Надувательская земля

В Театре им.Моссовета поставили гоголевских «Игроков»

 
В пространстве «Сцены Под крышей» в рамках программы по работе с молодой режиссурой Театра Моссовета вышла премьера «Игроков» Гоголя в постановке Павла Пархоменко. Любопытно, что классическая комедия, уже 180 лет не сходящая со сцены, оказалась интересна и востребована, прежде всего, у молодежной аудитории.
         
– «Хитри после этого! Употребляй тонкость ума! Изощряй, изыскивай средства!.. Чорт побери, не стоит просто ни благородного рвенья, ни трудов. Тут же под боком отыщется плут, который тебя переплутует! Мошенник, который за один раз подорвет строение, над которым работал несколько лет!» - итожит свои размышления о надувательской земле Ихарев.  Месяца  не прошло, как он объегорил некоего полковника Чеботарева, выиграв у него восемьдесят тысяч рублей. И так хотелось продолжить подвиги. Но встретился с мошенниками, которые самого «обули» и так чисто все обставили, что только и остается, что рвать на себе волосы в гостиничном номере...
            
Анекдот об обманутом шулерами шулере превращается у Гоголя в настоящее исследование одной из важнейших и характернейших черт русской      жизни, а именно какой-то всеобщей снисходительности к удачливому мошеннику, к плуту, к шулеру.   Вплоть до хрестоматийного: «но ворюги мне милей, чем кровопийцы». Милей, наверное.  Но как тяжко жить в обществе,  где порядочных людей с фонарем не отыщешь. Среди персонажей «Игроков» нет ни одного честного человека. Все «в доле» (или верят, что они в доле), все мечтают залезть в карман ближнего своего и завидуют капиталам дальнего. Когда лже-Замухрышкин (Владислав Боковин) вздыхает о дворце, который отгрохал отец-губернатор, – вся честная компания фальшиво-громко возмущается и завистливо примеривает на свои доходы.

Зрительный зал на классический текст реагирует как на свежий пост в телеграмм-канале: «во дает, каналья!», – равно радуясь и тексту Гоголя, и вставленным цитатам дня сегодняшнего («в стране денег нет, но вы держитесь»)...     

Пьеса «Игроки» считается Гоголем незаконченной. Гоголь, вопреки традициям, не предпослал пьесе список действующих лиц (что можно объяснить специфичностью интриги, где зритель до последней минуты обманывается в смысле происходящего). Не определил писатель и жанр своей пьесы, так что постановщику дан карт-бланш и в определении жанра спектакля (драма или все-таки комедия, фарс или бытовая зарисовка с натуры).       

Павел Пархоменко вместе с командой молодых артистов Театра Моссовета увидел в «Игроках» страшное и тошное в своей узнаваемости  родное наше «зазеркалье», где любая морда может оказаться маской, а истинное лицо окажется страшнее любой придуманной отвратительной личины. 

На сцене – типовой гостиничный номер: портье (Олег Отс) пылесосит ковер, складывает в мусорный мешок разбросанные носки, брезгливо извлекает из диванных недр забытый лифчик. В комнату стремительно входит новый постоялец –  Ихарев (Дмитрий Савкин).  И уже на второй фразе начинает выспрашивать: кто еще живет здесь, играют ли господа и можно ли их пригласить?

Господа скоро появятся, отдадут должное закускам и шампанскому и сядут к карточному столу.
– Хотите вы держать банчик?      

О шулерской игре времен Гоголя известно, что «некоторые родовитые дворяне не брезговали прибегать к крапленым картам, «исправляя ошибки фортуны». На лето игроки переносили свои действия на ярмарки, спаивая и обирая простодушных. Уголовная хроника, свидетельства мемуаристов, художественная литература сохранили красочные рассказы о подвигах шулеров».

Карты летают над столом, глаза игроков скрывают черные очки. И очень скоро Утешительный (Митя Федоров), ясноглазый, золотоволосый, с медовым голосом, –  предложит «перестать тратить попусту заряды», поскольку все тут мастера игры. И они втроем готовы отдать должное шулерскому таланту Ихарева. Слаб человек! Ихарев так счастлив, что можно расслабиться «среди своих», так горд похвалой товарищей по цеху, так жаждет «войти в группу единомышленников», что тотчас глотает «наживку». И даже делится заветным –  платиновой блондинкой, карточной колодой Аделаидой Ивановной, над которой чуть глаз не лишился... И в этой подслеповатой эйфории его уже не смутит ни опустошивший полочку со спиртным в его холодильнике ханжа Глов-старший (Владимир Прокошин). Ни палящий из табельного пистолета в гостинице бравый Кугель (Михаил Филиппов). Ни зловещий качок Швохнев (Марк Вдовин). Ни Глов-младший (Антон Аносов), подозрительно похожий на гопника, но разглагольствующий о гусарах...

На всей компании его новых корешей клейма негде ставить. Но Ихарев, ослепленный радужными перспективами, не замечает ничего подозрительного. Да и кто готов признавать «темные пятна» единомышленников?  Почему мы так легко верим в самый невероятный обман, если он льстит нашему самолюбию, и так упорно отвергаем нельстящую нам реальность? 

С гоголевских времен ничто не изменилось.  И Павел Пархоменко  со своей командой исследует этот феномен с веселым азартом.

Выпускник Олега Кудряшова, одного из лучших педагогов страны, Пархоменко демонстрирует прекрасное владение сценическим ритмом (тут велик вклад композитора Родиона Аверьянова, создавшего акустическое пространство спектакля).        

В финале обманутый Ихарев собирается продолжить путь (благо, Аделаида Ивановна осталась с ним). А номер гостиницы ждет нового постояльца...
 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Ушел из жизни Илья Кабаков

    В возрасте 89 лет умер художник-концептуалист Илья Кабаков. Об этом сообщил Фонд Ильи и Эмилии Кабаковых. Публичная поминальная служба состоится через несколько недель. Причина смерти не уточняется. «С глубокой скорбью мы сообщаем о кончине Ильи Кабакова, великого художника, философа, любимого мужа, драгоценного отца и обожаемого дедушки. ...
  • Сезон утраченной любви

    В первом летнем номере «Театрала» мы обычно всегда подводили итоги уходящего сезона. И всегда это делали на позитивной ноте, вспоминая лучшие постановки, громкие события и неожиданные открытия. При этом никогда не забывали напомнить зрителям, что 15 июня завершается прием заявок на премию «Звезда Театрала» и что всем, кто еще не успел номинировать своих кумиров, следует поторопиться, чтобы не упустить шанс выразить таким образом свою любовь к театру. ...
  • Григорий Михнов-Вайтенко: «Все равно люди находят возможность творить»

    Российский религиозный и общественный деятель, епископ Апостольской православной церкви Григорий МИХНОВ-ВАЙТЕНКО высказал «Театралу» свое мнение об этических принципах, которые должны быть в основе государства, о разрыве между декларируемым и реальным состоянием общества и о необходимости духовного развития. ...
  • На Симоновской сцене увековечили Вячеслава Шалевича

    Сегодня, 26 мая, на Симоновской сцене Театра Вахтангова открыли бюст народного артиста, лауреата Государственной премии России Вячеслава Шалевича. В вахтанговскую труппу он был принят сразу после Щукинского училища, в один день с Лановым и Ливановым, посвятил Театру Вахтангова всю свою творческую жизнь и параллельно 15 лет руководил Театром им. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Есть надежда?

    Последний спектакль Андрея Могучего как худрука БДТ «Материнское сердце» – о могучей силе русского народа. По-другому не скажешь. Невеселые рассказы Шукшина смонтированы таким образом, чтобы рассказать о материнской муке простой женщины, едущей спасать сына. ...
  • «Рок-звезда Моцарт»

    Ученик Римаса Туминаса, а теперь главный режиссер Театра Вахтангова, Анатолий Шульев сделал спектакль, где всё сыграно, как по нотам, очень технично и чисто, на энергичном allegro в первом действии и траурном andante во втором – сравнения с музыкальным исполнением напрашиваются сами собой. ...
  • Ольга Егошина: «Не надо разрушать храмы и театры – аукнется!»

    Когда меня спрашивали о моем отношении к МДТ, я обычно цитировала фразу Горького о его отношении к Художественному театру: «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. ...
  • Театральные деятели поручились за Женю Беркович

    Артисты, художественные руководители театров, руководители благотворительных фондов и журналисты подписали личные поручительства за режиссерку Женю Беркович, дело об оправдании терроризма которой сегодня рассматривает Замоскворецкий суд Москвы. ...
Читайте также