Актриса Алёна Хованская отмечает юбилей

 

С 55-летием актрису МХТ им. Чехова поздравляют коллеги по театру: Ирина Мирошниченко, Марина Брусникина и Кристина Бабушкина.
Ирина Мирошниченко:

Алёна Хованская – девочка с огромными карими глазами, игравшая мою дочку Розу в легендарном спектакле Романа Виктюка «Татуированная роза», который шёл на сцене Художественного театра много-много лет подряд. Я лично вводила её на эту роль как режиссёр (первой исполнительницей была Ирина Юревич). Спектакль выпускался на сцене на Тверском бульваре (в историческом здании театра в Камергерском переулке шла тогда реконструкция), и потом надо было переносить его на нынешнюю Малую сцену. У Романа Виктюка очень долго не находилось на это времени, и однажды Ефремов сказал мне: «Сделай это сама! Спектакль готовый, декорации есть, артисты есть – давай, восстанавливай!» И я впервые попробовала себя как режиссёр. С первой минуты репетиций Алёна была прелестна, прекрасна, фантастична. Органичная, красивая, эмоциональная, она играла блестяще. Но однажды случилось несчастье – она сломала ногу. Мне предложили отменить спектакль или ввести другую актрису. Для меня это была катастрофа, я не понимала, как это вообще возможно. У нас уже сложился ансамбль, а в нём дуэт – Алёна Хованская и Игорь Верник, эта пара была хороша и неповторима. И я начала умолять Алёну замаскировать гипс широкими брюками и играть на одной ноге. И что вы думаете? Она это сделала и сыграла совершенно изумительный спектакль! Ну, вот такая – хромая – была в тот раз Роза. Мы поменяли мизансцены – она больше стояла, меньше ходила. Это было непросто, но она сыграла! Потом настал момент, когда Алёна ждала ребёнка. А по сюжету Роза – совсем молоденькая девочка, малышка. И вот она на глазах начинала становиться девочкой на сносях. А мы продолжали играть, едва ли не до рождения её дочки, только меняли костюмы…

Алёна играла эту роль очень долго, играла пластично и музыкально. В этом были задатки того, что она делает сегодня  в театре вместе с Мариной Брусникиной – ставит уникальные музыкальные вечера. Абсолютный слух и умение создавать партитуру из голосов – редкий дар, которым обладают немногие даже в среде профессиональных музыкантов. Алёна это делает потрясающе, превращая создание любого музыкального номера в момент творчества и момент искусства, чем вызывает огромное уважение у всех нас.

Я очень рада, что она не останавливается в профессии, а развивается непрерывно – стала преподавать в Московском государственном институте культуры, набрала курс, делает красивые музыкальные спектакли. Знаю, что её ценят и любят студенты. И я её очень люблю. Алёна – мой близкий, родной человек, актриса, родившаяся в Московском Художественном театре, живущая в нём всю жизнь. Для меня это дорого.

Сегодня она празднует день рождения, юбилей, и я от всего сердца её поздравляю и желаю ей счастья – дома с её родными и близкими, в её творческой семье среди актёров Художественного театра, в её студенческой семье... Я хочу, чтобы она занималась творчеством и была так же прекрасна как можно дольше. Желаю ей всего самого-самого хорошего. С нежностью и любовью, Ирина Мирошниченко.


Марина Брусникина:

Алёна Хованская… Даже подругой её не назову, она – мой друг. И у моего друга юбилей, красивая дата. Это, конечно, шок. Шок от того, что всё происходит так быстро.

Мы знаем друг друга очень давно, с того момента когда Алёну, выпускницу легендарного курса Олега Табакова, где учились Владимир Машков и Евгений Миронов, приняли в труппу Московского Художественного театра. А я здесь уже работала. Надо сказать, что это было яркое явление – приход Хованской во МХАТ. Она невероятно одарена и в ней с самого начала было столько азарта, смелости, она быстро хватала характер, была очень хороша, зажигательна. И сразу стала много играть. Её очень любил Олег Ефремов, возглавлявший тогда театр, любил Дмитрий Брусникин. Наверное, свою лучшую роль (по крайней мере, до сегодняшнего времени, будущее непредсказуемо) Алёна сыграла в спектакле Брусникина «Плач в пригоршню» по пьесе Владимира Гуркина. За четыре часа действия перед зрителями проходило 30 лет жизни героев. Алёна играла Кубу – 16-летнюю девочку, к финалу превращавшуюся в совершенно опустившуюся женщину, алкоголичку. И когда в последнем акте становилось понятно, что это та самая девочка, в зрительном зале раздавался какой-то вздох-вскрик. Никто не догадывался, что это может быть одна актриса. Вот так она играла! Незабываемо…

Она была замечательной Феклушей в «Грозе» и Грековой в «Платонове» Брусникина, Шурочкой в ефремовском «Иванове», Армандой в «Кабале святош» Адольфа Шапиро, Ундиной в спектакле Николая Скорика... Вообще играла очень много. И была любима, реально любима. И зрителями, и режиссёрами, и всеми нами. Потому что это такой человек: тихо, интеллигентно, по-доброму, с трепетным отношением к людям и работе, с созидательным темпераментом – она умеет создавать творческую атмосферу.

И тогда же совершенно неожиданно внутри театра возник музыкальный коллектив – группа «Каштанки», где Алёна стала руководителем. Сначала в группе были мы с Алёной, Юлия Меньшова и Яна Лисовская. Потом Яна уехала в Германию, Юля ушла из театра, возникали разные варианты, и в результате сейчас это квартет «Живой звук»: Алёна, Ольга Литвинова, Кристина Бабушкина и я. Мы до сих пор поём. И, конечно, когда я занялась режиссурой, музыкальное оформление моих спектаклей и вечеров стала делать Алёна, она моя правая рука и главный соратник.

Уже тогда, в самом начале, было понятно, что Алёна большой музыкант, обладающий уникальным педагогическим даром. Вообще, это данность – больше, чем актриса (хотя, повторяю, и актриса она замечательная). Я ей всё время говорила: «Как ты не понимаешь: тебе надо преподавать!» Она не сразу со мной согласилась, но в результате ведёт сейчас два курса в Школе-студии МХАТ (её предмет называется «музыкальный ансамбль») и руководит курсом в Московском государственном институте культуры (студенты её обожают!). И всё это так тихо и спокойно, что, глядя на эту маленькую очаровательную женщину, никому и в голову не приходит, что и сколько она творит.
Её главные качества – скромность и достоинство. И это не та скромность, которая во вред, а именно интеллигентность и очень мудрое отношение к жизни. Бесконечный труженик, она готова откликнуться на любую творческую просьбу, всегда находит возможность помочь. Я никогда не слышала, чтобы Алёна кого-то осуждала. Не бывает такого. Она вся – терпение, любовь, доброта. И мужество. Я видела её в разных ситуациях. В самые тяжёлые моменты жизни она просто зеленеет и долго молчит. Всё переживает в себе, никого никогда не нагружает своими проблемами. А если вдруг Хованская срывается, взрывается, сердится, то у нас всех происходит «сбой системы»: мы не понимаем, как такое вообще может быть. Страшно обижаемся и считаем, что это несправедливо, потому что в принципе невозможно. Поэтому, Алёна, прошу тебя: терпи нас и дальше.
Я очень рада, что Алёна Хованская востребована в профессии. Недавно у неё была премьера «Сахарный немец» и скоро будет ещё одна – «Ювенильное море» по повести Андрея Платонова. Я желаю Алёне удачи и успеха. А ещё – оставаться такой же всегда.

Кристина Бабушкина:

Мне кажется, Алёнка… Алёна… Алёна Владимировна – редкое сочетание прекрасных качеств. Она в равной степени одарена музыкально и как актриса. Пойдя по стопам родителей, замечательных музыкантов, она получила образование в Красноярской консерватории, а затем училась в Школе-студии МХАТ у самого Олега Павловича Табакова. Она очень эмпатична – слышит тонко, не допускает фальши, и у неё большое сердце именно потому, что оно всегда погружено в искусство, в нём звучит музыка. Алёну даже сложно увидеть в плохом настроении – всё время чем-то увлеченная, она заражает азартом всех остальных. Находясь с ней рядом, ты окружён невероятной заботой. Мы вообще смешной дуэт – я и Алёна. Казалось бы, рядом со мной она такая маленькая и хрупкая, но именно её поддержку я почему-то всегда ощущаю и в жизни, и в спектаклях Марины Брусникиной, многие из которых ансамблевые, наполненные музыкой, и задаёт в них тон, конечно, Алёна. При этом она никогда не показушничает, не доминирует, обучая вокалу, направляет тебя мягко и тонко, как истинная талантливая женщина. И ты начинаешь слышать совершенно иную музыку. А ещё у Алёны потрясающие девчонки, обе с редким художественным вкусом – все в неё.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также