«Как остаться человеком, а не частью системы»

«Сатирикон» представил премьеру «Близкие друзья»

 

Театр «Сатирикон» представил первую в 2021 году премьеру – спектакль «Близкие друзья» режиссера Сергея Сотникова по повести Евгения Водолазкина. Спектакль рассказывает о трех друзьях из Германии, которых разлучила Вторая мировая война.   

Повесть Евгения Водолазкина основана отчасти на реальных событиях. Автор вспоминает, что его настолько впечатлила история двух сослуживцев, которую он прочел в немецкой газете, что он сделал ее частью своего сюжета. Когда один из немцев погиб на фронте в России, другой запаял его в самодельный цинковый гроб и возил с собой до тех пор, пока не смог отправить самолетом тело убитого в Германию. Писатель поясняет, что добавил в повесть любовную линию: по сюжету, оба влюблены в подругу детства.   

– История двух друзей, которую я прочитал в газете, меня поразила, – рассказывает писатель. – Я придумал любовную линию и подчеркнутый эротизм всего происходящего как витальность, неистребимый вкус к жизни. Их дружба очень чувственная. И вот эта странная пара: любовь и смерть, Эрос и Танатос. На их контрасте во многом построена повесть и ее инсценировка.

Близкие друзья из Германии. Молодые, влюбленные, они дают друг другу слово, что будут похоронены вместе на Мюнхенском кладбище. Их крепкую дружбу однажды прервет женитьба Эрнестины (Алена Разживина) и Ханса (Ярослав Медведев). Чувствуя себя отверженным, Ральф (Даниил Пугаев) решает заняться военной карьерой, он поступает в офицерское училище, а преодоление трудностей становится одной его немногих радостей. После долгой разлуки два друга, уже профессиональный военный и рядовой, встречаются на фронте.

В постановке педагог, режиссер и актер Сергей Сотников использует особый театральный язык. Это отметил и худрук «Сатирикона» Константин Райкин и Евгений Водолазкин, который впервые встретился с режиссером на пресс-показе спектакля.  
      
– Я считаю, что это редкий по совершенству театральный продукт, – говорит Константин Райкин. – Это особый театральный язык, который действует даже сильнее, чем повесть, и я имел смелость сказать это Евгению Германовичу (Водолазкину), потому что он знает, как сильно я его люблю как писателя. Это пронзительное произведение. Я давно такого в театре не видел. Еще этот спектакль лично для меня означает очень важный этап в жизни: все, кто здесь работает – мои ученики, включая режиссера. И я увидел, как мои дети выросли. Они делают то, что я уже не умею. Я не умею говорить таким театральным языком, так современно, нежно, чувственно, чисто, совершенно. У меня наступили дни счастья.

Сослуживцев на войне делают счастливыми письма Эрнестины. Жизнь на фронте в чужой стране протекала в другом измерении, а смерть стала обычным явлением. Оптимизм трех друзей поддерживался их обещанием друг другу быть вместе до конца.

– Человек всегда должен оставаться человеком, несмотря на страшные события, катастрофы мировой истории. И он им остается, – говорит Водолазкин. – Удивительно, насколько это человеческое начало отражено в спектакле, насколько отражено чувство от сердца к сердцу. Я довольно долго жил в Мюнхене, и ко мне несколько раз подходили старики-немцы, просили прощения за войну. Я отвечал, что не вправе прощать или не прощать. Это мои деды воевали – они могли, а я нет. Но вместе с тем, я понимал, что это люди, которые очень сильно, искренне переживают чувство вины. Их ключевую фразу «никогда больше» я очень хорошо прочувствовал в спектакле. Для меня его ценность среди прочего состоит в том, что он вроде бы уходит от прямого следования тексту, но совершенно иначе и очень точно выражает то, что я хотел сказать и сказал.

Эта история о том, как война ворвалась в жизнь молодых людей и разлучила их. Но несмотря на трагизм происходящего, спектакль наполнен юмором и любовью. Зритель наблюдает главных героев на протяжении всей их жизни – совершенно юными вначале и уже пенсионерами, когда вдвоем они отправляются в Россию, чтобы преодолеть путь, пройденный Ральфом в войну.
      
– Почему именно это произведение? Для меня это обстоятельства на уровне Шекспира. XX век – самые страшные обстоятельства, которые были в истории человечества, – говорит режиссер Сергей Сотников. – Главный вопрос: как в мясорубке истории остаться человеком, а не частью системы, идеи, концепции? Через что? Вот через благородство, сострадание, честность, открытость.

Спектакль, как и повесть Водолазкина, показывает всю бессмысленность войны в глазах простого человека. Напоминает об ужасах войны, чтобы никогда больше не допустить их повторения. 

– Фашизм всегда рядом, это надо помнить. Мы в свое время победили фашистскую Германию. Но фашизм – это слишком сложное и изворотливо-живучее явление, это один из видов зла, с ним невозможно расправиться раз и навсегда. С фашизмом нужно бороться ежедневно и всю жизнь, – поясняет Константин Райкин. – И еще он обладает лицедейскими способностями. Зло вообще все время лицедействует и рядится под добро. Поэтому фашизм спрятан под всякими очень красиво звучащими лозунгами. 

Я поздравляю будущих зрителей с тем впечатлением, которое, я уверен, они получат, потому что это произведение высокого христианского звучания. Мне кажется, в наше время озлобленности, конфронтации, «скрежета зубов» очень важно возвращать людей к основам традиционных духовных ценностей. Христианство – это человеколюбие, а происходящее в спектакле очень гуманно, в этом есть глубинный, сильнейший призыв к гуманизму.

Ближайшие показы спектакля «Близкие друзья» состоятся 4, 5 и 28 марта в Центральном Доме актера.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Черно-белый карнавал»: «Театр» Моэма в «Современнике»

    От романа Моэма в своем «Театре» Владимир Панков оставил один каркас, а содержанием сделал тотальную игру. Когда она начинается, а когда ставится на паузу, сказать трудно – «монтажные склейки» почти не видны. ...
  • Премьера генеральной репетиции

    Дмитрий Крымов поставил со своим художником Марией Трегубовой, своим композитором Кузьмой Бодровым, свою пьесу – с «чужими» актерами, которые стали своими. Актеры разных поколений Театра Фоменко, кажется, мгновенно превратились в Лабораторию Крымова. ...
  • Вышел в свет майский «Театрал»

    На страницах заключительного весеннего номера (см. подписка и где купить) вы прочтете: - как в Малом театре сошлись все зведы: фоторепортаж о премьере «Мертвых душ»; - что всегда восхищало Александра Ширвиндта в Георгии Менглете; - зачем Сергей Женовач обратился к Юрию Олеше; - что Евгений Водолазкин считает главным в разговоре о войне; - чем современное законодательство напоминает Михаилу Федотову театр абсурда; - почему большинство зрителей мечтают о продлении театрального сезона: колонка главреда Валерия Якова; - где Таисия Вилкова решила «играть по-крупному»; - чем интересна мировая премьера «Орландо» в Большом театре; - какие фильмы о войне предпочитает Григорий Антипенко; - кого выбирает публика: продолжается прием заявок на премию «Звезда Театрала»; - почему продюсер Леонид Роберман считает себя волком-одиночкой; - кто приедет на продюсерский фестиваль в Театр им. ...
  • Заговор «лузеров»

    Устойчивый интерес Сергея Женовача к литературе 20-х и 30-х годов уже сложился в цикл спектаклей о ранней Стране Советов: Эрдман, Булгаков, Хармс, теперь – Олеша. И «сшит» этот театральный гипертекст темой «лишнего человека», которого эпоха выдавливает, как пасту из тюбика. ...
Читайте также