Дмитрий Голубев: «Все великие режиссеры – «тираны»...»

95 просмотров
 

«Между тем, что я думаю, тем, что я хочу сказать, тем, что я, как мне кажется, говорю, и тем, что вы хотите услышать, тем, что, как вам кажется, вы слышите, тем, что вы хотите понять, тем, что вы понимаете, стоит десять вариантов возникновения непонимания. Но все-таки давайте попробуем…»
Бернар Вербер
 
Несколько лет назад я побывал на мастер-классе Камы Гинкаса. Он разбирал «Чайку» А.П. Чехова с французами, приехавшими в Россию на студенческий фестиваль. Французские студенты покорили меня точностью, выдержкой, прекрасной речью и пластикой. Помню, как необыкновенной красоты девушка читала монолог Заречной на русском, а все мы сидели как под гипнозом от музыки ее французского акцента. Другой студент, узнав, что мы с курса Виктюка, прочитал монолог Соланж из «Служанок» в оригинале, да еще и в стиле знаменитой постановки Маэстро. Мы с ребятами удивились, узнав, что в театральных институтах Франции творчество Виктюка входит в программу обучения…. 
После мастер-класса я подошел к Гинкасу.
- Кама Миронович, все ли режиссеры – тираны? 
- Все! 
- Но...есть же исключения? 
- Нет. 
Я увидел грустные и одновременно горящие глаза Гинкаса, который, как-бы, пытался сказать: тебе придется делать больно другим, если ты намерен создать что-то большое. Тебя будут обожать и ненавидеть одновременно, потому что настоящий режиссер в Театре и Кино – бог, но артисты, увы, часто оказываются «атеистами». 
Внутренне я был против такого положения вещей. Я считал, что творчество – это добровольный акт, в котором не должно быть тирании, унижений, издевательств, хамства. Если людей объединяет «кнут», то ничего путного они создать не смогут. Другое дело – порядок, взаимоуважение, система… 
Сейчас я понимаю, что Гинкас подразумевал нечто иное. Он говорил о великом творческом замысле, который режиссер проносит через всю жизнь, как священный огонь, и он должен оберегать его всеми возможными средствами, не давая никому «потушить» его, увести себя в сторону. 
«Тирания» заключается в той высокой творческой цели, которая должна быть достигнута, потому что для творца нет ничего важнее и ради нее он родился на свет. Жестокость художника – это не жестокость надзирателя, а непоколебимость Творца. В этом смысле все великие режиссеры – «тираны». Те же, кто просто пользуются своим режиссерским положением, унижая артистов тут и там, не тираны, а обыкновенные самодуры и хамы…. 
….Задача актера – услышать и понять режиссера, довериться ему (в том случае, если актер дал согласие на работу в постановке). Режиссеру нужно верить безоговорочно, быть перед ним нараспашку, иначе творческий процесс превращается в выматывающую душу войну. Любить режиссера – не значит потакать всем его прихотям и превратиться в кивающего болванчика. Это значит — всей душой быть на стороне режиссерского замысла, который изначально может быть вовсе неясен, поддерживать режиссера в поиске, а главное —предлагать, предлагать, предлагать! Я считаю, что талант всегда предлагает, а бездарность ищет любую возможность упрекнуть окружающих. Талант наслаждается делом, которому посвятил жизнь, поэтому время для него течет по-другому. Талант в самой бездарной постановке найдет возможность реализовать свой творческий потенциал. Поэтому, как у актеров, так и у режиссеров не может быть алиби…

  • Нравится



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Юлия Ауг: «Про корону...»

    Про корону. Сразу напишу - это не паники пост. Это просто наблюдение.    Итак. Сейчас, в эту не признанную вторую ковидную волну у меня подтверждённо заболевших, которых я лично знаю, которые являются людьми моего ближнего круга, то есть не просто знакомыми, а людьми, с которыми я довольно часто общаюсь, в разы больше, чем в первую, весеннюю. ...
  • Дмитрий Голубев: «Новые формы»

    «Мы знаем теперь, что все цивилизации смертны. Мы слыхали рассказы о лицах, бесследно исчезнувших, об империях, пошедших ко дну со всем своим человечеством и техникой, опустившихся в непроницаемую глубь столетий, со своими божествами и законами, со своими академиками и науками, чистыми и прикладными, со своими грамматиками, своими словарями, своими классиками, своими романтиками и символистами, своими критиками и критиками критиков. ...
  • Антон Долин: «Абсолютно неинтересно ни читать новые правила «Оскара», ни разбираться в них»

    ОСКАР, НОВЫЕ ПРАВИЛА Мне оборвали телефон, требуя немедленно, прямо с Венецианского фестиваля, осудить сошедшую с ума Американскую Киноакадемию (ну или оправдать ее). Честно? Абсолютно неинтересно ни читать новые правила «Оскара», ни разбираться в них. ...
  • Ксения Ларина: «Ужасный финал дела Ефремова»

    Ужасный финал дела Ефремова. Скажу честно, что чудовищные мерзкие адвокаты-клоуны превратили этот процесс в такой немыслимый цирк и фарс, что нормальные адекватные люди практически были лишены возможности комментировать и говорить об этом деле. ...
Читайте также