Хроники времен пандемии

Во Владимире сыграли спектакль про ковидный год

 

«#ЛечитьСпасатьЛюбить» - новая постановка Владимира Кузнецова на сцене Владимирского театра. Спектакль-вербатим рассказывает об эпохе ковида, о ее героях и жертвах, о ее буднях и трагедиях. Спектакль создан в жанре хроники. И на его премьере в зале сидели его персонажи, узнавая и не узнавая себя на театральной сцене.
 
«И мрачный год, в который пало столько
Отважных, добрых и прекрасных жертв,
Едва оставил память о себе
В какой-нибудь простой пастушьей песне» …
Так говорит Председатель в «Пире во время чумы» Пушкина.  Что оставит в памяти год пандемии?

Режиссер Владимир Кузнецов вместе с актерами Владимирского областного театра драмы в поисках ответа отправились на сбор материала. Они беседовали с врачами и пациентами, со школьными учителями и учениками, с родителями, с реаниматологами и работниками «Скорой», с персоналом поликлиник и теми, кто сражался и сражается с болезнью в «красной зоне».

 
Потом началась работа с массивом текста (что-то было отброшено, что-то, наоборот, добавлено, скажем, вкрапления из Чехова, его письма о давней, почти полуторавековой эпидемии холеры). Спектакль был разбит на эпизоды, отделяемые хлопком помрежа: «Внимание! Снимем!». На экране возникает дрожащая картинка пойманной врасплох «жизни при ковиде». Персонажи появляются из-за прозрачных пластиковых ширм-экранов. Один актер, пересаживаясь с кресла на кресло может показать гамму эмоций в очереди у двери терапевта в поликлинике.
 
Монтаж эпизодов соединяет встык рассказ о бабушке, вызвавшей «Скорую» к коту с одышкой и «Новый год у реаниматологов», когда елку создают из составленных капельниц, обвитых серебряными гирляндами и рассказами о пациенте, который не должен был пережить ночь, но ушел из больницы на своих ногах.  Смешной и щемящий эпизод, где студент из глубинки жалуется ректору на плохую мобильную сеть («ловит только на вершине березы, руки устают, а с октября стало холодать, у меня уже было два воспаления легких, надо как-то что-то решать с занятиями в зуме...»), соседствует с трагическим рассказом о том, как врачи не спасли, не смогли, хотя, казалось бы, сделали все.
 
Лучший эпизод – рассказ врача поликлиники о своей работе в пандемию, о своих пациентах, которых «ведет» годами и десятилетиями, о муже, который требует поберечь себя и уйти (но как я «свой» участок оставлю оголенным, без помощи). Говорят, что сама героиня, рассказавшая актрисе свою историю, посмотрев на себя из зала, –  высоко оценила увиденное.

Мозаика эпизодов складывается в панно прожитого, но еще не осмысленного куска нашей жизни. Владимир Кузнецов еще меняет какие-то фрагменты, уточняет, переставляет местами. Пандемия еще не ушла, еще не отпустила, отношение к пережитому еще не отстоялось. Спектакль развивается и живет, уточняется по ритмам и смыслу. Но его особый контакт со зрительным залом только крепнет.

Действительно, всем нам необходимо иногда посмотреть на свою жизнь со стороны, с высоты птичьего полета, переосмыслить ее. Год пандемии стал испытанием для государств и корпораций, для целых отраслей, для каждого из нас. Смерть подошла к каждому близко-близко, ее можно было уловить в воздухе лифта, на ручке двери, в беззаботном соседе, который решил стать ковид-диссидентом.  Ее соседство заставило переоценить буквально все аспекты своего существования: заново осознать ценность дома, его спасительных стен, заботу родных, необходимость помощи людям, которые в ней нуждаются. Заново переосмыслить слова о том, что каждый человек – часть материка, поэтому колокол, провожающий ушедших, –  всегда звонит по тебе...
         

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Духовная оккупация»

    27 марта в Театре Моссовета состоялась премьера «Странника». Юрий Еремин поставил спектакль по пьесе Горького «Старик», сюжет которой сравнивают с «Отверженными» Гюго, а нравственно-философскую проблематику – с произведениями Достоевского. ...
  • Умер актер Артем Тынкасов

    Актер театра «Содружество актеров Таганки» Артем Тынкасов умер в возрасте 50 лет. Об этом на своей странице в Facebook сообщил директор «Гоголь-центра» Алексей Кабешев.   «Умер Артем Тынкасов. Вот так. Хочу запомнить его таким. ...
  • Антон Долин: «Кончаловский VS Навальный»

    Андрей Кончаловский, чьи «Дорогие товарищи» по всей логике должны были победить в голосовании и получить первый приз на премии критиков «Белый слон», за несколько дней до церемонии снял свой фильм с конкурса из-за того, что другой приз критики присудили фильмам ФБК* и Навального. ...
  • Елена Яковлева сыграет в премьере «Современника»

    14 и 15 апреля на Основной сцене «Современника» состоится премьера спектакля Владимира Панкова «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Главные роли сыграют Елена Яковлева и Владислав Ветров. За визуальные решения отвечает художник Максим Обрезков. ...
Читайте также


Читайте также

  • Заговор «лузеров»

    Устойчивый интерес Сергея Женовача к литературе 20-х и 30-х годов уже сложился в цикл спектаклей о ранней Стране Советов: Эрдман, Булгаков, Хармс, теперь – Олеша. И «сшит» этот театральный гипертекст темой «лишнего человека», которого эпоха выдавливает, как пасту из тюбика. ...
  • Хроники времен пандемии

    «#ЛечитьСпасатьЛюбить» - новая постановка Владимира Кузнецова на сцене Владимирского театра. Спектакль-вербатим рассказывает об эпохе ковида, о ее героях и жертвах, о ее буднях и трагедиях. Спектакль создан в жанре хроники. ...
  • «Я не тот, кто ты думаешь»

    В последние дни марта на Новой сцене Большого театра прошли показы «Орландо» – мировой премьеры немецкого хореографа, художественного руководителя Балета Цюриха Кристиана Шпука по одноименному роману Вирджинии Вулф. ...
  • Профессия внутреннего трепета

    Международный день театра для вахтанговцев совпадает с премьерой, где встретятся артисты всех поколений – в масштабной постановке по роману Сомерсета Моэма «Театр» играют Лидия Вележева, Евгений Князев, Андрей Ильин, Павел Любимцев, Владислав Демченко, Ольга Чиповская, Константин Белошапка и др. ...
Читайте также