Марина Брусникина отмечает юбилей

 
Заместитель худрука МХТ им. Чехова по спецпроектам, художественный руководитель театра «Практика», режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Марина Брусникина отмечает сегодня, 9 февраля, свой юбилей. С днем рождения её поздравляют коллеги по родному театру, где она сыграла более 40 ролей в спектаклях Олега Ефремова, Анатолия Эфроса, Романа Виктюка, Дмитрия Брусникина и других выдающихся режиссёров, а также выпустила двенадцать собственных постановок. В Школе-студии МХАТ, где Марина Станиславовна заведует кафедрой сценической речи и вокала и ведёт собственный курс, она воспитала не одно поколение учеников. 

Сергей Женовач

Марину я знаю еще со студенческих лет. И все это время не устаю удивляться ее энергии, заряженности на работу, самоотдаче и открытости. Она кладезь талантов: тонкая, умная актриса, великолепный педагог не только по сценической речи, но и по актерскому мастерству, обладает невероятными организационными способностями, занимается режиссерской практикой, руководит театром! Не знаю, откуда у нее берется столько сил и влюбленности в свое дело…

Я очень рад, что Марина Брусникина является заместителем художественного руководителя МХТ по специальным проектам. Потому что обычно, как любил шутить Петр Наумович Фоменко, «проекты превращаются в прожекты», а у Марины всегда потрясающие идеи. И «Круг чтения», и музыкальные вечера, и недавняя затея «Память места» – театрализованные читки забытых пьес из репертуара Художественного театра, которые в свое время были событиями, оставили след в истории МХТ, так или иначе влияли и на театр, и на зрителей. До сих пор в памяти «Царь Федор Иоаннович»! Чтения пьесы, с которой начался Художественный театр, мы проводили и на Малой, и на Основной сценах, даже были мысли играть как спектакль. И «Сверчок на печи», и «Анатэма», и «Ганнеле»… Мне кажется, это открытие жанра. Когда читается современная пьеса, все понятно: сидят артисты, режиссер, зрители, идет знакомство с драматургическим материалом, первое к нему прикосновение. А когда возникает не то что реконструкция спектакля, а его эхо, воспоминание о нем – это отдельный жанр. Даже не понимаешь, где читка, где игра, где история, а где – сегодняшний день. Это невероятно интересно и очень нравится не только зрителям, но и самим артистам. Потрясающий проект!

Здорово, что она подхватила дело Дмитрия Брусникина. Руководит театром «Практика», который он возглавлял, и делает это, на мой взгляд, замечательно, уверенно, по-своему. Чтит его память, проводит фестиваль документального театра «Брусфест»... Дело даже не в памяти, а в том, что продолжение его дела остается потребностью не только Марины, но и всех, кто был связан с Димой, с «Практикой», с его курсом в Школе-студии МХАТ. Теперь этот курс ведет Марина, и мне очень верится в ее студентов, им повезло с мастером. Знаю, что мхатовская школа в этих ребят будет заложена, потому что Марина ее очень сильно чувствует. Может быть, сегодня она одна из немногих, кто чувствует школу Художественного театра.

Марина – безусловный лидер. У нее есть свой круг, который она сама создала, – круг артистов, учеников, которые ее понимают и доверяют ей. А она доверяет им. Ее компания, команда… Я восхищаюсь тем, как легко она общается с людьми. Когда надо, бывает строгой или, наоборот, мягкой, нежной. Может быть, мы не так часто общаемся, но я никогда не видел ее в плохом настроении. Она всегда энергична, бодра, целеустремленна. И хочется пожелать, чтобы эта энергия у нее никуда не исчезала, а только прибавлялась! Мне кажется, от Марины можно ожидать самого невероятного, самого неожиданного – новых идей, затей, поворотов. Поэтому желаю только удачи, сил и, как у Пушкина, «Вперед! и горе Годунову!».

Николай Скорик

Помню, как на третьем курсе Школы-студии перед каждым прогоном «Метели» Марины Цветаевой студентка Марина Брусникина просила меня «реагировать не стесняясь», потому что мои реакции ей помогают. А меня и просить не надо было, потому что уж очень нравилась ее Бабушка. И по сей день нравится. Врезалась та студенческая работа в память да так и осталась: Марина в старинном широком платье, в свободной черной накидке с кружевами, дивно звучащие стихи и шлейф большой прожитой жизни старой графини. В этом был такой поэтический масштаб и сила, что забывалось, что бабушку играет студентка. 

Марине повезло с учителями. Ефремовская педагогика сильна тем, что все профессиональные открытия происходят через раскрытие и формирование личности ученика. Театральная судьба Марины Станиславовны – яркое тому подтверждение, иначе не развилось бы так широко все, что только проглядывало в той далекой студенческой работе, и не появилось бы в сегодняшнем театре то, что называется театром Марины Брусникиной.

Но уверен, что не случилось бы этого, если б судьбе не было угодно и на том курсе будущих актеров не оказался студент по имени Дима. И был светлый роман, а потом студенческая свадьба с буйным мальчишником, и был счастливый месяц на Соловецких островах с белыми ночами над Белым морем, куда мы в то лето отправились всем курсом... Очень хочу, Марина, чтобы это чувство любви никогда не оставляло тебя, помогало, давало опору.

Ирина Мирошниченко

Марина Брусникина… Машенька моя дорогая! Я позволяю себе такую вольность и такую нежность, поскольку знаю ее с юности. Пылкость, взрывной характер, удивительной красоты голубые глаза, которые вдруг становились как два огня. Я видела это на сцене, в спектаклях, которые мы вместе играли, а иногда и на репетициях, когда она была недовольна или спорила с кем-то, о чем-то страстно говорила. В ней очевидно существовал и кипел мощный талант, невероятный темперамент, который она пыталась сдержать.

С возрастом Марина стала выдержанной, внешне спокойной, но и сейчас этот вулкан иногда взрывается и мы имеем счастье (а некоторые – горе) его наблюдать. Теперь это происходит на репетициях, где она сама режиссер, лидер, который ведет за собой огромное количество людей. Умение нести ответственность и принимать ее за всех – удивительное свойство Маши Брусникиной, это ее стиль, ее манера. Именно поэтому она придумала абсолютно новый жанр, который возник в нашем театре, – чтецкие вечера. Она его инициировала и нашла поддержку сначала у Олега Николаевича Ефремова, потом ее первые шаги в режиссуре мощно поддержал Олег Павлович Табаков. И я очень рада, что и Сергей Васильевич Женовач тоже одобряет ее идеи, ее особый стиль театрального действа на сцене Художественного театра.

Уже двадцать лет существуют ее вечера «Круг чтения», на которых всегда переаншлаг: люди хотят услышать современную поэзию и прозу или, наоборот, окунуться в классику. А уникальные музыкальные вечера с живым оркестром, с актерами, которые не просто поют песни, но создают атмосферу, будь то Рождество, День Победы или посвящение любви и весне… Всегда это ярко, талантливо, масштабно!

У Марины великолепная слаженная команда, в которую входят актеры, музыканты, все цеха нашего театра. Я тоже в команде Брусникиной.
Хотя был момент, когда не она, а я была режиссером и вводила Машу в легендарный спектакль Романа Виктюка «Татуированная роза» (он шел на сцене Художественного театра 27 лет!). Так случилось, что он был поставлен на сцене на Тверском бульваре, а после разделения МХАТа долго не шел. И Виктюк, который был очень занят созданием собственного театра, предложил мне восстановить спектакль самой (я играла в нем главную роль). И вот мне довелось как режиссеру, как репетитору ввести Машу на роль Флоры, которую она потом много лет замечательно играла. Сегодня она известный режиссер, имеет свой театр и?множество наград, и вспоминать, что она была послушной ученицей и артисткой, которая вводилась в мой любимый спектакль, мне особенно трепетно и приятно…

Я рада, что у нас за плечами около десятка спектаклей, где мы были партнерами, многократно выходили на мхатовскую сцену и вместе творили как актрисы. Рада, что на протяжении многих лет я слушаю ее, как школьница, подчиняюсь ее режиссерскому диктату и дружескому совету, дорожу нашим удивительно нежным и теплым общением. Я ее очень люблю и горжусь ею, счастлива, что ее жизнь протекает в уважении и любви людей. Я разделяю ее радости и ее горе и знаю, что восполнить потерю близких невозможно, но любовь людская, уважение, творчество, дружба очень помогают жить.

Сегодня огромное множество любящих Марину людей поздравляет ее с юбилейными днями, радуется ее успехам и ждет новых свершений и побед. Я в их числе. Радости творчества тебе, Машенька!

С искренним уважением и любовью!

Евгений Миронов

Марина удивительная. Сохранившая в себе очень, очень нежные качества. С одной стороны, я вижу (и ценю!), что как режиссер она обладает твердой волей, почти мужским характером, никогда не боится сделать жесткое, но важное замечание и тем самым направить в сторону, в которую надо идти. С другой стороны, ее восприятие мира поэтически-музыкально трепетное. И мне это очень близко. Поэтому мы с ней всегда работаем душа в душу, понимаем друг друга. Она по-настоящему красивый человек, и у нее есть редкое свойство – собирать вокруг себя таких же красивых людей, создавать семью единомышленников, с которыми хочется не только работать, но и жить.

А еще она человек современный. Видимо, у нее есть антенна, она чувствует, что сейчас происходит в театральном контексте, и, притом что она часто работает с классическим материалом, у нее всегда это выходит очень свежо и неизменно попадает в сегодняшние болевые точки.

И еще одно: она настоящий, верный товарищ. Не раз я обращался к ней с просьбами по поводу благотворительных фондов: сделать концерт, событие, акцию... И Марина всегда откликалась, несмотря на все сложности, связанные с ее занятостью. Я очень люблю Марину и счастлив, что судьба нас столкнула, и не один раз.

Евгения Добровольская

Я знаю Марину тридцать лет. Мы были партнершами и на сцене, и в кино. Не могу назвать ее актерский путь легким, но она всегда была для меня примером терпения и веры. Все ее роли были безупречно разобраны и сделаны (играя после нее Машу в «Чайке», я какие-то ее наработки даже переняла). И эта способность к разбору, к анализу привела ее в педагогику и режиссуру, где она расцвела и получила общее признание. Я работала с ней как с режиссером, это было, безусловно, интересно. Мало кому из режиссеров я доверяю, а ей верю: она артистка, она знает, каково это изнутри.

Я желаю ей удачи в «Практике» и в МХТ и, конечно, наших новых совместных работ.

Наталья Тенякова

В первый раз мы с Мариной встретились в самом начале 1980-х на съемках телевизионного спектакля «Героини пьес А.Н. Островского», совершенно изумительного. Там был задействован практически весь выпускной курс Олега Николаевича Ефремова, на котором училась Марина: Дима Брусникин, Рома Козак, Саша Феклистов, Полина Медведева, Вера Сотникова... Мы с Мариной были партнершами. Совсем юная, с огромными распахнутыми глазами, она чудесно играла. Спустя десять лет мы встретились уже на сцене МХАТ в спектакле «Блаженный остров» Николая Шейко. Марина, Алена Хованская, моя дочь Дарья, которая была студенткой, – эти прелестные девочки играли моих дочек, а теперь все выросли в мастеров, и я счастлива этому обстоятельству.

Прошло достаточное количество лет, Марина стала очень красивой, элегантной женщиной, замечательным педагогом и режиссером. И вот нас вновь объединила работа – она поставила спектакль по пьесе Юлии Тупикиной «Офелия боится воды». Репетировать было безумно интересно! Мы все совпали в отношении к пьесе, к поднятым в ней проблемам (а их там масса), было много идей, мыслей... После репетиций даже не хотелось расставаться, и все благодаря Маше – она была нашим лидером. Это была плодотворная работа, и я рада, что спектакль имеет большой успех у зрителей.

Я сама частый зритель литературных вечеров во МХАТе, которые Марина придумала и много лет делает. Ее вкус совершенно великолепен, она досконально знает современную литературу и, разумеется, классику. А недавно они с Сергеем Васильевичем Женовачом решили вспомнить репертуар старого МХАТа и сделали несколько прекрасных, как они это называют, «читок» под общим названием «Память места». Но это не читки! Это настоящие спектакли! И я надеюсь, что это начинание будет продолжаться.

В жизни Марины было настоящее счастье: любовь, дружба и уважение с ее мужем Дмитрием Брусникиным. Его уже нет с нами, и это ужасное горе. Они всегда были вместе, мыслили вместе, преподавали, как говорится, смотрели в одну сторону. Марина продолжает его дело, и, я думаю, это дает ей силы.

Я очень ее люблю и ценю, рада, что мы вместе работаем. Поздравляя ее с юбилеем, я желаю ей душевного покоя, больших, хороших работ и исполнения ее желаний, какой-то заветной мечты. Пусть она остается самой собой: красивой, славной, умной и прекрасной нашей Мариной.

Журнал «Театрал» поздравляет Марину Брусникину с юбилеем и искренне желает неиссякаемости энергии, оптимизма, успеха в реализации ярких идей и начинаний! И конечно же, новых встреч на церемонии премии «Звезда Театрала», где совсем недавно её спектакль «Человек из Подольска Сережа очень тупой» (театр «Практика») стал лауреатом.

Новых Вам номинаций и побед, дорогая Марина Станиславовна! 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Кустурица снимет три фильма по Гоголю

    Эмир Кустурица планирует снять три фильма по произведениям Гоголя, об этом режиссер рассказал «Известиям». Кустурица назвал творчество Гоголя «самым мощным примером реалистичной литературы». Он считает необходимым создать три фильма, так как они оставят более сильное впечатление, чем одна картина. ...
  • В Мариинке состоится премьера симфонии «Слава Отчизне»

    6 февраля в концертном зале Мариинского театра состоится мировая премьера Симфонии № 4 «Слава Отчизне» Гавриила Попова.   Как рассказали в Мариинском театре, в отличие от трех предшествующих симфоний ленинградского композитора Гавриила Попова, четвертая написана для смешанного хора и солистов без участия оркестра. ...
  • В Москве открывают выставку к 100-летию Гайдая

    Российская государственная библиотека со 2 по 13 февраля проведет выставку к столетию кинорежиссера и сценариста Леонида Гайдая.   Экспозиция расскажет о творческой деятельности Леонида Гайдая с момента выхода его дебютного фильма «Долгий путь» (1956) и до премьеры фильма «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992). ...
  • К 125-летию МХТ учредили премию

    В Москве прошло заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 125-летия основания Московского Художественно-Общедоступного театра. В план празднования вошли свыше 50 мероприятий. МХТ учредил премию Московского Художественного театра, которая будет вручаться ежегодно. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
Читайте также