеров дважды вступить в одну реку. Миндаугасу Карбаускису не удалось повторить успех своего старого спектакля «Когда я умирала» в новой постановке «Йокнапатофа» в Театре Маяковского. Магический реализм Фолкнера тут испарился, оставив лишь бытовую историю долгого путешествия на кладбище, а молодые студенты мастерской Карбаускиса в ГИТИСе сильно проигрывают артистам «Табакерки», которые были заняты в том легендарном спектакле.

Олег Долин поставил на Малой Бронной сказку Гоцци «Женщина-змея», которая оказалась почти полной копией его «Зобеиды» в Молодежном театре. И насколько его рамтовская постановка была легка, свежа и очаровательна, настолько эта оказалась вторична и неубедительна. Помпезный глухой зал Дворца на Яузе, куда на время ремонта переехал театр под руководством Константина Богомолова, просто убил всю непосредственность площадной игры, которая цвела во дворике РАМТа, да и артисты труппы оказались менее пластичны и подвижны для исполнения комедии дель арте. 

Тенденции

Есть ощущение, что прошедший, прерванный карантином  и ушедший в онлайн сезон был последним перед глобальными изменениями, которые ждут наш театр. Грядущей осенью театрам предстоит открываться в условиях неизвестности, гипотетической шахматной рассадки и других ограничений. Но помимо чисто технических и организационных моментов, а также вероятных проблем с продажами билетов, театрам предстоит отвечать на вызовы времени и в содержательном, художественном плане. Им предстоит уловить и отразить тревожный дух времени и актуальные запросы общества: новая этика, фемповестка, кризис личных отношений в условиях пандемии, виртуализация жизни и т.д. Кстати, цифровой бум, который мы пережили во время карантина, наверняка скажется и на работе театров офлайн. Фигура медиахудожника станет еще более важной и необходимой в театральном процессе. И возможно, театры начнут на всякий случай делать специальные онлайн-копии своих спектаклей. Ну, или хотя бы научатся их хорошо снимать.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Ефремов готов выплатить потерпевшим по делу о ДТП по 1 млн. рублей

    Михаил Ефремов, осужденный на восемь лет колонии за смертельную аварию в центре Москвы, готов выплатить троим потерпевшим по 1 млн. рублей в качестве компенсации ущерба. Об этом 20 октября в Мосгорсуде, где проходило заседание по апелляционной жалобе, заявил новый адвокат артиста Пётр Хархорин. ...
  • «Ночь искусств» пройдет онлайн

    Ежегодная всероссийская акция «Ночь искусств», намеченная на 3 ноября, из-за сложной эпидемиологической ситуации состоится в онлайн-формате. Трансляции спектаклей, концертов, лекций об искусстве и виртуальных экскурсий будут проходить в обновленном разделе LIVE портала «Культура. ...
  • Пласидо Доминго дважды выступит в Большом театре

    Оперный певец Пласидо Доминго 21 октября встанет за дирижерский пульт, чтобы провести спектакль «Манон Леско», а 24-го выступит на концерте в честь своего 80-летия. В Большом театре Доминго, известный и как заядлый футбольный болельщик, последний раз выступал летом 2018 года на официальном гала-концерте FIFA, посвященном мундиалю. ...
  • Финалисты ArtMasters представят свои постановки в Большом театре

    Финал командных соревнований участников Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters состоялся в Москве 19 октября. Конкурсанты показали фрагменты театральных постановок, созданных совместно с форумом молодых деятелей культуры и искусств «Таврида». ...
Читайте также