Борис Берман: «Какие герои - такие у них и слёзы»

385 просмотров
 

«Костик» - спектакль Дмитрия Крымова (по мотивам чеховской «Чайки») в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина.
Крымов - неистощимый театральный фантазёр. А как пересказать фантазию? Да никак. Она или проникает в твоё сознание и в душу твою или сознание и душа остаются для неё закрытыми.
 
Крымовский «Костик» взломал мою зрительскую душу. И сознание - заодно:))
 
Этот спектакль, как волшебная театральная шкатулка. В ней есть и политический памфлет, и душераздирающая мелодрама, и много ещё чего, что, повторяю, не поддаётся пересказу.
 
Только не надо задаваться вопросом «почему?». Почему по сцене бродит настоящий пёс породы ньюфаундленд (его даже не отметили в программке), почему знаменитая сцена, когда Аркадина бинтует рану Треплева, идёт под «Вечную любовь» в исполнении Азнавура и Матье? Что, казалось бы, может быть вульгарнее, попсовее такого соседства с чеховскими героями - но нет: на театральном языке Крымова это звучит так просто и чисто, что ни о какой вульгарности и речи нет. Есть ирония, «омытая слезами». Которым, правда, грош цена.
 
Какие герои - такие у них и слёзы.
 
Чеховские герои в спектакле Крымова живут здесь и сейчас.
И вступительный монолог Шамраева - о созидательной роли российской  культуры, о врагах России, о ее особом пути - он словно из сегодняшнего телевизора.
Ах, вы устали от телевизора, вы пришли в театр отвлечься? Не выйдет. Крымов заставит вас дослушать шамраевскую демагогию до конца.
 
Зато потом вы будете вознаграждены. Ну, помните: «после лекции - танцы»? Здесь, конечно, не просто танцы - здесь из крымовской шкатулки выстреливает упоительный балаган. И с гэгами, и с балетом, и, разумеется, со львами, орлами и куропатками (как без них, если на сцене Нина Заречная).
 
И Константин Гаврилович, конечно, застрелится, и все, конечно, об этом узнАют… Но как это сделал Крымов! Ради такого бриллианта в финале стоило затевать всю эту историю.
 
При всем своём фантазийном блеске крымовская конструкция -  жесткая и четкая. А артисты при этом - у меня такое ощущение - чувствуют себя свободно и нисколько не уступают в органике громадному ньюфаундленду.
Виртуозно пластичный Александр Матросов в роли Тригорина - вышедшего в тираж плейбоя .
Отважно справляющийся со сложнейшим (это надо видеть!) рисунком роли Костика - Александр Дмитриев (a propos: Крымов репризно подаёт канонический месседж Треплева о «новых формах», однако зал - в массе своей - на эту репризу, увы, не отреагировал).
 
Нину Заречную играют в очередь Анастасия Мытражик и Мария Смольникова. Я видел спектакль с Мытражик. Прекрасная молодая актриса: острохарактерная, гибкая и внешне, и внутренне. Клоунесса. А какой ещё быть Нине Заречной здесь и сейчас? Конечно, клоунессой. Слёзы-то уже все выплаканы.
 
И напоследок (а по совести говоря, в первую очередь) Аркадина в исполнении Виктории Исаковой. У неё это не роль, это симфонический оркестр. Ее голос, ее пластика, ее молчание, ее «крупные планы». Далеко не каждый артист на сцене способен создать «крупный план»: когда он, словно магнит, притягивает к себе внимание всего зала.
Исаковой это под силу.
 
Я видел Исакову в разных спектаклях, на разных площадках, у разных режиссеров. И чем больше я смотрю ее в театре, тем сильнее утверждаюсь во мнении, что Исаковой на сцене подвластно всё.
 
Словом, «Костик» Дмитрия Крымова - это радость.
Хотя чего уж тут радоваться, если Константин Гаврилович всё-таки застрелился.
 
И правильно сделал. Никому он не нужен. Здесь и сейчас.

  • Нравится



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Андрей Макаревич: «Надо прекратить этот воинственный трёп»

    Установка в столице скульптуры Урса Фишера «Большая глина №4» вызвала всплеск негодования в соцсетях, СМИ, обществе в целом. Споры о таланте автора не утихают до сих пор. По этому поводу Андрей МАКАРЕВИЧ написал в Facebook, что «уровень безграмотной агрессии зашкаливает». ...
  • Борис Берман: «Какие герои - такие у них и слёзы»

    «Костик» - спектакль Дмитрия Крымова (по мотивам чеховской «Чайки») в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина. Крымов - неистощимый театральный фантазёр. А как пересказать фантазию? Да никак. Она или проникает в твоё сознание и в душу твою или сознание и душа остаются для неё закрытыми. ...
  • Кирилл Крок: «Познакомьтесь с нашим побратимом»

    Друзья, все не хватало времени рассказать вам одну забавную историю, а сегодня нашёл минутку. Во Владикавказе было дело. После посещения стройки, реставрации, восстановления именного Дома Вахтангова пошел к его памятнику. ...
  • Павел Руднев: «Мы до сих пор страдаем от советской цензуры»

    Два скандала вокруг театра и скульптуры свидетельствуют о очевидной проблеме, которая никак не покидает общественное мышление. Это порожденные железным занавесом представления о функциях искусства и глубокая неизученность того пути, которое искусство прошло в XX веке. ...
Читайте также