Прошёл ровно год с той поры, как в российском театре закончился самый короткий сезон и начался период тотального карантина. Этот год, несмотря на все мучения и сложности, дал театру бесценный опыт, подтолкнул к новым творческим и стратегическим решениям. Подробнее о них «Театралу» рассказали руководители столичных театров.
ЕВГЕНИЙ ПИСАРЕВ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА им. ПУШКИНА:
– То, что произошло за этот год, безусловно, стало большим стрессом для всех театров. Зато все наносное, случайное, фальшивое ушло и разрушилось само собой. А все, что имело ценность, только утвердилось. И в смысле человеческих взаимоотношений стало ясно, с кем можно «идти в разведку», а с кем нет. Это время во многом проявило нас всех не столько как художников, творцов, а в первую очередь как людей. Человеческие качества в этом тяжелом году оказались важнее. Поэтому хочется и дальше работать в театре прежде всего с порядочными людьми. Что касается Театра им. Пушкина, за полгода текущего сезона мы выпустили четыре премьеры. Это мой спектакль «Ложные признания» по Мариво, Данил Чащин поставил на сцене Филиала «Обычный конец света» по Лагарсу, Игорь Теплов – довлатовский «Заповедник», а Евгений Гришковец – «Между делом» по своей пьесе.
МАРИНА БРУСНИКИНА, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА «ПРАКТИКА»:
– Из главных приобретений прошедшего года – обстоятельства, которые заставили всех нас иначе посмотреть на жизнь, на мир, на театр. Обстоятельства, которые дали возможность как-то мобилизоваться, переформироваться. Одно из приобретений этого года и понимание того, что театр нам всем необходим, потому что с началом театрального сезона зритель вернулся. И, несмотря на все опасности, продолжил и продолжает идти в театр. А театры, несмотря ни на что, продолжили выпуск премьерных спектаклей, сколько прекрасных постановок вышло в театрах за эти полсезона зрители и сами могут убедиться. Думаю, что многое из попыток что-то сделать в новых жанрах в цифровом пространстве стоит продолжать. В онлайн-направлении есть смысл развиваться всем, потому что так развивается мир, это неизбежно. А что из этого получится, что будет актуально, посмотрим. Ещё одним приобретением года считаю и тот факт, что второй по счету «Брусфест» состоялся, несмотря на все трудности. В сегодняшних условиях команде «Брусфеста» удалось невозможное. Конечно, не все планы осуществились, мы смогли привезти и показать не все спектакли, но удалось очень многое, благодаря какой-то невероятной мобилизации, которой научил нас этот год.
ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА «МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО»:
– Самое хорошее, что принёс этот год, это то, что мы стали ещё больше ценить друг друга. Стали ценить возможность личной встречи, возможность собраться всем вместе на репетиции. А как возросла уникальность посещения театра! Сегодня поход зрителя в театр – поступок. И театры в свою очередь стали особенно беречь каждого зрителя. Также за это время большинство театров осознали пользу онлайн-поддержки, которая оказалась необходимой. Активное присутствие театра в сети это уже данность, бессмысленно от этого продолжать отмахиваться, притом, что живого театра она, конечно, никогда не заменит.
ВАДИМ ВЕРНИК, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МХТ им. ЧЕХОВА:
– Прошедший год показал нам, как важно, чтобы все спектакли в репертуаре были на высшем уровне и как важно ценить каждого зрителя. Год дал новый импульс этому двойному процессу. На карантине у актеров было время, чтобы понять, насколько они влюблены в свою профессию. Я вижу, с какой отдачей артисты сейчас играют, как по-новому задышали спектакли! А зрители стали разборчивее подходить к выбору театра, спектакля, драматургии, на которую они идут. В наш театр они идут с прежним огромным желанием. Даже масочный режим, который уже стал некоей обыденностью, не препятствует этому стремлению. Как только разрешили вновь заполнять зрительный зал на 50 процентов, дополнительные билеты были раскуплены мгновенно. В этом сезоне афиша МХТ пополнилась двумя новыми постановками. На Основной сцене свой любопытнейший взгляд на Тургенева в спектакле «Месяц в деревне» представил режиссер Егор Перегудов. На Малой сцене состоялась премьера по повести Андрея Платонова «Ювенильное море» в постановке Натальи Назаровой. Рената Литвинова выпустила спектакль «Звезда нашего периода» по ее же одноименной пьесе. Художественный руководитель театра Сергей Васильевич Женовач в конце марта выпускает «Заговор чувств» по Юрию Олеше. К репетициям спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» приступил режиссер Виктор Кремер. Начинает действовать «Лаборатория режиссерских дебютов». Так что в нашем театре интересная и насыщенная жизнь!
ВИКТОР РЫЖАКОВ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА «СОВРЕМЕННИК»:
– Пандемия и последовавший за ней долгий карантин изменили наш мир безвозвратно. Какие-то сферы жизни понесли большие потери, каким-то удалось сохранить баланс и адаптироваться к новой реальности. Обнажилось множество серьёзных и больных вопросов, от которых человечество уже не в силах просто отмахнуться: они требуют и нашего внимания, и живого участия. Изменился контекст нашей жизни, и театр не может не воспринимать этих перемен, не реагировать на них.
Сегодня уже не получится сделать вид, что всё по-старому – стабильно, знакомо и удобно. Равновесие потеряно, человеческий мир стал еще более уязвим, а нам просто необходимо ответственно осознать, о чём мы будем говорить со зрителем завтра. Про что станем играть наши спектакли? Пандемия не просто повлияла на театральный процесс, а перезапустила его. Карантинные реалии – оторванность от зрителя, невозможность репетировать в привычном режиме, находиться в тесном контакте с коллегами – дали нам всем понять, что театральное сообщество может развиваться только через диалог, открытое, разностороннее взаимодействие. Я имею в виду не просто общение с коллегами, обмен опытом, совместные проекты, но и выход в междисциплинарное пространство – активное сотрудничество с другими культурными и социокультурными институтами, которые пандемия изменила не меньше, чем театр. Что важнее всего, пандемия дала всем нам шанс переосмыслить свои ценности: понять, что выходить на сцену перед полным зрительным залом – это дар; репетировать дни и ночи напролёт – дар; быть рядом с родными и любимыми – тоже дар. Причём бесценный. Карантин дал мощный импульс для сращивания привычных театру форматов коммуникации с онлайн-пространством. Мы все наблюдали, как репетиции перекочевали из репзалов в зум, как читки стали проходить в электронных окнах скайп-конференции. Множество онлайн-проектов, появившихся за прошедшие полгода, – важный опыт. Безусловно, театр продолжит развиваться в этом направлении. Так, за время пандемии у «Современника», благодаря поддержке нашего генерального партнёра фонда Олега Дерипаска «Вольное дело», появилась полноценная digital стратегия, которую совсем скоро мы начнём воплощать в жизнь. Однако ни один из самых продвинутых цифровых каналов коммуникаций не способен заменить живого контакта между актёром и зрителем – того самого контакта, в котором и рождается театр уже много веков. Поэтому сейчас «Современник», как и другие театры, счастлив, что ограничения пусть и частично, но сняты. Что будет дальше – сложно предугадать. В самых трудных ситуациях Олег Павлович Табаков неустанно повторял: «Дело нужно делать!» Вот мы и пытаемся делать свое дело.

– То, что произошло за этот год, безусловно, стало большим стрессом для всех театров. Зато все наносное, случайное, фальшивое ушло и разрушилось само собой. А все, что имело ценность, только утвердилось. И в смысле человеческих взаимоотношений стало ясно, с кем можно «идти в разведку», а с кем нет. Это время во многом проявило нас всех не столько как художников, творцов, а в первую очередь как людей. Человеческие качества в этом тяжелом году оказались важнее. Поэтому хочется и дальше работать в театре прежде всего с порядочными людьми. Что касается Театра им. Пушкина, за полгода текущего сезона мы выпустили четыре премьеры. Это мой спектакль «Ложные признания» по Мариво, Данил Чащин поставил на сцене Филиала «Обычный конец света» по Лагарсу, Игорь Теплов – довлатовский «Заповедник», а Евгений Гришковец – «Между делом» по своей пьесе.

– Из главных приобретений прошедшего года – обстоятельства, которые заставили всех нас иначе посмотреть на жизнь, на мир, на театр. Обстоятельства, которые дали возможность как-то мобилизоваться, переформироваться. Одно из приобретений этого года и понимание того, что театр нам всем необходим, потому что с началом театрального сезона зритель вернулся. И, несмотря на все опасности, продолжил и продолжает идти в театр. А театры, несмотря ни на что, продолжили выпуск премьерных спектаклей, сколько прекрасных постановок вышло в театрах за эти полсезона зрители и сами могут убедиться. Думаю, что многое из попыток что-то сделать в новых жанрах в цифровом пространстве стоит продолжать. В онлайн-направлении есть смысл развиваться всем, потому что так развивается мир, это неизбежно. А что из этого получится, что будет актуально, посмотрим. Ещё одним приобретением года считаю и тот факт, что второй по счету «Брусфест» состоялся, несмотря на все трудности. В сегодняшних условиях команде «Брусфеста» удалось невозможное. Конечно, не все планы осуществились, мы смогли привезти и показать не все спектакли, но удалось очень многое, благодаря какой-то невероятной мобилизации, которой научил нас этот год.

– Самое хорошее, что принёс этот год, это то, что мы стали ещё больше ценить друг друга. Стали ценить возможность личной встречи, возможность собраться всем вместе на репетиции. А как возросла уникальность посещения театра! Сегодня поход зрителя в театр – поступок. И театры в свою очередь стали особенно беречь каждого зрителя. Также за это время большинство театров осознали пользу онлайн-поддержки, которая оказалась необходимой. Активное присутствие театра в сети это уже данность, бессмысленно от этого продолжать отмахиваться, притом, что живого театра она, конечно, никогда не заменит.

– Прошедший год показал нам, как важно, чтобы все спектакли в репертуаре были на высшем уровне и как важно ценить каждого зрителя. Год дал новый импульс этому двойному процессу. На карантине у актеров было время, чтобы понять, насколько они влюблены в свою профессию. Я вижу, с какой отдачей артисты сейчас играют, как по-новому задышали спектакли! А зрители стали разборчивее подходить к выбору театра, спектакля, драматургии, на которую они идут. В наш театр они идут с прежним огромным желанием. Даже масочный режим, который уже стал некоей обыденностью, не препятствует этому стремлению. Как только разрешили вновь заполнять зрительный зал на 50 процентов, дополнительные билеты были раскуплены мгновенно. В этом сезоне афиша МХТ пополнилась двумя новыми постановками. На Основной сцене свой любопытнейший взгляд на Тургенева в спектакле «Месяц в деревне» представил режиссер Егор Перегудов. На Малой сцене состоялась премьера по повести Андрея Платонова «Ювенильное море» в постановке Натальи Назаровой. Рената Литвинова выпустила спектакль «Звезда нашего периода» по ее же одноименной пьесе. Художественный руководитель театра Сергей Васильевич Женовач в конце марта выпускает «Заговор чувств» по Юрию Олеше. К репетициям спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» приступил режиссер Виктор Кремер. Начинает действовать «Лаборатория режиссерских дебютов». Так что в нашем театре интересная и насыщенная жизнь!

– Пандемия и последовавший за ней долгий карантин изменили наш мир безвозвратно. Какие-то сферы жизни понесли большие потери, каким-то удалось сохранить баланс и адаптироваться к новой реальности. Обнажилось множество серьёзных и больных вопросов, от которых человечество уже не в силах просто отмахнуться: они требуют и нашего внимания, и живого участия. Изменился контекст нашей жизни, и театр не может не воспринимать этих перемен, не реагировать на них.
Сегодня уже не получится сделать вид, что всё по-старому – стабильно, знакомо и удобно. Равновесие потеряно, человеческий мир стал еще более уязвим, а нам просто необходимо ответственно осознать, о чём мы будем говорить со зрителем завтра. Про что станем играть наши спектакли? Пандемия не просто повлияла на театральный процесс, а перезапустила его. Карантинные реалии – оторванность от зрителя, невозможность репетировать в привычном режиме, находиться в тесном контакте с коллегами – дали нам всем понять, что театральное сообщество может развиваться только через диалог, открытое, разностороннее взаимодействие. Я имею в виду не просто общение с коллегами, обмен опытом, совместные проекты, но и выход в междисциплинарное пространство – активное сотрудничество с другими культурными и социокультурными институтами, которые пандемия изменила не меньше, чем театр. Что важнее всего, пандемия дала всем нам шанс переосмыслить свои ценности: понять, что выходить на сцену перед полным зрительным залом – это дар; репетировать дни и ночи напролёт – дар; быть рядом с родными и любимыми – тоже дар. Причём бесценный. Карантин дал мощный импульс для сращивания привычных театру форматов коммуникации с онлайн-пространством. Мы все наблюдали, как репетиции перекочевали из репзалов в зум, как читки стали проходить в электронных окнах скайп-конференции. Множество онлайн-проектов, появившихся за прошедшие полгода, – важный опыт. Безусловно, театр продолжит развиваться в этом направлении. Так, за время пандемии у «Современника», благодаря поддержке нашего генерального партнёра фонда Олега Дерипаска «Вольное дело», появилась полноценная digital стратегия, которую совсем скоро мы начнём воплощать в жизнь. Однако ни один из самых продвинутых цифровых каналов коммуникаций не способен заменить живого контакта между актёром и зрителем – того самого контакта, в котором и рождается театр уже много веков. Поэтому сейчас «Современник», как и другие театры, счастлив, что ограничения пусть и частично, но сняты. Что будет дальше – сложно предугадать. В самых трудных ситуациях Олег Павлович Табаков неустанно повторял: «Дело нужно делать!» Вот мы и пытаемся делать свое дело.