Надувательская земля

В Театре им.Моссовета поставили гоголевских «Игроков»

 

В пространстве «Сцены Под крышей» в рамках программы по работе с молодой режиссурой Театра Моссовета вышла премьера «Игроков» Гоголя в постановке Павла Пархоменко. Любопытно, что классическая комедия, уже 180 лет не сходящая со сцены, оказалась интересна и востребована, прежде всего, у молодежной аудитории.
         
– «Хитри после этого! Употребляй тонкость ума! Изощряй, изыскивай средства!.. Чорт побери, не стоит просто ни благородного рвенья, ни трудов. Тут же под боком отыщется плут, который тебя переплутует! Мошенник, который за один раз подорвет строение, над которым работал несколько лет!» - итожит свои размышления о надувательской земле Ихарев.  Месяца  не прошло, как он объегорил некоего полковника Чеботарева, выиграв у него восемьдесят тысяч рублей. И так хотелось продолжить подвиги. Но встретился с мошенниками, которые самого «обули» и так чисто все обставили, что только и остается, что рвать на себе волосы в гостиничном номере...
            
Анекдот об обманутом шулерами шулере превращается у Гоголя в настоящее исследование одной из важнейших и характернейших черт русской      жизни, а именно какой-то всеобщей снисходительности к удачливому мошеннику, к плуту, к шулеру.   Вплоть до хрестоматийного: «но ворюги мне милей, чем кровопийцы». Милей, наверное.  Но как тяжко жить в обществе,  где порядочных людей с фонарем не отыщешь. Среди персонажей «Игроков» нет ни одного честного человека. Все «в доле» (или верят, что они в доле), все мечтают залезть в карман ближнего своего и завидуют капиталам дальнего. Когда лже-Замухрышкин (Владислав Боковин) вздыхает о дворце, который отгрохал отец-губернатор, – вся честная компания фальшиво-громко возмущается и завистливо примеривает на свои доходы.

Зрительный зал на классический текст реагирует как на свежий пост в телеграмм-канале: «во дает, каналья!», – равно радуясь и тексту Гоголя, и вставленным цитатам дня сегодняшнего («в стране денег нет, но вы держитесь»)...     

Пьеса «Игроки» считается Гоголем незаконченной. Гоголь, вопреки традициям, не предпослал пьесе список действующих лиц (что можно объяснить специфичностью интриги, где зритель до последней минуты обманывается в смысле происходящего). Не определил писатель и жанр своей пьесы, так что постановщику дан карт-бланш и в определении жанра спектакля (драма или все-таки комедия, фарс или бытовая зарисовка с натуры).       

Павел Пархоменко вместе с командой молодых артистов Театра Моссовета увидел в «Игроках» страшное и тошное в своей узнаваемости  родное наше «зазеркалье», где любая морда может оказаться маской, а истинное лицо окажется страшнее любой придуманной отвратительной личины. 

На сцене – типовой гостиничный номер: портье (Олег Отс) пылесосит ковер, складывает в мусорный мешок разбросанные носки, брезгливо извлекает из диванных недр забытый лифчик. В комнату стремительно входит новый постоялец –  Ихарев (Дмитрий Савкин).  И уже на второй фразе начинает выспрашивать: кто еще живет здесь, играют ли господа и можно ли их пригласить?

Господа скоро появятся, отдадут должное закускам и шампанскому и сядут к карточному столу.
– Хотите вы держать банчик?      

О шулерской игре времен Гоголя известно, что «некоторые родовитые дворяне не брезговали прибегать к крапленым картам, «исправляя ошибки фортуны». На лето игроки переносили свои действия на ярмарки, спаивая и обирая простодушных. Уголовная хроника, свидетельства мемуаристов, художественная литература сохранили красочные рассказы о подвигах шулеров».

Карты летают над столом, глаза игроков скрывают черные очки. И очень скоро Утешительный (Митя Федоров), ясноглазый, золотоволосый, с медовым голосом, –  предложит «перестать тратить попусту заряды», поскольку все тут мастера игры. И они втроем готовы отдать должное шулерскому таланту Ихарева. Слаб человек! Ихарев так счастлив, что можно расслабиться «среди своих», так горд похвалой товарищей по цеху, так жаждет «войти в группу единомышленников», что тотчас глотает «наживку». И даже делится заветным –  платиновой блондинкой, карточной колодой Аделаидой Ивановной, над которой чуть глаз не лишился... И в этой подслеповатой эйфории его уже не смутит ни опустошивший полочку со спиртным в его холодильнике ханжа Глов-старший (Владимир Прокошин). Ни палящий из табельного пистолета в гостинице бравый Кугель (Михаил Филиппов). Ни зловещий качок Швохнев (Марк Вдовин). Ни Глов-младший (Антон Аносов), подозрительно похожий на гопника, но разглагольствующий о гусарах...

На всей компании его новых корешей клейма негде ставить. Но Ихарев, ослепленный радужными перспективами, не замечает ничего подозрительного. Да и кто готов признавать «темные пятна» единомышленников?  Почему мы так легко верим в самый невероятный обман, если он льстит нашему самолюбию, и так упорно отвергаем нельстящую нам реальность? 

С гоголевских времен ничто не изменилось.  И Павел Пархоменко  со своей командой исследует этот феномен с веселым азартом.

Выпускник Олега Кудряшова, одного из лучших педагогов страны, Пархоменко демонстрирует прекрасное владение сценическим ритмом (тут велик вклад композитора Родиона Аверьянова, создавшего акустическое пространство спектакля).        

В финале обманутый Ихарев собирается продолжить путь (благо, Аделаида Ивановна осталась с ним). А номер гостиницы ждет нового постояльца...
 

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • «Каждый, кто учился у Мягкова, гордится, что был его учеником»

    Андрей Мягков  был родом из семьи ленинградских интеллигентов. Отец – профессор технологического института, мама – инженер-механик. Сам Андрей Васильевич окончил химико-технологический институт, но приехавшая из Школы-студии МХАТ комиссия кардинально изменила его судьбу. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Умер Андрей Мягков

    Актер Андрей Мягков умер в возрасте 82 лет, сообщила пресс-служба МХТ им. Чехова.  Прощание с Андреем Мягковым пройдет в МХТ им. Чехова 20 февраля. В 10. 00 начнется гражданская панихида в театре, после нее - отпевание в Храме Воскресения Словущего на Успенском вражке. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Как остаться человеком, а не частью системы»

    Театр «Сатирикон» представил первую в 2021 году премьеру – спектакль «Близкие друзья» режиссера Сергея Сотникова по повести Евгения Водолазкина. Спектакль рассказывает о трех друзьях из Германии, которых разлучила Вторая мировая война. ...
  • Последний герой: «Бэтмен против Брежнева»

    Что делал бы Бэтмен, будь он не американским миллиардером, а советским гражданином в эпоху застоя? В спектакле-фантасмагории Саши Денисовой это тишайший писатель-неудачник, очень осторожный, не конфликтный и исключительно порядочный человек. ...
  • Надувательская земля

    В пространстве «Сцены Под крышей» в рамках программы по работе с молодой режиссурой Театра Моссовета вышла премьера «Игроков» Гоголя в постановке Павла Пархоменко. Любопытно, что классическая комедия, уже 180 лет не сходящая со сцены, оказалась интересна и востребована, прежде всего, у молодежной аудитории. ...
  • Чацкий вернулся с митинга

    У каждой эпохи свой «Гамлет» и свое «Горе от ума». Удивительная пьеса Грибоедова уже 200 лет остается лакмусовой бумажкой общества: изменилось ли в нашем отечестве хоть что-нибудь иль нет? Раньше казалось, что да – изменилось, и речи Чацкого уже не трогали так сильно, и симпатии порой оказывались на стороне Фамусова, озабоченного не разрушением, но созиданием и сохранением – дома, семьи. ...
Читайте также