«Не надо кидаться в крайности»

 
Оптимальна ли сегодня система репертуарных театров? Или то, что принято на Западе, больше подходит для оперы? На вопрос «Театрала» отвечает художественный руководитель оперы Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Александр ТИТЕЛЬ.
– На самом деле на Западе существует две системы: репертуарный театр и стаджионе. Внутри каждой системы есть некоторые вариации. В чистом виде система стаджионе действует в Италии, Франции, Англии (за исключением репертуарного театра English National Opera). Что это такое? Существует театр: здание, администрация, обслуживающий персонал, оркестр и хор (для которых, как правило, работа в театре сочетается с самостоятельной концертной деятельностью). Все солисты – приглашенные. Полтора месяца порепетировали, сыграли – когда 8 спектаклей, когда 3 (в зависимости от масштаба города). В результате за год 40–60 спектаклей плюс несколько концертов.

Немецко-австрийский театр совсем другой. Это типичный репертуарный театр, у него есть два отличия от русского репертуарного театра, но они не коренные. Первое – в этих театрах, где есть своя постоянная труппа, существует и система приглашения «гостей». Чем богаче театр, тем чаще приглашаются «гости» и тем они именитее. У Штаатс Опер – большой кошелек. Она пригласит дорогих певцов. У Комише Опер – кошелек меньше, и они пригласят уже других исполнителей. Второе отличие в том, что они играют блоками. Мы играем, допустим, 14 оперных спектаклей в месяц. А Штаатс Опер – 18. Но мы играем 14 разных названий, а они – 6 названий, но по 3 раза. А наша публика не привыкла «блоками». Она не пойдет на 4 «Онегина» подряд.

В 2009 году в Будапеште состоялась очередная конференция Opera Europa (организация, объединяющая свыше 200 оперных театров Европы, в работе которой участвуют также театры из Америки, Азии, Австралии, Африки. На своих конференциях ОЕ обсуждает актуальные вопросы и проблемы жизнедеятельности оперных театров мира). Одной из тем была: «Репертуарный театр и театр стаджионе». Общее обсуждение предваряли два доклада, сделанные Адамом Фишером – главным дирижером Венгерской государственной оперы (репертуарный театр) и Сержем Дорни – генеральным директором Национальной оперы Лиона (стаджионе). Пикантность ситуации заключалась в том, что каждый докладчик не хвалил, а, напротив, критиковал свою систему. Плюсы и минусы каждой – предмет отдельной, подробной статьи. Но вот главные итоги обсуждения: обе системы дополняют друг друга, взаимодействуют друг с другом. Оперная ситуация, таким образом, развивается в конкуренции. И в очевидной зависимости обеих систем друг от друга. Так, совершенно ясно, что театр стаджионе не может существовать без репертуарного театра, поскольку именно в системе репертуарного театра и постоянной труппы воспитываются и становятся профессионалами экстра-класса те артисты, которые впоследствии участвуют в кастингах в театре стаджионе.

То есть не надо кидаться в крайности. Богатство – в разнообразии. Конечно, правомерны и перспективны попытки организации в России оперного театра, существующего по системе стаджионе. Но делать это надо крайне осторожно, учитывая весь комплекс социальных, организационных, финансовых и прочих моментов в жизни театра и людей, в нем работающих. И помнить, что все равно основой является театр репертуарный. Кстати, для того чтобы свободно развивался театр стаджионе, надо иметь открытый рынок певцов, который очень развит в Европе и пока мало развит у нас. Платят в Европе за такую работу гораздо больше, чем у нас, и приглашать певцов оттуда могут себе позволить 3–4 российских театра. А кто будет петь русские оперы? Ведь на «Князя Игоря» или на «Царскую невесту» не объявишь кастинга в Европе. Засмеют…


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Дом Радио представит сказку и программу-посвящение Стравинскому

    В первый месяц зимы петербургское пространство на Итальянской под руководством Теодора Курентзиса продолжит цикл концертов «Петербургский Союз композиторов в Доме Радио», а также представит остросюжетную сказку. ...
  • В театре Виктюка покажут премьеру «Царь-девица»

    10 и 16 декабря в театре Виктюка представят премьеру «Царь-девица» по поэме Марины Цветаевой. Режиссер постановки – Дмитрий Бозин.   «Взяв за основу старинную сказку, Цветаева создала удивительное пространство, где ветер говорит с морем и люди говорят с ветром и морем, где чувства людские равны стихиям. ...
  • В Москве отпразднуют 90-летие Родиона Щедрина

    16 декабря, в день 90-летия композитора Родиона Щедрина, в Зале Чайковского пройдет юбилейный концерт. На вечере представят основные жанры творчества Щедрина – концерт для фортепиано с оркестром, хоровая музыка, концерт для оркестра, балет. ...
  • Театр Пушкина продолжает «Пушкин LAB»

    8 декабря в музее Пушкина в Москве в рамках проекта «Пушкин LAB» представят моноспектакль «Евгений Онегин. 6 глава» Алексея Рахманова, артиста театра Пушкина. «Моноспектакль актера театра имени Пушкина Алексея Рахманова – это попытка смахнуть пыль времен со строк, знакомых всем нам со школой скамьи. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также