Дмитрий Голубев: «Новые формы»

64 просмотров
 

«Мы знаем теперь, что все цивилизации смертны. Мы слыхали рассказы о лицах, бесследно исчезнувших, об империях, пошедших ко дну со всем своим человечеством и техникой, опустившихся в непроницаемую глубь столетий, со своими божествами и законами, со своими академиками и науками, чистыми и прикладными, со своими грамматиками, своими словарями, своими классиками, своими романтиками и символистами, своими критиками и критиками критиков. Мы хорошо знаем, что вся видимая земля образована из пепла и что у пепла есть значимость. Мы различали сквозь толщу истории призраки огромных судов, осевших под грузом богатств и ума. Мы не умели исчислить их. Но эти крушения, в сущности, нас не задевали. Ныне мы видим, что бездна истории достаточно вместительна для всех. Мы чувствуем, что цивилизация наделена такой же хрупкостью, как жизнь».
 
Поль Валери «Кризис духа»
 
Когда-то Анна Ахматова сказала, что вся поэзия — это цитата. Все измы уже вне нас, и приходится (опираясь на прошлое) сочинять свой собственный изм или смысл, чтобы попасть в мелодию, звук, время.... О том же говорил великий композитор Верди: мелодии заканчиваются, все тяжелее избегать цитаты, все тяжелее находить новое. Короче говоря, все, как у Ницше — вечное возвращение к главному, к традиции.
 
Гюстав Малер гениально сформулировал: «Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу». 
 
Один известнейший современный режиссер делился на лекции, что в припадке безумия он иногда берет текст пьесы и разрезает его ножницами на части, чтобы потом заново сложить. В этом есть необыкновенная метафора нашего времени. Это именно то, что прекрасно описал Алекс Росс в своей книге «Дальше — Шум»: все стремится к расщеплению на атомы, к обнулению, чтобы дать миру новый энергетический виток. 
 
Постмодерн требует, прежде всего, большой культуры внутри самого человека. Прежде чем разрушать или переделывать что-то в поисках новых форм, необходимо знать — что мы разрушаем. Артист должен быть носителем общемировой культуры, тем, кто продолжает «передачу священного огня», а не сжигает за собой мосты, отказываясь от найденного великими мастерами прошлого.
 
Зачастую амбиции толкают нас на невероятные решения, однако в этот момент мы бываем настолько ослеплены желанием удивить окружающих и добиться успеха, что не замечаем тончайшего разрыва с традициями. Подчинившись этой тенденции, можно обнаружить себя сидящим на сахарном троне под проливным дождем. То есть постановки будут привлекать внимание, но не выдержат проверку временем, «ложка» довольно скоро начнет «скрести по дну»...
 
В Японии, для того чтобы сохранить древние традиции, мастера в определенный период времени заново отстраивают храмы, передавая древнее мастерство своим детям. Только так люди смогут понять и оценить, на каком духовном фундаменте должно строиться будущее. 
 
Мы же, молодые и неопытные режиссеры и артисты, не всегда берем это в расчет, легко и быстро отказываясь от прошлого, ломая его, даже с некоторым цинизмом и усмешкой подходя к его изучению, забывая, что мы должны быть, если не продолжателями, то чуткими и трепетными хранителями традиций. 
Современный театр должен быть вершиной культуры, ее логическим продолжением, развитием...
 
#режиссерскийдневник #актерскийдневник

  • Нравится



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

Читайте также