Марина Брусникина отмечает юбилей

 

Заместитель худрука МХТ им. Чехова по спецпроектам, художественный руководитель театра «Практика», режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Марина Брусникина отмечает сегодня, 9 февраля, свой юбилей. С днем рождения её поздравляют коллеги по родному театру, где она сыграла более 40 ролей в спектаклях Олега Ефремова, Анатолия Эфроса, Романа Виктюка, Дмитрия Брусникина и других выдающихся режиссёров, а также выпустила двенадцать собственных постановок. В Школе-студии МХАТ, где Марина Станиславовна заведует кафедрой сценической речи и вокала и ведёт собственный курс, она воспитала не одно поколение учеников. 

Сергей Женовач

Марину я знаю еще со студенческих лет. И все это время не устаю удивляться ее энергии, заряженности на работу, самоотдаче и открытости. Она кладезь талантов: тонкая, умная актриса, великолепный педагог не только по сценической речи, но и по актерскому мастерству, обладает невероятными организационными способностями, занимается режиссерской практикой, руководит театром! Не знаю, откуда у нее берется столько сил и влюбленности в свое дело…

Я очень рад, что Марина Брусникина является заместителем художественного руководителя МХТ по специальным проектам. Потому что обычно, как любил шутить Петр Наумович Фоменко, «проекты превращаются в прожекты», а у Марины всегда потрясающие идеи. И «Круг чтения», и музыкальные вечера, и недавняя затея «Память места» – театрализованные читки забытых пьес из репертуара Художественного театра, которые в свое время были событиями, оставили след в истории МХТ, так или иначе влияли и на театр, и на зрителей. До сих пор в памяти «Царь Федор Иоаннович»! Чтения пьесы, с которой начался Художественный театр, мы проводили и на Малой, и на Основной сценах, даже были мысли играть как спектакль. И «Сверчок на печи», и «Анатэма», и «Ганнеле»… Мне кажется, это открытие жанра. Когда читается современная пьеса, все понятно: сидят артисты, режиссер, зрители, идет знакомство с драматургическим материалом, первое к нему прикосновение. А когда возникает не то что реконструкция спектакля, а его эхо, воспоминание о нем – это отдельный жанр. Даже не понимаешь, где читка, где игра, где история, а где – сегодняшний день. Это невероятно интересно и очень нравится не только зрителям, но и самим артистам. Потрясающий проект!

Здорово, что она подхватила дело Дмитрия Брусникина. Руководит театром «Практика», который он возглавлял, и делает это, на мой взгляд, замечательно, уверенно, по-своему. Чтит его память, проводит фестиваль документального театра «Брусфест»... Дело даже не в памяти, а в том, что продолжение его дела остается потребностью не только Марины, но и всех, кто был связан с Димой, с «Практикой», с его курсом в Школе-студии МХАТ. Теперь этот курс ведет Марина, и мне очень верится в ее студентов, им повезло с мастером. Знаю, что мхатовская школа в этих ребят будет заложена, потому что Марина ее очень сильно чувствует. Может быть, сегодня она одна из немногих, кто чувствует школу Художественного театра.

Марина – безусловный лидер. У нее есть свой круг, который она сама создала, – круг артистов, учеников, которые ее понимают и доверяют ей. А она доверяет им. Ее компания, команда… Я восхищаюсь тем, как легко она общается с людьми. Когда надо, бывает строгой или, наоборот, мягкой, нежной. Может быть, мы не так часто общаемся, но я никогда не видел ее в плохом настроении. Она всегда энергична, бодра, целеустремленна. И хочется пожелать, чтобы эта энергия у нее никуда не исчезала, а только прибавлялась! Мне кажется, от Марины можно ожидать самого невероятного, самого неожиданного – новых идей, затей, поворотов. Поэтому желаю только удачи, сил и, как у Пушкина, «Вперед! и горе Годунову!».

Николай Скорик

Помню, как на третьем курсе Школы-студии перед каждым прогоном «Метели» Марины Цветаевой студентка Марина Брусникина просила меня «реагировать не стесняясь», потому что мои реакции ей помогают. А меня и просить не надо было, потому что уж очень нравилась ее Бабушка. И по сей день нравится. Врезалась та студенческая работа в память да так и осталась: Марина в старинном широком платье, в свободной черной накидке с кружевами, дивно звучащие стихи и шлейф большой прожитой жизни старой графини. В этом был такой поэтический масштаб и сила, что забывалось, что бабушку играет студентка. 

Марине повезло с учителями. Ефремовская педагогика сильна тем, что все профессиональные открытия происходят через раскрытие и формирование личности ученика. Театральная судьба Марины Станиславовны – яркое тому подтверждение, иначе не развилось бы так широко все, что только проглядывало в той далекой студенческой работе, и не появилось бы в сегодняшнем театре то, что называется театром Марины Брусникиной.

Но уверен, что не случилось бы этого, если б судьбе не было угодно и на том курсе будущих актеров не оказался студент по имени Дима. И был светлый роман, а потом студенческая свадьба с буйным мальчишником, и был счастливый месяц на Соловецких островах с белыми ночами над Белым морем, куда мы в то лето отправились всем курсом... Очень хочу, Марина, чтобы это чувство любви никогда не оставляло тебя, помогало, давало опору.

Ирина Мирошниченко

Марина Брусникина… Машенька моя дорогая! Я позволяю себе такую вольность и такую нежность, поскольку знаю ее с юности. Пылкость, взрывной характер, удивительной красоты голубые глаза, которые вдруг становились как два огня. Я видела это на сцене, в спектаклях, которые мы вместе играли, а иногда и на репетициях, когда она была недовольна или спорила с кем-то, о чем-то страстно говорила. В ней очевидно существовал и кипел мощный талант, невероятный темперамент, который она пыталась сдержать.

С возрастом Марина стала выдержанной, внешне спокойной, но и сейчас этот вулкан иногда взрывается и мы имеем счастье (а некоторые – горе) его наблюдать. Теперь это происходит на репетициях, где она сама режиссер, лидер, который ведет за собой огромное количество людей. Умение нести ответственность и принимать ее за всех – удивительное свойство Маши Брусникиной, это ее стиль, ее манера. Именно поэтому она придумала абсолютно новый жанр, который возник в нашем театре, – чтецкие вечера. Она его инициировала и нашла поддержку сначала у Олега Николаевича Ефремова, потом ее первые шаги в режиссуре мощно поддержал Олег Павлович Табаков. И я очень рада, что и Сергей Васильевич Женовач тоже одобряет ее идеи, ее особый стиль театрального действа на сцене Художественного театра.

Уже двадцать лет существуют ее вечера «Круг чтения», на которых всегда переаншлаг: люди хотят услышать современную поэзию и прозу или, наоборот, окунуться в классику. А уникальные музыкальные вечера с живым оркестром, с актерами, которые не просто поют песни, но создают атмосферу, будь то Рождество, День Победы или посвящение любви и весне… Всегда это ярко, талантливо, масштабно!

У Марины великолепная слаженная команда, в которую входят актеры, музыканты, все цеха нашего театра. Я тоже в команде Брусникиной.
Хотя был момент, когда не она, а я была режиссером и вводила Машу в легендарный спектакль Романа Виктюка «Татуированная роза» (он шел на сцене Художественного театра 27 лет!). Так случилось, что он был поставлен на сцене на Тверском бульваре, а после разделения МХАТа долго не шел. И Виктюк, который был очень занят созданием собственного театра, предложил мне восстановить спектакль самой (я играла в нем главную роль). И вот мне довелось как режиссеру, как репетитору ввести Машу на роль Флоры, которую она потом много лет замечательно играла. Сегодня она известный режиссер, имеет свой театр и?множество наград, и вспоминать, что она была послушной ученицей и артисткой, которая вводилась в мой любимый спектакль, мне особенно трепетно и приятно…

Я рада, что у нас за плечами около десятка спектаклей, где мы были партнерами, многократно выходили на мхатовскую сцену и вместе творили как актрисы. Рада, что на протяжении многих лет я слушаю ее, как школьница, подчиняюсь ее режиссерскому диктату и дружескому совету, дорожу нашим удивительно нежным и теплым общением. Я ее очень люблю и горжусь ею, счастлива, что ее жизнь протекает в уважении и любви людей. Я разделяю ее радости и ее горе и знаю, что восполнить потерю близких невозможно, но любовь людская, уважение, творчество, дружба очень помогают жить.

Сегодня огромное множество любящих Марину людей поздравляет ее с юбилейными днями, радуется ее успехам и ждет новых свершений и побед. Я в их числе. Радости творчества тебе, Машенька!

С искренним уважением и любовью!

Евгений Миронов

Марина удивительная. Сохранившая в себе очень, очень нежные качества. С одной стороны, я вижу (и ценю!), что как режиссер она обладает твердой волей, почти мужским характером, никогда не боится сделать жесткое, но важное замечание и тем самым направить в сторону, в которую надо идти. С другой стороны, ее восприятие мира поэтически-музыкально трепетное. И мне это очень близко. Поэтому мы с ней всегда работаем душа в душу, понимаем друг друга. Она по-настоящему красивый человек, и у нее есть редкое свойство – собирать вокруг себя таких же красивых людей, создавать семью единомышленников, с которыми хочется не только работать, но и жить.

А еще она человек современный. Видимо, у нее есть антенна, она чувствует, что сейчас происходит в театральном контексте, и, притом что она часто работает с классическим материалом, у нее всегда это выходит очень свежо и неизменно попадает в сегодняшние болевые точки.

И еще одно: она настоящий, верный товарищ. Не раз я обращался к ней с просьбами по поводу благотворительных фондов: сделать концерт, событие, акцию... И Марина всегда откликалась, несмотря на все сложности, связанные с ее занятостью. Я очень люблю Марину и счастлив, что судьба нас столкнула, и не один раз.

Евгения Добровольская

Я знаю Марину тридцать лет. Мы были партнершами и на сцене, и в кино. Не могу назвать ее актерский путь легким, но она всегда была для меня примером терпения и веры. Все ее роли были безупречно разобраны и сделаны (играя после нее Машу в «Чайке», я какие-то ее наработки даже переняла). И эта способность к разбору, к анализу привела ее в педагогику и режиссуру, где она расцвела и получила общее признание. Я работала с ней как с режиссером, это было, безусловно, интересно. Мало кому из режиссеров я доверяю, а ей верю: она артистка, она знает, каково это изнутри.

Я желаю ей удачи в «Практике» и в МХТ и, конечно, наших новых совместных работ.

Наталья Тенякова

В первый раз мы с Мариной встретились в самом начале 1980-х на съемках телевизионного спектакля «Героини пьес А.Н. Островского», совершенно изумительного. Там был задействован практически весь выпускной курс Олега Николаевича Ефремова, на котором училась Марина: Дима Брусникин, Рома Козак, Саша Феклистов, Полина Медведева, Вера Сотникова... Мы с Мариной были партнершами. Совсем юная, с огромными распахнутыми глазами, она чудесно играла. Спустя десять лет мы встретились уже на сцене МХАТ в спектакле «Блаженный остров» Николая Шейко. Марина, Алена Хованская, моя дочь Дарья, которая была студенткой, – эти прелестные девочки играли моих дочек, а теперь все выросли в мастеров, и я счастлива этому обстоятельству.

Прошло достаточное количество лет, Марина стала очень красивой, элегантной женщиной, замечательным педагогом и режиссером. И вот нас вновь объединила работа – она поставила спектакль по пьесе Юлии Тупикиной «Офелия боится воды». Репетировать было безумно интересно! Мы все совпали в отношении к пьесе, к поднятым в ней проблемам (а их там масса), было много идей, мыслей... После репетиций даже не хотелось расставаться, и все благодаря Маше – она была нашим лидером. Это была плодотворная работа, и я рада, что спектакль имеет большой успех у зрителей.

Я сама частый зритель литературных вечеров во МХАТе, которые Марина придумала и много лет делает. Ее вкус совершенно великолепен, она досконально знает современную литературу и, разумеется, классику. А недавно они с Сергеем Васильевичем Женовачом решили вспомнить репертуар старого МХАТа и сделали несколько прекрасных, как они это называют, «читок» под общим названием «Память места». Но это не читки! Это настоящие спектакли! И я надеюсь, что это начинание будет продолжаться.

В жизни Марины было настоящее счастье: любовь, дружба и уважение с ее мужем Дмитрием Брусникиным. Его уже нет с нами, и это ужасное горе. Они всегда были вместе, мыслили вместе, преподавали, как говорится, смотрели в одну сторону. Марина продолжает его дело, и, я думаю, это дает ей силы.

Я очень ее люблю и ценю, рада, что мы вместе работаем. Поздравляя ее с юбилеем, я желаю ей душевного покоя, больших, хороших работ и исполнения ее желаний, какой-то заветной мечты. Пусть она остается самой собой: красивой, славной, умной и прекрасной нашей Мариной.

Журнал «Театрал» поздравляет Марину Брусникину с юбилеем и искренне желает неиссякаемости энергии, оптимизма, успеха в реализации ярких идей и начинаний! И конечно же, новых встреч на церемонии премии «Звезда Театрала», где совсем недавно её спектакль «Человек из Подольска Сережа очень тупой» (театр «Практика») стал лауреатом.

Новых Вам номинаций и побед, дорогая Марина Станиславовна! 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Сегодня – время Мюнхгаузена»

    16 и 17 октября в МХТ им. Чехова премьера – «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена» с Константином Хабенским в главной роли. О процессе создания пьесы и спектакля «Театралу» рассказал режиссёр Виктор Крамер. ...
  • Мемуары Мамуре

    9 октября исполняется 95 лет со дня рождения  известного российского театрального режиссёра, театроведа, народного артиста РСФСР Бориса Александровича ЛЬВОВА-АНОХИНА. «Театрал» публикует воспоминания о нем доктора филологических наук, профессора Владислава ПРОНИНА. ...
  • Евгений Журавкин: «Так и должен жить артист»

    С 6 по 9 октября в Севастополе на сцене Театра юного зрителя пройдёт фестиваль актёрских монологов «Словотворение». В преддверии форума «Театрал» побеседовал с председателем жюри конкурса, главой Севастопольского СТД Евгением Журавкиным. ...
  • «Мы организовали театр в тоннеле с железными тюбингами»

    Когда-то по адресу 2-й Новокузнецкий переулок, 14с1 располагался тайный и хорошо спрятанный архив МИДа. А теперь - театр «Бункер», где гостям предлагают спуститься на 14 этажей под землю, чтобы увидеть спектакли в железном тоннеле со всеми удобствами под аккомпанемент капающей воды и гулкого эха. ...
Читайте также