Столетие Театра имени Вахтангова отмечает Российская государственная библиотека искусств. 29 марта в Музее читателя РГБИ открывается экспозиция «Вахтанговцы и Библиотека – сто лет вместе».
Экспозиция Музея читателя дает возможность увидеть столетнюю историю знаменитого театра через уникальные материалы, сохранившиеся в фондах РГБИ.

В начале двадцатых годов, готовясь к премьерным постановкам в новом московском театре, режиссеры, художники, артисты, чтобы получить информацию для создания декораций, костюмов, сценических образов, обращались в только что созданную театральную библиотеку. Вахтанговцы не только пользовались библиотечными фондами, но и способствовали их расширению: передавали книги, эскизы костюмов и декораций, фотографии актеров и сцен из спектаклей, театральные программы, пригласительные билеты, ставшие сегодня экспонатами Музея читателя.
Экспозиция Музея читателя дает возможность увидеть столетнюю историю знаменитого театра через уникальные материалы, сохранившиеся в фондах РГБИ.

В начале двадцатых годов, готовясь к премьерным постановкам в новом московском театре, режиссеры, художники, артисты, чтобы получить информацию для создания декораций, костюмов, сценических образов, обращались в только что созданную театральную библиотеку. Вахтанговцы не только пользовались библиотечными фондами, но и способствовали их расширению: передавали книги, эскизы костюмов и декораций, фотографии актеров и сцен из спектаклей, театральные программы, пригласительные билеты, ставшие сегодня экспонатами Музея читателя.
Выставка знакомит с раритетами из коллекции театральных изданий и редких фотографий, которую в течение жизни собирали первый директор музея Театра им. Вахтангова Александр Павлович Газиев и его сын Юрий Александрович – легендарный завлит театра, в частности с фотографией 1915 года Вахтангова с автографом, книгами с дарственными надписями людей искусства, рисунками.
Впервые представлены уникальные дружеские шаржи на своих коллег, сделанные известным артистом Борисом Щукиным.

Борис Щукин. Автошарж
Демонстрируются редчайшие французские издания XIX века, которыми пользовался художник Зиновий Марголин, создавая декорации для бенефисного спектакля Василия Ланового «Фредерик, или Бульвар преступлений» в 2002 году.
Выставка знакомит с эскизами костюмов, работа над которыми велась в стенах библиотеки: работы Владимира Козлинского к «Интервенции» Льва Славина (1933), Натальи Шнайдер-Хачатурян – к пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1963), Бориса Мессерера – к спектаклю по драматическим сценам Марины Цветаевой «Три возраста Казановы» (1985), а также эскизы декораций Иосифа Сумбаташвили к «Иркутской истории» Алексея Арбузова (1959).
Зрители могут сравнить рисунок костюма художника Н. Шнайдер-Хачатурян, платье Клеопатры Львовны Мамаевой, предоставленное Музеем театра, и фотографии из спектакля 1963 года «На всякого мудреца довольно простоты», в котором блистала Людмила Максакова.
Выставка рассказывает о таких легендарных постановках, как «Принцесса Турандот», «Человек с ружьем», «Маскарад», «Иркутская история», «Варшавская мелодия», знаменитых режиссерах Вахтангове, Симонове, Захаве, Туминасе, актерах Борисовой, Ульянове, Яковлеве, Шалевиче и многих других.
К открытию экспозиции Российская государственная библиотека искусств издала комплект открыток с дружескими шаржами 1920-1930-х годов из коллекции рисунков народного артиста СССР Бориса Щукина, хранящейся в фонде оригинальной графики РГБИ. Некоторые шаржи публикуются впервые.
Дружеский шарж на А.Газиева Егора Щукина

Борис Щукин. Автошарж
Демонстрируются редчайшие французские издания XIX века, которыми пользовался художник Зиновий Марголин, создавая декорации для бенефисного спектакля Василия Ланового «Фредерик, или Бульвар преступлений» в 2002 году.
Выставка знакомит с эскизами костюмов, работа над которыми велась в стенах библиотеки: работы Владимира Козлинского к «Интервенции» Льва Славина (1933), Натальи Шнайдер-Хачатурян – к пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1963), Бориса Мессерера – к спектаклю по драматическим сценам Марины Цветаевой «Три возраста Казановы» (1985), а также эскизы декораций Иосифа Сумбаташвили к «Иркутской истории» Алексея Арбузова (1959).

Многие актеры театра Вахтангова являлись постоянными читателями библиотеки. По представленным на выставке читательским заявкам можно сегодня узнать, что интересовало Григория Абрикосова, Ларису Пашкову, Людмилу Максакову, Владимира Этуша, когда они приступали к работе над новой ролью. Артисты приходили сюда еще студентами Щукинского училища и не забывали эту дорогу, получив всенародное признание.
Выставка рассказывает о таких легендарных постановках, как «Принцесса Турандот», «Человек с ружьем», «Маскарад», «Иркутская история», «Варшавская мелодия», знаменитых режиссерах Вахтангове, Симонове, Захаве, Туминасе, актерах Борисовой, Ульянове, Яковлеве, Шалевиче и многих других.
К открытию экспозиции Российская государственная библиотека искусств издала комплект открыток с дружескими шаржами 1920-1930-х годов из коллекции рисунков народного артиста СССР Бориса Щукина, хранящейся в фонде оригинальной графики РГБИ. Некоторые шаржи публикуются впервые.
