Александра Филиппенко: «Театр выходит на балкон, как на сцену»

 

В середине мая в сети при информационной поддержке журнала «Театрал» стартовал фестиваль BALKON – первый по счёту и уникальный в своём роде, он был задуман как смотр дипломных работ театральных вузов Москвы. Начинающие актеры должны были представлять свои спектакли на известных балконах в центре города. Директор фестиваля Александра Филиппенко рассказала «Театралу» про планы BALKONа, формат которого в силу известных обстоятельств настолько срифмовался с сегодняшней театральной жизнью, что, словно, и был придуман для театра на изоляции.

- Александра, какой изначально была идея фестиваля? Насколько важно было обратить внимание на архитектуру города? И как структуру фестиваля видоизменил карантин?
- Архитектурная составляющая в данном случае выполняет роль открытого, свободного городского пространства, в котором можно, гуляя, проходя мимо, познакомиться с театром. В любом случае основная составляющая BALKONа – это театр. Театр в самых разных своих проявлениях, театр различных направлений. Собственно, почему мы и обратились со своей идеей к ведущим театральных вузам – чтобы показать уникальность и своеобразие актёрских школ. В течение двух выходных дней, 27-28 июня, мы планировали показать в пространстве знаковых, известных балконов в центре Москвы, дипломные спектакли ведущих театральных вузов. Это и ГИТИС, и Школа-студия МХАТ, и Щукинское театральное училище. Афишу фестиваля должны были составить восемь работ, которые были бы адаптированы для показов в пространстве балконов. Это были бы некие фантазии на тему спектакля. Предполагалось, что продолжительность каждого показа составила бы около сорока минут. Действие можно было бы наблюдать, глядя на балкон, не выше третьего этажа, что и для зрителей, и для артистов, тоже очень важно. Также, помимо спектаклей начинающих артистов, зрители могли бы наблюдать и за небольшими моно выступлениями известных актёров, которых мы тоже пригласили принять участие в фестивале. Для зрителей все мероприятия бесплатные, нужна только предварительная регистрация. Но сегодня, говорить о том, когда и как в подобном формате пройдёт фестиваль ещё рано. Поэтому мы решили перевести его в онлайн проект в Инстаграм. В нем как раз сейчас и участвуют приглашённые звезды театра и кино, в том числе, Павел Деревянко, Анатолий Белый, Ирина Горбачева, Максим Виторган, Евгений Стычкин, Тимофей Трибунцев, Александр Филиппенко, писатель Саша Филипенко и многие другие, кого ещё можно будет увидеть и услышать. Например, Юлия Высоцкая скоро будет читать прозу Тэффи, так что в нашем проекте звучит не только поэзия.

- Выпускники сейчас оказались в очень непростой ситуации, и в подобном положении ни разу не были их предшественники. Не планируете все-таки их поддержать в онлайн формате?
- Я надеюсь, что осенью у нас все же будет возможность провести фестиваль в том формате, в котором он задумывался. Во-первых, ребята должны ещё продолжить и завершить репетиции заявленных спектаклей. Пока же мы перевели проект в онлайн-среду и сосредоточились на работе с известными артистами. Сегодня, конечно, проект приобрёл новое и дополнительное культурное значение. Балконы собственных квартир, дач, в условиях карантина, пожалуй, одно из самых подходящих пространств для самовыражения, для камерного спектакля, перформанса, для театра без зрителя оффлайн.

- Что вдохновило вас лично на создание проекта? В чем главная идея?
- На самом деле, идея простая – нам бы хотелось, чтобы театром интересовалось как можно больше людей. Лично меня всегда волновало ошибочное убеждение, что театр – искусство элитарное, на любителя. К тому же, в обществе существует некое предубеждение по отношению к современному театру или даже боязнь его. Наша задача как организаторов фестиваля показать, что современный театр может быть очень разным, что не стоит однажды полученное негативное впечатление от спектакля экстраполировать на весь «современный» театр. Поэтому задача фестиваля – прежде всего, заинтересовать зрителей, показать, каким может быть разным театр сегодня, при этом не агитируя их купить билет. Мы хотели, чтобы люди увидели спектакли, просто гуляя по городу летним днём в хорошую погоду. Но в нашем случае театр не выходит на площадь, не становится чем-то сродни площадному действу. Он выходит на балкон, на который зритель смотрит, как на сцену. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Наталья Назарова: «Большая тайна, почему умный человек впадает в иллюзию»

    На Малой сцене МХТ им. Чехова состоялась первая премьера сезона – спектакль по мотивам повести Андрея Платонова «Ювенильное море». Режиссер Наталья Назарова рассказала «Театралу» об опасности коллективных иллюзий, роли личной ответственности и информационном мире. ...
  • Шамиль Хаматов: «Несостоявшийся энергетик»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Марк Розовский: «Мальчик, не болей!»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Ольга Кабо: «Моя главная красная дорожка – путь домой после работы»

    В рамках партнерской программы с Радио 1 «Театрал» публикует интервью с заслуженной артисткой России Ольгой Кабо. 7 октября в Чеченском государственном драматическом театре им. Ханпаши Нурадилова прошла премьера нового спектакля «В горы за тобой» с участием Ольги Кабо. ...
Читайте также