Четвертушка здравого смысла

 

Новогодний номер «Театрала» хотелось бы посвятить радостным и праздничным событиям уже хотя бы потому, что печали в уходящем високосном – хоть отбавляй. Один ковид чего стоит, поставивший на колени не только родное Отечество, неустанно встающее на ноги, но нагнувший и все прогрессивное человечество. А не прогрессивное – особенно. Все забились по углам, границы закрыли на замок, лица занавесили масками и тихо погружаются в тоску. Если кто и не погружается, пытаясь позитивить и радовать других, то бдительные контрольные органы тут же возникают из тьмы с очередным штрафным хлыстом и цепью ограничений. Причем и цепь, и хлыст выдаются за благо и преподносятся как высшее проявление заботы. Искать здравый смысл в такой заботе дело крайне неблагодарное.

В зоне особого внимания органов с хлыстом оказалась почему-то сфера культуры и, прежде всего, театры. С какой стати именно театры и музеи сочли самыми опасными рассадниками заразы, понять решительно невозможно. Остается полагать, что руководство Роспотребнадзора и прочие начальники чрезвычайных комиссий по борьбе с короной ни разу не были в театре или музее и путают эти культурные учреждения с вокзалом или базаром.

Несчастные, с трудом выживающие музеи, в которых и раньше не наблюдалось шумных толп, закрыли вовсе. А театры стали придушивать постепенно – вначале пятьдесят процентов зрителей велели не пускать. Потом заставили играть в шахматы. Затем объявили персонами нон-грата сотрудников «65 плюс» – то есть самых заслуженных и народных. И наконец, явно не без издевки, навязали четвертушку. Видимо, чтобы было чем отметить наступающий Новый год послушным деятелям культуры.

Театры и тут смиренно кивнули, понимая по-русски, что четвертушка – это всяко лучше, чем ничего. И стали играть на четверть зала, забивая свои доходы ниже плинтуса. Зато у руководящих структур появился весомый повод сократить финансовую поддержку театральным коллективам – коль они, дескать, работают, то значит, с голоду не помрут. Причем этот эксперимент на выживание решили пристально контролировать – в театры вереницей потянулись надзиратели. Они стали придирчиво выискивать нарушения санитарных норм, считать зрителей в зале по головам, высматривать, кто из этого поголовья осмелился во время спектакля снять маску...

И за любое нарушение – штрафной хлыст. По театру. Словно театр в ответе за непослушную и неосторожную публику. Пассажиры общественного транспорта сами попадают под штраф, если нарушают нормы безопасности и не носят маски. Контрольные органы почему-то не накладывают санкции на главу дептранса господина Ликсутова, не штрафуют столичный метрополитен и не считают виноватым машиниста поезда за то, что у него в вагонах кто-то едет без маски. Тут с логикой все в порядке – в ответе тот, кто лично виноват. А в сфере культуры от здравого смысла руководящих верхов остается разве что мутная четвертушка. Иначе трудно понять, кто же это на трезвую голову мог решить, что в новогодние дни детям до 16 следует запретить посещение театров. В школу младшеклассникам ходить можно, проводя там долгие часы, а в полупустые залы на непродолжительные спектакли – нельзя. Заполнять вагоны поездов и салоны самолетов – пожалуйста, а бродить в одиночестве по пустынным музейным залам – ни в коем случае. Как говорят у нас издавна на Руси, такую логику без пол-литры не поймешь. А с четвертушкой и подавно.

Но возвращаясь к первоначальному порыву посвятить этот новогодний номер радостным событиям, не могу не вспомнить добрым словом церемонию премии «Звезда Театрала», которую мы все же сумели провести 7 декабря в Театре им. Вахтангова. В зале, заполненном на четверть, с публикой, сидящей в масках, с лауреатами, выходящими на сцену, а не только в онлайн. Мы старательно и демонстративно соблюдали все требования контрольных органов, мы внимательно следили за безопасностью участников и гостей, мы заполнили три четверти мест в зале надувными шариками, чтобы они напоминали всем присутствующим о множестве руководящих голов, которые не дремлют.

Мы очень хотели подарить театру и зрителям радость, улыбку и праздник, которого они очень заслуживают в этом мире тьмы и тревог. И все получилось. Праздник состоялся! Мы с удовольствием рассказываем о нем в этом новогоднем номере. И от души желаем всем нашим друзьям и читателям в наступающем году не унывать! Не сдаваться! И не верить, что истина – на дне четвертушки.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • «Каждый, кто учился у Мягкова, гордится, что был его учеником»

    Андрей Мягков  был родом из семьи ленинградских интеллигентов. Отец – профессор технологического института, мама – инженер-механик. Сам Андрей Васильевич окончил химико-технологический институт, но приехавшая из Школы-студии МХАТ комиссия кардинально изменила его судьбу. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Умер Андрей Мягков

    Актер Андрей Мягков умер в возрасте 82 лет, сообщила пресс-служба МХТ им. Чехова.  Прощание с Андреем Мягковым пройдет в МХТ им. Чехова 20 февраля. В 10. 00 начнется гражданская панихида в театре, после нее - отпевание в Храме Воскресения Словущего на Успенском вражке. ...
Читайте также


Читайте также

  • Зрители без страха и упрека

    Если верить статистике и оптимизму властей – ковид практически разбит и пандемия отползает. Осталось только всем уколоться, и вирусное прошлое нам больше не грозит. Правда, верить нашей статистике и руководящему оптимизму – дело сомнительное, но это тот случай, когда чертовски хочется верить. ...
  • Четвертушка здравого смысла

    Новогодний номер «Театрала» хотелось бы посвятить радостным и праздничным событиям уже хотя бы потому, что печали в уходящем високосном – хоть отбавляй. Один ковид чего стоит, поставивший на колени не только родное Отечество, неустанно встающее на ноги, но нагнувший и все прогрессивное человечество. ...
  • Чертовой дюжине вопреки

    Не знаю, как читатели журнала, но коллектив «Театрала» в приметы никогда не верил. Мы же культурные люди, как говорится в одном малоизвестном стишке, поэтому не обижаем черного кота и не плюём через левое плечо. Но обойти без последствий цифру тринадцать, да еще выпавшую на високосный год, нам все же не удалось. ...
  • Тренировки на кошках эпохи ковида

    От Москвы до самых до окраин, как пелось в известной песне, теперь ковид проходит как хозяин необъятной Родины моей. Он все активнее влияет на наши планы, возможности, условия жизни и, что особенно печально, даже на сроки биографии. ...
Читайте также