Александр Кулябин: «В ситуации общего кризиса театр не должен поднимать цены на билеты»

 

Весной нынешнего года пандемия серьезно вмешалась в планы театральных коллективов, не только оборвав сезон, но и помешав целому ряду ведущих коллективов отметить 100-летние юбилеи. Одним из таких театров, объявивших о юбилейных торжествах, но оказавшихся вынужденными отменить намеченные планы, оказался новосибирский «Красный факел». Но начался новый сезон, и «Театрал» позвонил директору театра Александру КУЛЯБИНУ, чтобы расспросить о том, состоятся ли все же торжественные мероприятия и как театр выходит из создавшейся ситуации.

– Александр Прокопьевич, театры, наконец, приступили к работе, но эпидемиологическая обстановка нестабильна. Какие сейчас настроения в театре, какая обстановка?

– Я думаю, что ни к одной болезни и тем более к той ситуации, с которой весной столкнулся весь мир, заранее приготовиться нельзя. Надеемся, что тотальной изоляции, остановившей всю работу в марте, не повторится. Сегодня и в зрительской, и в служебной зонах мы проводим все профилактические мероприятия, которые предписаны соответствующими ведомствами. В театре строго соблюдается масочный режим, установлены аппараты, очищающие воздух. Наши сотрудники регулярно сдают тесты на коронавирус.

– Не могу не спросить: с какими трудностями театр столкнулся весной, что вам, как директору, пришлось решать в первую очередь?

– В первые дни, когда театры закрылись, мы были в панике, тем не менее сразу начали перестраиваться на работу онлайн, искать какой-то новый способ работы, чтобы деятельность не останавливалась. Взяли в работу новый материал – пьесу Александра Сухово-Кобылина «Дело», и наши артисты, находящиеся здесь, в Новосибирске, репетировали с режиссёром Дмитрием Егоровым, который был в СанктПетербурге. Драматургия Сухово-Кобылина довольно сложная, и у творческой группы спектакля как раз было достаточно времени кропотливо поработать над материалом в застольный период в онлайн-формате.

С начала августа артисты уже встречались для репетиций в театре, поскольку структура пьесы позволяла репетировать вдвоем, втроём. В итоге, свой 101-й сезон мы открыли сразу двумя премьерными спектаклями – «Дело» по СуховоКобылину и «Карьера Артуро Уи» по Бертольту Брехту в постановке Глеба Черепанова.

27 марта, накануне ухода на карантин, брехтовский спектакль уже был готов. Мы провели генеральную репетицию, сыграв на зрителя – работников театра и друзей, поэтому к началу сезона спектаклю не так сложно было набрать творческую форму. Нашей общей задачей было не унывать и не расслабляться. И, несмотря на обстоятельства, удерживать рабочий ритм. В театре замечательный дружный коллектив, поэтому мы пережили время изоляции активно – работали онлайн, проводили акции, конференции, мероприятия, в том числе и посвящённые 75-й годовщине Победы.

– На какую форму труда вы перевели сотрудников как технической, так и творческой части?

– Техническая часть была переведена в так называемый «пунктирный режим» – сотрудники приходили в театр поочерёдно, каждый под определенную задачу. Артисты много работали онлайн.

– Сейчас существует проблема возвращения зрителя в театр?

– Проблема есть, и серьёзная. Это в первую очередь связано с тем, что многие зрители откладывают посещение театра до лучших времён, до снятия всех ограничений. Кто-то не хочет рисковать и посещать массовые мероприятия, тем более что сейчас всех нас обязывают находиться на публичных мероприятиях исключительно в масках. Да, это забота о здоровье своем и окружающих, но очень многие воспринимают призыв быть в маске негативно. И это тоже одна из причин, по которой мы теряем зрителя, а возвращать его придётся долго и кропотливо. При этом цены на билеты театр не повышает, хотя вскоре наша расходная часть начнёт серьезно увеличиваться. Но моя принципиальная позиция: в ситуации общего кризиса театр не должен поднимать цены на билеты.

– Кто за прошедшие полгода помог и помогает театру в непростой экономической ситуации?

– Когда весной театр был вынужден приостановить свою работу, то он, как и другие успешные театры, получающие большую часть своих доходов от продажи билетов, оказался в довольно сложной финансовой ситуации. И нам согласно правительственной программе, по которой банки оказывают помощь театрам, был дан кредит от банка «Акцепт». Кредит невозвратный. Он нас существенно поддержал в тот сложный период.

– Сейчас репертуар сформирован из перенесённых, отменённых весной спектаклей?

– По-разному. Играем и часть перенесённых спектаклей на так называемом кредите (то, что мы должны доиграть – у нас небольшая сумма, примерно 2,5 млн рублей, от проданных билетов весной). Кто-то из зрителей сдал билеты, кто-то обменял их на действующие на осенние показы.

– В прошедший театральный сезон «Красный факел» намеревался отметить своё столетие. Юбилейные мероприятия были перенесены. Расскажите, когда они состоятся?

– Центральное мероприятие – документальный спектакль «Мой «Красный факел» – пройдёт 5 и 6 декабря. Над ним работает главный режиссёр театра Тимофей Кулябин. Так как всех приглашённых в один вечер в зале не уместить, мы решили показать спектакль два дня подряд. Декабрьские даты выбраны и потому, что мы надеемся – коронавирус отступит – и мы сможем принять абсолютно всех наших гостей и зрителей и вместе отметить наш юбилей.

Кроме того, в ноябре мы планируем выпустить спектакль на Малой сцене «Лисичка-сестричка и Серый Волк» – над ним уже работает Денис Ганин. А буквально на днях режиссёр Денис Азаров приступает к репетициям «Женитьбы Фигаро» Бомарше.

– Насколько сместились, изменились гастрольные планы?

– Планы у нас были обширные: это и выезды в рамках фестивалей, и зарубежные гастроли – мы должны были отправиться в Германию и Южную Корею. Что-то пришлось отложить, но наметились и новые приглашения. Из ближайших фестивальных выездов – 28 и 29 октября на сцене Театра наций в рамках конкурсной программы «Золотой маски» состоятся показы спектакля Тимофея Кулябина «Дети солнца», с ним же мы должны отправиться в ноябре в Петербург. Также в Театре на Васильевском в декабре запланирован показ спектакля «ЧУднЫе люди» по рассказам Василия Шукшина. А на весну выстраиваем график обменных гастролей с Самарским театром драмы им. Горького в рамках федеральной программы «Большие гастроли».

Что касается зарубежных гастролей, то они пока не отменены, а перенесены на неопределённое время. Также перенесен с 2020-го на май 2021 года наш фестиваль «Ново-Сибирский транзит». Планов громадье, но вирус частично препятствует их осуществлению. Мы что-то меняем, как-то подстраиваемся под время, принимаем оперативные решения.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Анатолий Белый: «Каждый со своим выбором всегда один на один»

    О протестах в Беларуси и запасах внутренней независимости, об экологии отношений в «Дяде Ване» и экологических катастрофах, о роли Спасителя в «Тайной вечере» Дмитрия Крымова и ежеминутном выборе – актер МХТ им. ...
  • Максим Аверин: «Не люблю жить прошлым»

    26 ноября Максиму Аверину исполняется 45 лет. Как актер готовится отметить эту дату и какие строит планы на нынешний театральный сезон – в интервью с ноябрьской обложки «Театрала».     – Максим, в первую очередь расскажите, пожалуйста, о предстоящих премьерах. ...
  • Алексей Франдетти о «Брате 2», Питере Пэне, «Стилягах» и Джуде Лоу

    В рамках партнерской программы с Радио 1 «Театрал» публикует интервью с актером и режиссёром Алексеем Франдетти. В новом выпуске программы «Синемания. Высшая лига» он рассказал о том, как выстраивает свою работу, почему хочет сделать из фильма «Брат 2» мюзикл, какие проекты планирует реализовать и для чего хочет выучиться на дирижёра. ...
  • Антон Яковлев: «Не признаёт любви наполовину»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также