Сергей Морозов: «Воплощаем идею тотального театра»

 

Весной 2023 года в Театре «На Литейном» ожидается капитальный ремонт. Но уже сейчас, в преддверии столь масштабных перемен, художественный руководитель театра Сергей МОРОЗОВ создал большую программу, которая позволит коллективу сохранять набранный темп, оставшись на время без родной сцены. Это не только спектакли и фестивали, но и просветительский форум «Область театра», который впервые пройдет в нынешнем году и будет адресован широкому кругу специалистов, занимающихся театральным менеджментом и социологией.
 
Сергей Анатольевич, для театров Ленинградской области образовательный форум такого масштаба проводится впервые. Какую задачу перед ним вы ставите?
– Я очень надеюсь, что Форум-фестиваль «Область театра» станет ежегодным и, возможно, я романтик, но я верю, что благодаря ему через 2-3 года значительно изменится культурно-театральный ландшафт Ленинградской области. Мы вправе на это рассчитывать, так как содержательная сторона Форума весьма значительная, список спикеров солидный, а для наших коллег из Ленинградской области благодаря поддержке Комитета по культуре и туризму мы сделали полностью бесплатное участие.

Форум вошел в перечень мероприятий национального проекта «Культура» от Ленобласти. Уже разосланы письма-приглашения по всему Северо-Западу, и мы ждем участников из других регионов.

Это менеджеры, худруки, директора?..
– Если театр расположен в Ленинградской области, то мы приглашаем от каждого 5-8 специалистов. Вся программа поделена на три потока: ТОП. Творчество (артисты и режиссеры), Организация (менеджеры и администраторы) и Продвижение (PR, SMM и литературная часть). Делегация из Ленинградской области в большей степени состоит из заместителей руководителей и начальников подразделений (главный администратор, завлит, пресс-секретарь и т.д.). И, конечно, артисты и режиссеры. Но есть в составе и несколько художественных руководителей

А артистам это зачем?
– Бэби-театр, сторителлинг, импровизация как способ создания спектакля, инклюзия, практика CLASS ACT, remote-театр... Даже если произойдет хотя бы базовое знакомство с новыми творческими технологиями, общение с профессионалами в этих начинаниях, это может стать толчком как к самостоятельному развитию, так и к приглашению профессионалов для создания проекта/спектакля.
Подробная программа Форума-фестиваля «Область театра» скоро появится на сайте. Будет много специалистов из Москвы и, конечно, Петербурга. Отличительной чертой форума станет слияние и взаимодействие различных направлений театральной деятельности, привлечение спикеров из сферы бизнеса, расширение нашей области театра на «соседние территории».

– Помню наше интервью, записанное вскоре после вашего назначения на пост худрука. Многие планы тогда едва только намечались. А сейчас процесс идет уже полным ходом…
– За эти годы случилось много побед и свершений. Говорю объективно, этому есть конкретные подтверждения. Но также объективно могу заявить, что задач, вопросов, проблем остается много. Но мы, команда Театра «На Литейном», стараемся азартно их решать. И жить так, чтобы было интересно и зрителям, и нам самим.
Например, мы придумали и реализовали идею, новую для Ленинградской области. Фестиваль «Культурный ВЫБОРг. Адаптация» прошел в этом году в первый раз. Программа фестиваля состояла из двух направлений.

Спектакли нашего театра игрались в пространствах Выборгского замка: на большом внешнем дворе и малом внутреннем дворе. Играли спектакли для взрослых и детей. Получился своего рода культурный театральный десант в одно из интереснейших мест Ленинградской области. На открытии фестиваля совместно с Оркестром народных инструментов «Метелица была сыграна музыкально-драматическая композицию, посвященную Александру Невскому. А завершался этот мини-фестиваль концертом нашей группы «ТНЛ51» (аббревиатура с «Театр «На Литейном» + номер дома на Литейном проспекте), которая уже несколько лет активно существует внутри нашего театра.
Второе направление – необычная драматургическая лаборатория. Три молодых драматурга, выпускницы Мастерской Натальи Скороход, были направлены в Выборг и написали три пьесы. Мы презентовали пьесы в формате читок (они проходили в библиотеке Алвара Аалто, директору которой Елене Рогозиной мы благодарны за уникальное по комфорту взаимодействие).

Первая пьеса была создана на основе материалов Выборгского архива – о прошлом города. Вторая – в стиле вербатим про настоящее Выборга (драматург интервьюировал людей на улице и «считал» некую мелодию города). А третья – на основе электронных анкет в гугл-форме, где главным вопросом был: «Каким вы видите будущее Выборга через 50 лет?». Эта пьеса получилась на стыке утопии и антиутопии. В одной линии люди приезжают через полвека и видят там сталкеровскую зону после затопления, а в другой – идеально вычищенный город с прекрасной инфраструктурой.

Почему «Адаптация»? Материал читок и спектаклей адаптирован к местным условиям. Получился такой компактный фестиваль: три дня, десять мероприятий. Он проходил с 12 по 14 июня. У фестиваля очень хороший отголосок в Выборге. И нам самим было очень интересно реализовывать эту идею. Мы планировали «мигрировать» с этим фестивалем по разным городам Ленинградской области, но директор Выборгского замка Валентин Белоусов не хочет нас «отпускать». Поэтому в следующем году есть вероятность, что «Адаптация» произойдет, например, в Тосно или Гатчине, а «Культурный ВЫБОР» будет в пользу Выборга.

Слово «Адаптация» это, своего рода, расширение. И, по аналогии, вы можете делать «Тосно. Адаптация», «Гатчина. Адаптация» и так далее. То есть это своего рода альтернативная точка входа?
– Можно сказать и так. В этой идее для меня самым важным является возможность театральными средствами освоить историческую, географическую самоидентификацию людей, которые живут в этом городе.

Получается культурологическая задача…
– Попытка диалога. Во время обсуждения читок встала женщина: «А почему вы увидели Выборг таким негативным? Почему утверждаете, что отсюда многие хотят уехать? К нам все хотят все приехать». И началось. «Да никто не хочет в наш Выборг!» Но был дивный диалог, надеюсь, важный для людей, попытка сформулировать свою позицию и, возможно, услышать другую. И театр стал для этого главной движущей силой. Цели абсолютно мирные, но при этом дают возможность воспарить над ситуацией, обратиться к истории, обыграть местный колорит, поразмышлять над судьбами… А что еще театру нужно?

А у вас ведь уже было нечто подобное? Помнится ваш проект «Театр + музей» обрел высокую популярность.
– Это нечто другое: это уже не фестиваль, а спектакль, который играется историческом пространстве. Мы играли, в Ивангороде, Старой Ладоге, в усадьбе Приютино под Всеволожском.  
Приютино, пожалуй, самое пушкинское место в Ленинградской области. Усадьба принадлежала Алексею Оленину, одному из видных просветителей пушкинской поры. Он был директором Публичной библиотеки, возглавлял Академию художеств, в 1814 – 1827 гг. служил госсекретарем. И стихотворение «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», по мнению целого ряда литературоведов, адресовано, вероятно, дочери Оленина – Анне. Оно написано в Приютино. Там же, кстати, сохранилась комната, в которой запирали Ивана Андреевича Крылова, чтобы он не переедал и трудился. Места исторические…
А в Приютино на крыльце усадьбы в окружении чудного парка мы играли нашего «Графа Нулина», которого сделали в свое время для гастролей в Швейцарии. А в Старой Ладоге будем играть «Перемирие» Алексея Куралеха в постановке Юлии Ауг.
То есть подобный опыт у нас уже есть. Но благодаря Выборгу получилось, что у нас зарождается новая традиция – высаживается целый десант и воплощает идею тотального театра. Когда я пришел в Комитет по культуре и туризму презентовать идею фестиваля, почувствовал напряжение. Я спросил, в чем дело. Они ответили: «А на какие деньги вы намереваетесь его проводить?» – «На наши, театральные». – «То есть все расходы ложатся на вас?» – «Да». –  «И у нас не будете ни копейки просить?» Я говорю: «В этом году — нет, а в следующем вы же нам на продолжение дадите финансирование». Теперь вот ждем распределения бюджета 2022 года.

– У вас в театре существует и просветительский проект «Диалоги на Литейном».
– Уже несколько лет данный проект сопровождает все наши премьеры или презентует наши совместные проекты с другими организациями. Творческие встречи с художниками при поддержке фонда Вячеслава Заренкова «Созидающий мир», мастер-класс Школы каллиграфии «От Аза до Ижицы» и выставка каллиграфических картин-плакатов по нашим спектаклям, встреча (при поддержке Эстонского консульства в Петербурге) двух литераторов, каждый из которых определяет ситуацию со Словом в своей стране – Рейн Рауд (Эстония) и Евгений Водолазкин… Это все мероприятия в сотрудничестве с другими культурными институциями. А вот пример сопровождения премьеры: лекция театроведа Полины Степановой «Женитьбы на сценах мира» перед показом «Женитьбы Фигаро».

– Вы ведь уже лет шесть возглавляете Театр на Литейном?
– Да, шесть как худрук и четыре года как добавились функции директора.

Сейчас легче задышалось?
– Да.

Поначалу вам приходилось заниматься репутационными вещами.
– И доказывать, что я сюда не разрушать пришел, а строить. Мне кажется, сейчас это уже поняли все. Кстати, про строительство. По инициативе Губернатора Александра Дрозденко в этом году будет завершен этап проектирования капитального ремонта Театра «На Литейном». Последние серьезные ремонтные работы в театры были в конце 50-х годов XX века. Всем понятно, что глобальные работы неминуемы. Акцент в проекте сделан на современные технологии для сцены и создание комфортных условий для работников и зрителей. Мы понимаем, что некоторое время мы вынуждены будем играть на других площадках. Одной из них может стать Дворец искусств Ленобласти – бывший ДК им. Горького.

Сроки уже известны?
– Все зависит от финансирования. Надеемся, что ремонт начнется весной 2023 года. Еще есть время подготовить репертуар для этого непростого, но нужного для Театра «На Литейном» периода. Например, наша «Женитьба Фигаро» уже создана с прицелом на сцены, которые могут больше или меньше, чем родной стационар на Литейном проспекте. Даже интересно, как после нашего довольно камерного пространства постановка прозвучит в столь масштабном Дворце искусств. Но для театра такие экзамены – отличный тренинг и проверка на прочность.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • За экс-директора Бахрушинского музея вступились руководители национальных театров

    Руководители национальных театров России и председатели республиканских отделений СТД РФ обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой исправить кадровую ошибку Минкультуры и взять под контроль ситуацию с увольнением директора Театрального музея им. ...
  • Елена Кузьмакова: «В «Практике» – актуальные темы и синтез искусств»

    Новый сезон для театра «Практика» – время больших надежд. На исторической сцене в Трехпрудном переулке идет ремонт; коллектив осваивает новые пространства и начинает сотрудничество с Музеем Москвы. Кроме того, теперь заметно расширена творческая программа, заявлено полтора десятка премьер, поскольку, как утверждает директор Елена КУЗЬМАКОВА, именно высокий творческий тонус и позволит «Практике» реализовать свои масштабные замыслы. ...
  • Сергей Морозов: «Воплощаем идею тотального театра»

    Весной 2023 года в Театре «На Литейном» ожидается капитальный ремонт. Но уже сейчас, в преддверии столь масштабных перемен, художественный руководитель театра Сергей МОРОЗОВ создал большую программу, которая позволит коллективу сохранять набранный темп, оставшись на время без родной сцены. ...
  • «Плач женщины на могиле мужа оскорбляет военных?»

    Большой резонанс в СМИ и театральной сфере вызвало недовольство ветеранов организации «Офицеры России» премьерным спектаклем «Первый хлеб» в театре «Современник». «Офицеров России» возмутило использование актерами ненормативной лексики, «неприкрытая пропаганда однополой любви и ценностей ЛГБТ-сообщества». ...
Читайте также