«Как остаться человеком, а не частью системы»

«Сатирикон» представил премьеру «Близкие друзья»

 

Театр «Сатирикон» представил первую в 2021 году премьеру – спектакль «Близкие друзья» режиссера Сергея Сотникова по повести Евгения Водолазкина. Спектакль рассказывает о трех друзьях из Германии, которых разлучила Вторая мировая война.   

Повесть Евгения Водолазкина основана отчасти на реальных событиях. Автор вспоминает, что его настолько впечатлила история двух сослуживцев, которую он прочел в немецкой газете, что он сделал ее частью своего сюжета. Когда один из немцев погиб на фронте в России, другой запаял его в самодельный цинковый гроб и возил с собой до тех пор, пока не смог отправить самолетом тело убитого в Германию.

– История двух друзей, которую я прочитал в газете, меня поразила, но любовной линии в ней не было, – рассказывает писатель. – Я придумал любовную линию и подчеркнутый эротизм всего происходящего как витальность, неистребимый вкус к жизни. Их дружба очень чувственная. И вот эта странная пара: любовь и смерть, Эрос и Танатос. На их контрасте во многом построена повесть и ее инсценировка.

Близкие друзья из Германии. Молодые, влюбленные, они дают друг другу слово, что будут похоронены вместе на Мюнхенском кладбище. Их крепкую дружбу однажды прервет женитьба Эрнестины (Алена Разживина) и Ханса (Ярослав Медведев). Чувствуя себя отверженным, Ральф (Даниил Пугаев) решает заняться военной карьерой, он поступает в офицерское училище, а преодоление трудностей становится одной его немногих радостей. После долгой разлуки два друга, уже профессиональный военный и рядовой, встречаются на фронте.

В постановке педагог, режиссер и актер Сергей Сотников использует особый театральный язык. Это отметил и худрук «Сатирикона» Константин Райкин и Евгений Водолазкин, который впервые встретился с режиссером на пресс-показе спектакля.  
      
– Я считаю, что это редкий по совершенству театральный продукт, – говорит Константин Райкин. – Это особый театральный язык, который действует даже сильнее, чем повесть, и я имел смелость сказать это Евгению Германовичу (Водолазкину), потому что он знает, как сильно я его люблю как писателя. Это пронзительное произведение. Я давно такого в театре не видел. Еще этот спектакль лично для меня означает очень важный этап в жизни: все, кто здесь работает – мои ученики, включая режиссера. И я увидел, как мои дети выросли. Они делают то, что я уже не умею. Я не умею говорить таким театральным языком, так современно, нежно, чувственно, чисто, совершенно. У меня наступили дни счастья.

Сослуживцев на войне делают счастливыми письма Эрнестины. Жизнь на фронте в чужой стране протекала в другом измерении, а смерть стала обычным явлением. Оптимизм трех друзей поддерживался их обещанием друг другу быть вместе до конца.

– Человек всегда должен оставаться человеком, несмотря на страшные события, катастрофы мировой истории. И он им остается, – говорит Водолазкин. – Удивительно, насколько это человеческое начало отражено в спектакле, насколько отражено чувство от сердца к сердцу. Я довольно долго жил в Мюнхене, и ко мне несколько раз подходили старики-немцы, просили прощения за войну. Я отвечал, что не вправе прощать или не прощать. Это мои деды воевали – они могли, а я нет. Но вместе с тем, я понимал, что это люди, которые очень сильно, искренне переживают чувство вины. Их ключевую фразу «никогда больше» я очень хорошо прочувствовал в спектакле. Для меня его ценность среди прочего состоит в том, что он вроде бы уходит от прямого следования тексту, но совершенно иначе и очень точно выражает то, что я хотел сказать и сказал.

Эта история о том, как война ворвалась в жизнь молодых людей и разлучила их. Но несмотря на трагизм происходящего, спектакль наполнен юмором и любовью. Зритель наблюдает главных героев на протяжении всей их жизни – совершенно юными вначале и уже пенсионерами, когда вдвоем они отправляются в Россию, чтобы преодолеть путь, пройденный Ральфом в войну.
      
– Почему именно это произведение? Для меня это обстоятельства на уровне Шекспира. XX век – самые страшные обстоятельства, которые были в истории человечества, – говорит режиссер Сергей Сотников. – Главный вопрос: как в мясорубке истории остаться человеком, а не частью системы, идеи, концепции? Через что? Вот через благородство, сострадание, честность, открытость.

Спектакль, как и повесть Водолазкина, показывает всю бессмысленность войны в глазах простого человека. Напоминает об ужасах войны, чтобы никогда больше не допустить их повторения. 

– Фашизм всегда рядом, это надо помнить. Мы в свое время победили фашистскую Германию. Но фашизм – это слишком сложное и изворотливо-живучее явление, это один из видов зла, с ним невозможно расправиться раз и навсегда. С фашизмом нужно бороться ежедневно и всю жизнь, – поясняет Константин Райкин. – И еще он обладает лицедейскими способностями. Зло вообще все время лицедействует и рядится под добро. Поэтому фашизм спрятан под всякими очень красиво звучащими лозунгами. 

Я поздравляю будущих зрителей с тем впечатлением, которое, я уверен, они получат, потому что это произведение высокого христианского звучания. Мне кажется, в наше время озлобленности, конфронтации, «скрежета зубов» очень важно возвращать людей к основам традиционных духовных ценностей. Христианство – это человеколюбие, а происходящее в спектакле очень гуманно, в этом есть глубинный, сильнейший призыв к гуманизму.

Ближайшие показы спектакля «Близкие друзья» состоятся 4, 5 и 28 марта в Центральном Доме актера.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

  • «И неотвратим конец пути»

    Граф Глостер вздыхал: «Недавние солнечное и лунное затмения не сулят нам ничего доброго». Побочный сын Эдмунд насмехался над суеверием отца, и практически все зрители шекспировской трагедии были с ним согласны. Но вот впервые слова Глостера были восприняты всерьез. ...
  • «Как остаться человеком, а не частью системы»

    Театр «Сатирикон» представил первую в 2021 году премьеру – спектакль «Близкие друзья» режиссера Сергея Сотникова по повести Евгения Водолазкина. Спектакль рассказывает о трех друзьях из Германии, которых разлучила Вторая мировая война. ...
  • Последний герой: «Бэтмен против Брежнева»

    Что делал бы Бэтмен, будь он не американским миллиардером, а советским гражданином в эпоху застоя? В спектакле-фантасмагории Саши Денисовой это тишайший писатель-неудачник, очень осторожный, не конфликтный и исключительно порядочный человек. ...
  • Надувательская земля

    В пространстве «Сцены Под крышей» в рамках программы по работе с молодой режиссурой Театра Моссовета вышла премьера «Игроков» Гоголя в постановке Павла Пархоменко. Любопытно, что классическая комедия, уже 180 лет не сходящая со сцены, оказалась интересна и востребована, прежде всего, у молодежной аудитории. ...
Читайте также