Михаил Рахлин: «Онлайн и офлайн спектакли – не конкуренты»

 
Журнал «Театрал» завершает программу первого фестиваля «Цифровой театр», в рамках которого представлял лучшие онлайн-спектакли, созданные в период локдауна. Сегодня на нашем сайте – чеховские «Три сестры» в формате VR, ко-продукция театра «Практика» и компании LookPort. Наш собеседник – автор проекта, режиссёр Михаил Рахлин.

– Михаил, с проектом, инициированным театром «Практика» – «Практика Сотворчества» – многие театралы уже знакомы, расскажите подробнее, как для вас началась эта история?

– Мне позвонила помощница Марины Станиславовны Брусникиной и рассказала об условиях участия в проекте. О том, что режиссёры, актёры и пьеса, которую они представят, будут выбраны по итогам зрительского голосования. Поэтому каждый из участников снимал ролик, длительностью не более тридцати секунд, в котором рассказывал о себе и том, что сделает первым делом по окончании карантина. Я сказал, что, когда снимут режим самоизоляции, отправлюсь в родной город, в Пермь, навестить родителей, что, собственно, и сделал. И затем под видео-визитками будущих авторов спектаклей и актеров зрители писали в комментариях названия участвовавших в лотерее пьес и роли. Например - Михаил Рахлин, «Три сестры», и, соответственно, под актерскими роликами, Вениамин Смехов – Чебутыкин. Среди участвовавших пьес были шекспировский «Гамлет», режиссёр должен был бы представить начало пьесы, а у чеховских «Трех сестёр» наоборот, – нужно было подготовить финал произведения... В итоге были выбраны и реализованы три проекта.

– А за какое название вы сами болели?

– Я был открыт для работы над любым из предложенных вариантов, но честно скажу, что «Три сестры» были моими фаворитами. Я давно размышляю над постановкой этой пьесы, мною была уже продумана как общая концепция, так и отдельные решения постановки этого спектакля в театре.

– Какие дополнительные смыслы эта классическая пьеса обретает в формате VR (дополненной реальности)?

– Я думаю, что смысл, заложенный автором в пьесе, идеально ложится на цифровую форму спектакля. В данном случае она усиливает эффект отчужденности, отсутствия настоящего диалога между героями. У нас, читающих пьесу, постоянно возникает ощущение, что персонажи говорят монологами, не слыша друг друга. Неслучайна, конечно, и работающая на смысл фраза Чебутыкина: «Может быть, нам только кажется, что мы существуем». Её тоже как нельзя лучше раскрывает цифровая форма, потому что мир в сети – это симулякр. Подобное влияние технологий на жизнь можно наблюдать и в обожаемом мною сериале «Чёрное зеркало» (британский научно-фантастический сериал о последствиях влияния информационных технологий на человеческие взаимоотношения). Когда для людей стирается грань между жизнью реальной и той, которую они создали себе посредством технологий, они в какой-то момент даже перестают замечать, что стали цифровыми копиями самих себя. Все эти смыслы, я считаю, очень созвучны с чеховским содержанием.

– Что бы вы ответили зрителям, которые называют спектакль в формате дополненной реальности формой ради формы, уничтожением природы театра? Что бы вы им возразили?

– Я не буду доказывать, что VR, как и вообще любой онлайн спектакль, это театр в привычном представлении. Конечно, это не театр. Онлайн и офлайн спектакли не стоит сравнивать, они не могут конкурировать друг с другом. Я считаю, что то, что возникает на платформе сети — это некий новый синтетический жанр, критерии которого определить очень сложно, потому что каждый отдельный проект, согласно своей задумке, существует по своим законам. Это всегда очень разножанровая и в каждом отдельном случае индивидуальная история. Например, мне очень не хотелось делать зум-спектакль, мне было важно, чтобы в сфере внимании зрителя было как можно больше объектов, за которыми бы он наблюдал при просмотре. Чтобы была возможность выбирать на котором из персонажей, как в привычном театре, сфокусировать своё внимание. Мне было важно, чтобы у спектакля был объём.

– Формат VR-спектаклей начал появляться ещё до карантина, до того, как театрам пришлось уйти в сеть, были ли у вас до этого периода задумки сделать что-то в этом направлении?

– Я не могу сказать, чтобы у меня были какие-то конкретные задумки, но мысли об использовании новых технологий возникали. Мне было интересно поработать с новой формой, и я примеривал ее то к одному, то к другому материалу. Например, размышлял о «Ревизоре», но в итоге применил ее к «Трём сёстрам».

– Насколько в данном случае важен хронометраж?

– Мне кажется, что пока минут 30-40 самая оптимальная продолжительность. Но, наверное, и мне и моим коллегам в скором будущем нужно будет подумать серьезнее над этим вопросом организации онлайн-спектакля, придумать какие-то антракты, или ещё что-то, чтобы удерживать зрительское внимание, и при этом давать зрителю возможность отдохнуть.

– На ваш взгляд, карантин сильно приблизил время для экспериментов в онлайн?

– Конечно, карантин явился мощным катализатором для развития этого направления театра, будем пока так его называть. Все хлынули в сеть, потому что моментально большое количество людей остались без средств, проектов, творчества. А потребность в творчестве оказалась очень велика, и, как следствие, возникло множество проектов коммерческих и тех, что делались на энтузиазме, как «Практика сотворчества».

– Расскажите, как проходили репетиции?

– Главная трудность в том, чтобы одновременно собрать всех участников, так как практически все были задействованы параллельно в других проектах, а пьеса, как вы знаете, густонаселенная.

– Почему в новом формате вам было интересно поработать именно с этой пьесой?

– Я чувствую своё родство с этим текстом, он мне чрезвычайно близок, то есть я понимаю, что в «Трёх сёстрах» речь идёт про меня и про нас. Мне кажется, что это самая космическая пьеса о России.

– Михаил, по итогам «Практики сотворчества» созданный вами проект будет как-то продолжен?

– Надеюсь, что да, мне бы очень хотелось его развития. Пока все, что его касается, в стадии обсуждения. Сейчас мне нужно представить решение остальных актов, да и самого финала уже созданного VR спектакля, который мы тоже будем переделывать.

– Это будет офлайн спектакль с элементами VR?

– Пока не могу ничего сказать, потому что в любом случае это не будет полностью онлайн историей. Зрители все равно должны будут присутствовать в каком-то конкретном месте, чтобы получить театральный опыт, не просто включив дома компьютер.

Напомним, все онлайн-спектакли одновременно открыты к просмотру с 1 по 7 августа на YouTube-канале фестиваля «Цифровой театр». По числу просмотров и лайков, а также по итогам онлайн-голосования, которое будет проводиться на сайте и в соцсетях «Театрала» (ВКонтакте и Телеграм), определится обладатель Приза зрительских симпатий. Итоги будут объявлены 10 августа.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Театр Романа Виктюка будет работать как военкомат

    Театр Романа Виктюка переформатировали в военкомат. Об этом в своем Telegram-канале сообщила журналист, обозреватель ликвидированного радио «Эхо Москвы» Ксения Ларина. На официальном сайте Театра Романа Виктюка говорится, что спектакли с 24 сентября по 9 октября отменяются по «техническим причинам». ...
  • Мобилизация пришла в театры

    Сотрудников Драматического театра Комсомольска-на-Амуре призвали в рамках частичной мобилизации. Информация об этом опубликована на сайте учреждения. «Сегодня трое наших лучших из лучших отправились на военную службу. ...
  • «Россия, повернись к нам передом!»

    Новый театральный сезон наш журнал открыл новым форматом международного фестиваля «Мир русского театра» – мы впервые провели этот форум в онлайне. Решение это было вынужденным, и надо признать, дирекция форума почти до последнего сомневалась, что идею удастся реализовать. ...
  • Александр Лазарев: «Такое запоминается на всю жизнь...»

    В этом году  премьер «Ленкома Марка Захарова» Александр ЛАЗАРЕВ   отметил свое 55-летие и это послужило прекрасным поводом для того, чтобы предложить актеру стать героем нашей постоянной рубрики «Дети закулисья», в которой представители актерских династий рассказывают о том, как начинался их актерский путь. ...
Читайте также