Антон Долин: «О патриотизме (банальное)»

232 просмотров
 

Решил собрать давние мысли по этому вопросу в небольшой текст.
 
1. «Патриотизм» - дискредитированное слово. По меньшей мере, в сегодняшней России. И это ужасно обидно.
Патриотами себя считают и называют люди, безоговорочно поддерживающие партию, правительство и Путина (торжество буквы «п»). Для людей иных воззрений считать и называть себя «патриотом» - чуть ли не стыдно.
Меж тем, вообще-то, патриотизм – всего лишь любовь к родине (или Родине; знаете ли вы, что согласно правилам правописания написание этого слова с прописной или строчной буквы – тест на ваш патриотизм?). А ее любить могут и те, кому не нравятся нынешние российские власти и их политика.
Не говоря о том, что любовь каждый понимает по-своему.
Пламенный критик всех президентов США, документалист Майкл Мур, - несомненный звездно-полосатый патриот, к примеру.
Или подчинимся закону Годвина. Представьте себе Германию образца 1940-го, например, года. Кто патриот – гражданин, поддерживающий Гитлера в желании завоевать весь мир и очистить его от неподходящих людишек, или гражданин, желающий вермахту поражения в войне, а Гитлеру – гореть в аду?
(вопрос кажется простым, но он довольно сложен; мой вариант ответа – в том, что каждый из двоих патриотичен по-своему)
Так или иначе, считать любовь чем-то априори плохим – по-моему, патология. Поэтому я – за реабилитацию понятия «патриот».
 
2. Начну с себя. Я считаю себя патриотом. Всю жизнь. Со школы обожаю русскую литературу и поэзию. По убеждениям пошел на филфак, выбрал русское отделение. Отказался на втором курсе (на дворе «лихие девяностые»!) поступать в Сорбонну. Я много смотрю, люблю и часто хвалю, получая за это тычки со всех сторон, отечественное кино. Несколько лет из желания его улучшить безвозмездно трудился в экспертном совете Фонда Кино. Из десятка моих книг три («Герман», «Оттенки русского», «Миражи советского») посвящены российскому кинематографу. Русский язык – моя родина (Родина). Я люблю ездить по России, в какие уголки только не забирался. Обожаю встречаться с людьми, общаться с ними. Не вылезаю из музеев провинции. Исследую архитектуру. Горжусь конструктивизмом и живописью русского авангарда, слушаю Чайковского, Мусоргского и Стравинского. И даже несколько раз был на концертах группы «Любэ»!
Живу и работаю в России. У меня одно гражданство – российское. Мои дети живут и учатся здесь. Моя мать – значительный русский поэт. Я патриот Москвы и своего конкретного района – Сокол-Аэропорт-Динамо, где прожил почти всю жизнь.
По-моему, работа (очень непростая и неблагодарная, хоть и почетная) по осовремениванию и развитию старейшего в Европе киножурнала «Искусство кино», которой я занимаюсь три с половиной года, - деятельное доказательство моего патриотизма.
При этом я не поддерживаю политику нынешних российских властей практически ни в одном пункте.
 
3. Патриотизм – это любовь, а потому не должен быть обязательным или принудительным.
Человек может быть патриотом (при этом консерватором или либералом, государственником или анархистом, благородным или подлым, умным или тупым). А может не быть патриотом. Космополитизм нормален, особенно в нынешнем глобализованном мире.
Можно предпочитать «Фауста» «Евгению Онегину», это не стыдно.
Можно предпочитать Феллини Тарковскому, это нормально.
Можно считать Байрона лучшим поэтом, чем Пушкин, это в порядке вещей.
Джотто или Рублев – решать вам.
Давать детям сказки Афанасьева или Гриммов, показывать мультфильмы Хитрука или Миядзаки – ваше дело.
Где красивей – в Амстердаме или Петербурге? Кому как.
Можно жить в России, а можно за ее пределами. Кстати, живя за пределами можно быть патриотом (самый патриотический роман, что я знаю, - «Подвиг» Набокова).
Когда я слышу от человека, считающего себя патриотом, слова «не любишь Россию – ну и вали», у меня глаза лезут на лоб. Наоборот, живущих в России и делающих что-либо полезное не-патриотов ценить надо на вес золота. У них-то (ученых, дирижеров, кинематографистов) нет никаких причин выбирать для жизни свою родную страну. Спасибо им большое, если они совершают выбор в ее пользу. Помочь ей они смогут даже в том случае, если не будут клясться в любви.
 
Эпилог.
 
В моих глазах дворец Путина, который мы увидели в одном увлекательном фильме, - выразительная манифестация не-патриотизма, демонстративного отказа от патриотизма.
Не из-за роскоши, дурного вкуса или диких трат, конечно же.
Это отделение себя от народа. Причем сверхсекретное. Спрятаться от людей, отнять у них лакомый кусок земли и устроить там государство в государстве. Поставить себя вне России (и даже выше России), находясь внутри России.
Как я уже написал, отказ от патриотизма – не грех. Но смешно наблюдать за не-патриотом, претендующим на звание национального лидера и собирателя земель.
Напротив, возвращение Навального в Россию – самый выразительный и яркий акт патриотизма в новейшей истории. Вопреки логике и здравому смыслу, как в финале набоковского «Подвига»: просто быть со своим народом и на своей земле.

  • Нравится



Комментарии

  1. vipanna0203 8 Февраля 2021, 16:32

    Ай да Антон, ай да молодец! Подписываюсь под каждым словом. Я испытывала жгучий стыд, когда смотрела фильм про путинский дворец - какие же они все мелкие. ничтожные,дорвавшиеся до денег, богатств и уже не понимающие, что бы еще урвать. Правильно про них сказал В.Пастухов - они все родились в корыте и никак оттуда не выберутся.Просто гадко и стыдно на все это смотреть.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также