Елена Мироненко: «Наш театр – инвестиция в человеческий капитал»

Директор Театра на Бронной – о новых задачах и конкурентых преимуществах

 
Сегодня Елену Мироненко знают как молодого и успешного директора Театра на Бронной, но за плечами этой красивой, хрупкой женщины почти 20-летний стаж работы в сфере культуры. Будучи выпускницей факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, ей посчастливилось стажироваться в крупнейших музейных центрах Нью-Йорка, Вашингтона и Лондона, а затем несколько лет работать в должности министра культуры Красноярского края. Под ее руководством международные музыкальные фестивали региона получили эгиды UNESCO. В качестве директора она запускала один из самых знаковых проектов в год 75-летия Победы – музейный комплекс «Дорога Памяти» у главного храма Вооруженных сил РФ в Подмосковье. Именно поэтому не понаслышке знает, что такое управление масштабными институциями, и какие требования сегодня предъявляются к театрам, музеям и центрам современного искусства. О том, какие задачи сейчас стоят перед коллективом и руководством Театра на Бронной, в чем его главные конкурентные преимущества, и как меняется портрет его аудитории, Елена Мироненко рассказала «Театралу».

– Свое решение пригласить вас на должность директора Константин Богомолов объяснил тем, что перед Театром на Бронной сейчас стоят амбициозные задачи, которые должны отвечать новым вызовам времени. Какие из них вы бы назвали в первую очередь?

– Начну с того, что с приходом Константина Юрьевича жизнь Театра на Бронной кардинально изменилась. Раньше, будем откровенны, он был достаточно консервативным учреждением, малозаметным на театральной карте Москвы. Хотя в свое время здесь работали прославленные режиссеры: Андрей Гончаров, Анатолий Эфрос. В последние же годы это было не то место, куда хотелось прийти, когда я прилетала в Москву на несколько дней. Ведь нигде время не ощущается так остро, как в театре. Я музейщик по своему «происхождению» и знаю, что с выставки, когда она не нравится, можно просто уйти, а вот покинуть зрительный зал считается дурным тоном, даже если уровень постановки оказался низким.

Предложение возглавить театр стало для меня неожиданным и было сопряжено с большой ответственностью. Безусловно, я рада, что сейчас работаю в тандеме с Константином Богомоловым, невероятно талантливым человеком и смелым художественным руководителем – давно знакома и с ним лично, и с его творчеством. Еще до моего прихода на Бронную ему удалось проделать массивную работу и вывести театр из творческого кризиса, сделав самым упоминаемым в СМИ. За 1,5 года он превратился в одно из главных мест театральной и культурной жизни столицы и завоевал зрительское признание. В репертуаре появились такие хиты, как «Норма» Максима Диденко, «Слово о полку Игореве» Кирилла Вытоптова, «Лунная Масленица» Филиппа Григорьяна, «Бульба. Пир» Александра Молочникова и «Бесы Достоевского» в постановке Константина Юрьевича (Russian case «Золотой Маски»-2020). Билеты на эти премьеры отлично продаются, а сами спектакли вызывают повышенное внимание со стороны театрального сообщества, что, как минимум, приятно и говорит о том, что мы движемся в верном направлении.

Как культуролог и менеджер отмечу, что среди московских театров наблюдается высочайшая конкуренция: порядка 300 театров, как коммерческих, так и государственных (федеральных и муниципальных), активно борются за своего зрителя. Фактически Москва сейчас – мировой театральный центр. И, по сути, жители города являются бенефициарами культурной политики столицы. С одной стороны, эта ситуация обеспечивает для нас постоянный рост и поиск новых художественных решений, а с другой – активно задействует весь маркетинговый инструментарий, чтобы и продажи билетов были высокими, и происходило пополнение внебюджетной части.

Скажу честно, мы пока еще находимся в начале пути, как по объективным, так и по субъективным причинам. Отчасти это связано с общей мировой ситуацией, вызванной пандемией, а отчасти с тем, что рентабельность спектаклей в нашем театре раньше особо не просчитывалась. Поэтому сейчас для нас важно наладить работу всех подразделений, сформировать финансово-экономическую и маркетинговую модель театра, сохранить качество и темпы ремонтно-реставрационных работ. Мы временно располагаемся во Дворце на Яузе, и здесь перед нами стоит задача – в полном объеме обеспечить художественно-постановочный процесс и создать все необходимые условия для удобства и комфорта наших зрителей. В настоящий момент идет активная работа над обновлением сайта. Мы также налаживаем взаимодействие с новым билетным оператором: в тестовом режиме применяем динамическую систему ценообразования, то есть используем потенциал новых технологий для улучшения всех сервисов, направленных на качественную работу с нашей аудиторией.

– Как прошло ваше знакомство с коллективом? Какие болевые точки здесь нашли?

– Дело в том, что я оптимистично настроена. Хотя понимаю, что приход нового руководителя воспринимался достаточно болезненно. Есть определенная инертность существования. Но свой запас опыта, энергии и идей я буду претворять в жизнь и работать с теми, кто работает – неважно, новая это команда или часть старой. Задачи всех поменять не было, и в принципе я стараюсь избегать такого подхода, хотя точечные решения по отдельным кадрам приняты были.

– У Театра на Бронной были проблемные зоны, которые требовали вашего оперативного вмешательства?

– Как человек дисциплинированный я начала с анализа, упорядочивания и систематизации всех дел. В большинстве документов так или иначе присутствуют сложности, которые мы сейчас устраняем и приводим в соответствие с требованиями закона. Была обновлена административно-управленческая команда, привлечены опытные кадры из разных театров Москвы. Большое спасибо за это директорскому корпусу и столичному Департаменту культуры, который активно помогал с поисками профессионалов. Процесс еще не завершен, но спустя три месяца могу сказать, что чувствую себя более спокойно, потому что и финансовый, и кадровый, и юридический блоки усилены.

Особое внимание сейчас уделяется авторским правам: для любого театра это серьезный аспект деятельности. Кроме того, пересматриваются отношения с творческим коллективом. Ни для кого не секрет, что не только в Москве, но и в регионах, директора театров нацелены на то, чтобы перевести артистов на срочные трудовые договоры. Худруком в Театре на Бронной была проделана колоссальная работа в этом направлении. В результате уже больше половины труппы находятся на срочных контрактах. При этом к артистам, которые служат в театре много лет, у нас особое отношение. Их эта часть нашей работы не касается.

– Да, Константин Юрьевич говорил на встрече недавно назначенных худруков в Международный день театра, что переводит артистов на срочные договоры. Что это дает с финансовой и с творческой точки зрения?

– Это вопрос открытой здоровой конкуренции. Каждый должен доказывать свою профпригодность постоянно, не расслабляясь, как это делает и директорский корпус. Мы же все на срочных контрактах находимся. Они либо продлеваются, либо нет. Подход, когда ты в одно место работы зашел и в конце жизни из него же вышел, по-моему, глобально устарел. Потому что он, во-первых, замыливает взгляд, а во-вторых, не дает шансов попасть на работу своей мечты и проявить себя новым артистам. Мы знаем, что выпускается их намного больше, чем реально требуется на рынке. Это последствия того самого ореола «советской» мечты, перепроизводство и так называемая «ярмарка тщеславия». Даже если бы каждый театр ежегодно принимал, например, по 10 артистов, все равно мы не смогли бы трудоустроить абсолютно всех выпускников. И не нужно обманываться на этот счет.

Полагаю, что ситуация на рынке должна быть конкурентной в любой сфере и в любом учреждении, особенно в государственном. Людей это держит в тонусе. Каждый понимает, что есть результат, к которому он должен прийти и тем самым доказать свою профессиональную состоятельность и необходимость продления контракта. Абсолютно все в театре сейчас проходят испытательный срок. Это важно и для меня как для директора, и, конечно, для художественного руководителя, который должен иметь полное право обновлять состав труппы в зависимости от того, как видит развитие театра в целом. Тем более, что Правительство Москвы в лице Департамента культуры максимально поддерживает нас в этой непростой ситуации, и уровень зарплат сохраняется более чем достойный. Говорю ответственно, зная ситуацию в разных регионах страны.

– Богомолов не раз говорил, что Театр на Бронной стоит на пути преобразования. Я правильно понимаю, что вы уходите от пресловутой формулы «театр – дом» и движетесь к другой модели?

– Опять же, здесь вопрос не только в театре. Я бы вообще перешла от модели, когда учреждение культуры воспринимается как дом, к бизнес-модели существования и к проектному методу выпуска всех наших спектаклей и подготовки гастролей. Театр – государственная собственность, которая находится у нас в оперативном управлении – в административном или в художественном, значения не имеет, и надо помнить об этом. С одной стороны, это большая ответственность, а с другой – качественный ресурс для развития, как личностного, так и профессионального. Причем такая бизнес-модель не должна исключать организации гармоничной внутренней среды в коллективе, что для меня крайне ценно.

Именно нахождение баланса между традициями и современностью для такой культурной институции, как театр, является значимым. И буквально сейчас эта дань уважения прошлому была отдана в спектакле Константина Богомолова «Дядя Лёва». Пьеса Леонида Зорина «Покровские ворота» вернулась в свой «дом» – как раз у нас в 1974 году она была впервые поставлена Михаилом Козаковым. И, что особенно трогательно и символично, актриса театра Людмила Матвеевна Хмельницкая, которая сейчас задействована в премьере, когда-то играла Хоботову, а Вера Владимировна Майорова, которая тоже занята в постановке, играла Людочку. Это удивительно и приятно – видеть исторический момент воссоединения эпох и реакцию зрителей на это событие.

– Если вернуться к вопросу конкуренции. В чем вам видятся главные конкурентные преимущества театра на сегодня?

– Главное конкурентное преимущество нашего театра – новая художественная политика Константина Юрьевича. Основное здание на Бронной – это еще один наш плюс. Пока мы находимся в процессе ремонтно-реставрационных работ, но уже на следующий год у нас будет один из самых технологически оснащенных и современных театров в стране, красивый и обновленный, а также инклюзивный: нас смогут посещать разные категории зрителей. И даже сама локация в эпицентре светской и культурной жизни Москвы – на Патриарших прудах – дает нам множество бонусов, как географических, так и смысловых. Сейчас мы совместно с Мосгорнаследием готовим видео-прогулку по исторически популярному среди творческой элиты району – и проведёт её Константин Богомолов.

– Как изменится пространство зрительской зоны?

– Театр как пространство смыслов, мне кажется, должен работать на полную мощность, поэтому в планах – появление различных просветительских направлений в области театрального искусства: лекториев, выставочных и перформативных историй, лаборатории молодой режиссуры. Скоро они будут анонсированы. Вместе с тем глобальных конструктивных изменений внутри самого здания и в зрительном зале не будет в связи с тем, что это – объект культурного наследия. Тем не менее, мы совместно с архитекторами и главным художником театра Ларисой Ломакиной, соавтором Константина Юрьевича, обновили наш проект по фасадам, по благоустройству, по технологиям, по использованию различных пространств и т.д.

Один из насущных вопросов – это необходимость появления малой сцены. Над этим нам еще предстоит поработать в перспективе.

Помимо этого, для меня довольно странно, что большинство театров не задействуют такой ресурс, как театральный магазин. В то время как в крупнейших музеях мира (Tate в Лондоне, Естественно-научный музей в Вашингтоне, МоМА в Нью-Йорке) сувенирный магазин становится неплохим источником дохода, а значит и развития институции в целом.

В театральном мире это направление представлено достаточно скромно. Даже в знаменитых театрах, вроде La Scala в Милане. Мы уже отвели пространство под эти цели. Оно будет расположено на входной группе, а значит доступно для тех, кто зашел за билетами или просто ознакомиться с репертуаром, попить кофе и полистать книги об искусстве. Мы, кстати, полностью уйдем от касс в обычном понимании. В фойе театра появится welcome зона, где установят специальные автоматы, а приобретать билеты нашим зрителям будут помогать администраторы. Эта практика широко распространена в разных сферах культурной деятельности, и я уверена, что как современный и технологичный театр мы должны использовать лучшее из мирового опыта. Создание удобства и комфорта для зрителя я как человек клиентоориентированный вижу одним из приоритетов своей политики.

Помимо собственного ресурса, в реализации этих идей нас поддерживают партнёры, без которых такого стремительного обновления театра не могло бы состояться. Во-первых, это Фонд поддержки и развития театрального искусства имени Соломона Михоэлса, который был создан, когда Константин Богомолов возглавил театр. Во-вторых, это фонд «Искусство, наука и спорт». И наконец, это партнеры-регионы, с которыми мы планируем достаточно активную гастрольную деятельность.

– Куда планируете поехать?

– В конце августа при поддержке благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» мы поедем в города Старый Оскол, Железногорск и Губкин Курской области – со спектаклем «Женщина-змея» в постановке Олега Долина. Осенью мы едем в Сибирь: сначала на Первый всероссийский фестиваль «Литература» в Омске, где будем выступать 20 октября со спектаклем «Благоволительницы» нашего дебютанта Микиты Ильинчика. Эта совершенно уникальная постановка по книге Джонатана Литтелла, которая впервые была представлена в России. После мы отправимся на фестиваль «ХАОС» в Новосибирск, куда нас пригласил театр «Старый дом», и на сцене театра «Глобус» 23 октября покажем «Бесов Достоевского».

– Один из самых заметных трендов сейчас – интеграция музея и театра, вот «Практика» и Музей Москвы, например, открывают экспериментальную площадку. Это направление планируете развивать, задействовать свой музейный опыт?         

– Безусловно. Межинституциональное взаимодействие культуре необходимо, как воздух, должна быть синергия в действии. Можно провести аналогию со знаменитым термином «гезамткунстверк» применительно к искусству, который воплотился в творчестве Рихарда Вагнера, Александра Скрябина и других выдающихся музыкантов и художников. Без симбиоза не состоялось бы Дягилевских сезонов и многих исторических моментов в развитии российской культуры. Кстати, как раз с директором Музея Москвы Анной Трапковой мы уже вступили в переговоры. Пока ещё обсуждаем детали, а ближе к новому сезону уже сможем озвучить наши глобальные планы на тему музейно-театрального сотрудничества. Нам интересно привлекать самых разных партнеров и искать коллаборации.

– Сейчас в Театре на Бронной ставка делается на приглашенных звезд и режиссеров. Эта линия продолжится? И насколько она оправдывает себя?

– Это сохранится, во-первых. Во-вторых, преимущество очевидно. Для того, чтобы люди приезжали в театр, который сейчас размещается на Яузе, а это достаточно далеко от центра, конечно, на афише должны быть яркие имена, которые сохранят и внимание к нам, и желание до нас доехать. Понятно, когда мы вернемся на Бронную, в некотором смысле будет проще ввиду локации и всех преимуществ, которые она дает. И, кстати, сейчас мы продумываем совместный проект с Ростуризмом, потому что нацелены на то, чтобы и туристы, которые приезжают в Москву, в том числе из регионов, тоже более активно посещали театр.

–  А как насчет гонораров? Новый директор МАМТа Андрей Борисов считает, что «жирные» года прошли, и те ценники, которые обозначали приглашенные звезды, их уже нет и, скорее всего, не будет.

–  Это касается, кстати, не только актеров и музыкантов, но и ряда других творческих профессий. Действительно, те безумные гонорары, за которые они раньше соглашались работать, сейчас снизились. Многие понимают, что рынок поменялся, подходы тоже – и мы начинаем экономить. Думаю, это «отрезвление» неплохо действует. Да, в ситуации 50-процентной рассадки нужно не только сохранять текущее состояние, но и развивать театр. Поэтому мы планируем усилить партнерские связи, создать крупный попечительский совет. Плюс ведем активную работу с грантовыми программами, чем ранее театр не занимался.

– Кстати, какие спектакли активнее всего продаются? На кого и на что – самый высокий зрительский спрос?

– Высокий интерес сохраняется на спектакли «Бульба. Пир» Александра Молочникова, «Бесы Достоевского» Константина Богомолова, «Норма» Максима Диденко. Очень хорошо продаются билеты на предпремьерные показы спектакля «Дядя Лева». В них задействованы как приглашенные артисты – Игорь Верник, Александр Семчев, Сергей Епишев, Екатерина Варнава, Александра Ребенок, Евгений Стычкин, Александра Ревенко, Яна Кошкина, так и артисты театра – Дмитрий Цурский, Василиса Перелыгина, Иван Шабалтас, Марина Орел, Владимир Яворский, Мариэтта Цигаль-Полищук, Сергей Кизас, Владимир Храбров, Даниил Чуп и другие. Поэтому я рассчитываю, что закрывать сезон мы будем на позитивной волне.

– Если говорить о спектаклях, которые из 50 человек поймут 5, но это будет произведение искусства, несмотря на кассовый провал. Как тут выстраивать компромисс?

– Считаю, что здесь компромиссов быть не может. Театр – это фабрика смыслов и эмоций. Искусство всегда в приоритете. Если бы все были нацелены лишь на кассовые сборы, тогда, я думаю, были бы только антрепризы, и смысл существования репертуарного театра сам по себе бы обесценился. Поэтому главное – это сохранить художественную ценность того, что производит театр. И здорово, когда она совпадает с коммерческой составляющей. Это идеальный баланс, который могут позволить себе далеко не все, ведь именно успешность основных спектаклей репертуара позволяет театру экспериментировать с новыми форматами, инвестировать в искусство, давать себе право на поиск и ошибку. Нам удается идти по этой тонкой грани: запускать, с одной стороны, коммерчески успешные проекты, в которых играют известные актеры, а с другой – создавать спектакли, которые являются произведениями современного искусства.

– Какие премьеры ждать в новом театральном сезоне? Как будет обновляться репертуар?

– Сейчас идет работа над спектаклем «Платонов болит» по чеховской пьесе «Безотцовщина» в постановке Александра Молочникова. Премьеру «Гамлет» готовит молодой режиссер-дебютант Эдгар Закарян. Кстати, именно он поставил первый онлайн-спектакль для компании Minecraft и на данный момент запускает наш театральный TikTok (подписывайтесь!).

Отмечу, что Театр на Бронной уделяет большое внимание именно молодым режиссерам и режиссерам-дебютантам. Такая тенденция – показатель уверенности нашего художественного руководителя в выбранном курсе и собственном таланте. Гораздо чаще можно столкнуться с обратной ситуацией, когда худрук ставит сам и неохотно пускает других режиссеров на свою площадку, не уделяет внимания начинающим талантам. Заслуга Константина Юрьевича как раз в том, что он дает молодежи карт-бланш, открывает новые имена, как это случилось, например, с Микитой Ильинчиком и его «Благоволительницами». В новом сезоне молодой режиссер планирует поставить «Вишневый сад», а сейчас, помимо режиссерской деятельности, проявляет себя как актер – исполняет роль «Лаврентия» в спектакле «Дядя Лёва».

– В Театре на Бронной уже есть свой зритель, или он только формируется? Какой портрет аудитории вам видится в идеале?

– Мне вспоминаются слова сэра Лоуренса Оливье, который управлял Королевским национальным театром в Лондоне: «Моя цель заключена в том, чтобы каждому креслу Национального театра найти подходящую задницу» (смеется).

Вы знаете, если бы мы не переехали с Бронной на Яузу, не были бы географически «разорваны» и здесь запускали весь новый репертуар, то, наверно, можно было бы говорить о том, что наш зритель уже сформирован. Но даже при такой раздельности театра и сцены я могу сказать, что аудитория обновляется, и понимание портрета нашего зрителя постепенно кристаллизуется. Да, публика становится более светской, более современной – это неизбежно.

Недавно мы провели небольшое социологическое исследование. Для меня как для человека, который долго занимается маркетингом в сфере культуры, это было стратегически важно. И выяснилось, что ядро нашей целевой аудитории – то есть тех, кто посещает наш сайт, соцсети и приобретает билеты – составляют молодые незамужние женщины 30-35 лет, без детей, со средним и высоким уровнем дохода. Это достаточно любопытно! При этом наша публика довольно разнообразна – творческая и активная молодежь, креативный класс и бизнесмены, первые лица культуры, государства и бизнеса – но её объединяет высокий интеллектуальный уровень и запрос на самое актуальное, при этом не провокационное искусство.

В очередной раз отмечу, что, несмотря на значимость коммерческого успеха, все наши проекты ориентированы на глубокую, вдумчивую публику, которая понимает, зачем она пришла в театр. Как раз в гармонии духовного и материального и есть наш залог и главный стимул движения вперед. Мы работаем для зрителя, который не хочет растрачивать свой человеческий капитал и, посещая Театр на Бронной, намерен, прежде всего, инвестировать в себя.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Для меня любая роль – эксперимент»

    Сегодня день рождения отмечает Алла Демидова – лауреат премии «Звезда Театрала» в самой почетной номинации «Легенда сцены». Ведущая актриса любимовской «Таганки», Раневская в «Вишневом саде» Эфроса, Федра – у Виктюка, Медея – у Терзопулоса. ...
  • В РАМТе рассказали о своих зрительских программах

    В РАМТе прошел пресс-завтрак, где Алексей Бородин, Софья Апфельбаум и кураторы зрительских программ рассказали о просветительской деятельности театра и новом проекте «Точки пересечения». Делимся подробностями. ...
  • Премьера «Ночь перед рождеством» в Театре Вахтангова: фоторепортаж

    В зале «Амфитеатр» Симоновской сцены состоялась первая премьера 103-го сезона Театра Вахтангова – спектакль по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».   «Ночь перед Рождеством» – прекрасная повесть, но в её восприятии много стереотипов, поэтому хочется добиться нового звучания, – говорит режиссер Олег Долин. ...
  • «Ученик лицея» возвращается в Этнотеатр

    5 октября на сцене Этнотеатра состоится премьера обновленного спектакля «Ученик лицея». В постановке заняты почти все актеры театра.   Режиссерское кресло занял Михаил Мизюков, а в драматургическую основу спектакля легла одноименная пьеса Андрея Платонова, написанная в 1950 году. ...
Читайте также