Худруки московских театров – к 60-летию Юрия Бутусова

С юбилеем режиссера поздравляют Римас Туминас, Константин Райкин, Евгений Писарев, Алексей Бородин и Сергей Женовач

 
Спектакли Бутусова вызывают потрясение у зрителей и зависть у коллег. Артисты же, попавшие в число своих, подтвердят: он дает почувствовать себя свободным. «С ним никогда не знаешь, что будет завтра, всё может поменяться в одну секунду, и это прекрасно». «Я не могу видеть ничего застывшего, мне всё время нужно, чтобы это было живым. И это мучительный занудный процесс, в этом я зануда страшный, – говорит Юрий Николаевич. – Поэтому мой способ репетиций связан с желанием сделать невозможное  сделать театральное действие живым, несмотря на то что оно всё время мертвеет. Знаете, как горка из песка, её нужно постоянно собирать, иначе рассыпается».

Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон» 

Сейчас мы находимся в состоянии работы, причем, как это часто бывает с Юрой Бутусовым, я даже не могу сказать, какой работой мы занимаемся – это тоже вопрос. Я испытал уже весь диапазон чувств, который вообще возможен: от дикого раздражения, возмущения, почти бунта и почти ненависти до ощущения любви, нежности и безумного интереса! Я отношусь к тем людям театра, которые гораздо больше любят играть спектакли, а меньше любят репетиции. Но вот это редкий случай, когда так интересно всё, что происходит у нас на так называемых репетициях! Потому что даже репетициями это нельзя с полным правом назвать. Это вообще – как часто бывает у Бутусова – неизвестно что. Какое-то времяпрепровождение. которое с большой приблизительностью можно назвать репетициями. Это разговоры про жизнь, в которых Юра проявляется так интересно, так неожиданно, так многогранно и собой провоцирует интереснейшие ответные проявления. В какой-то момент я забываю о том, что у нас назначена премьера, день, конкретные сроки. Он отбирает у меня самые мои главные навыки. Я всё-таки знаю, что я художественный руководитель, что я артист, что я дружу со временем, что я конкретный человек с довольно объективным взглядом на реальность. Вот это всё, что я люблю в себе, он у меня отбирает и заставляет невольно любить совсем другое, что я не люблю, вроде. Он меня как-то перекапывает. Он заставляет меня с самим собой спорить. К нему невозможно привыкнуть и его почти невозможно определить. Он неуловим. И я хотел бы, чтобы он как можно дольше присутствовал в моей жизни.

Евгений Писарев, художественный руководитель Театра им. Пушкина

Говоря о Бутусове, все, как правило, вспоминают его непростой характер. Как мучительно он выбирает артистов, может неоднократно менять название. Как требует абсолютного внимания всех цехов и порой провоцирует конфликты, лишь бы все втянулись в трудный репетиционный процесс. В Театре им. Пушкина всё было именно так: и с «Добрым человеком из Сезуана», и с «Барабанами в ночи». Но в результате родилось необыкновенное чувство любви – и не только у зрителей и артистов, а  у всех, кому посчастливилось работать над его спектаклями. Юрий Николаевич пришёл в театр в самом начале моего руководства и помог сплотить нас, дать ощущение, что все мы заняты одной важной задачей, объединены общей целью. Его обожают в нашем театре и, мне кажется, он это знает и ценит.

А Театр им. Пушкина очень ждёт новой встречи с этим талантливым и горячо любимым режиссёром! 

Римас Туминас, художественный руководитель Театра Вахтангова

Бутусов – непредсказуемый: «бегает» от названия к названию, от актера к актеру – постоянный бег и поиск. Я принимаю это с улыбкой. Интересно следить за тем, куда он бежит. Интересно, когда он споткнется и остановится, на что он нарвется – на какого актера, на какой материал. Свою дорогу, свою линию в театральной жизни он давно нашел, но все равно сходит с маршрута – забегает в лес, в поле, на проселки – и опять возвращается. Ну, вот такой бегун Юрий Николаевич, бегущий по дороге театра.

Больше всего в Бутусове импонирует вдумчивость и высокий профессионализм, который он демонстрирует. Он режиссер «с крепкой рукой», как мы говорим. Если жизненный хаос мы переводим в порядок, если он складывается на сцене в некий миропорядок, то, знаете, это уже победа. Можно считать, что мы приблизились к гармонии. И в бутусовских спектаклях это есть. Он человек гармонизирующий: настраивает все инструменты, включая свой, чтобы заиграть симфонию. Симфонию судьбы.

Почему я решил позвать Бутусова главным режиссером в Театр Вахтангова? Это у меня в крови – помогать людям, которых оскорбляют. Это несколько раз было: и с Юрием Любимовым, и с Анатолием Васильевым, которые здесь делали спектакли, и с Бутусовым. Ну, все талантливые, черт возьми! Конфликтные люди, да, но я потому их и звал, что знал: от меня конфликта они не дождутся.   

Конечно, своим в Театре Вахтангова Бутусов не стал, но, может быть, и не надо. Чтобы работать здесь, не обязательно становиться «своим», вахтанговцем. Это формат общения, принятый сегодня в разных театрах, и Юрию Николаевичу лучше мыслить себя свободным, чем принадлежать труппе, исповедовать один театр. Нет, он исповедует мировой театр и везде находит своих актеров, создает свои маленькие группы, с которыми начинает искать форму спектакля, строить спектакль.     

Ну, естественно, Бутусов еще молодой, и все приемы, через которые он может себя выражать, а это «наэлектризованная», живая музыка, это броские сценические эффекты – дань времени. Это нужно сегодня – шоу, на которого тянутся молодые. Они Бутусова любят. Жаль, что меня никто из нового поколения не любит. Я уже погружаюсь в классику, становлюсь академиком. Ну да, завидую, что к Юрию Николаевичу идет молодежь. Молодец, что сказать… Вот только узнать про 60 было неожиданно, а сейчас радостно. Я его подожду.          

Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТа

Бутусов – один из самых ярких режиссеров современности. Его спектакли всегда поражали меня творческой энергией, воображением, страстностью, интеллектуальной и эмоциональной сущностью. Когда удалось заманить его к нам в театр, конечно, я был очень рад. Очень горжусь нашими артистами, которые блестяще справились с режиссерскими задачами Юрия Николаевича. Он умеет творчески заражать не только артистов: и звук, и свет, и все вокруг оказываются включены в его энергетическое и творческое поле – в итоге происходит обогащение людей театра, поэтому его приход в РАМТ я считаю очень позитивным и даже необходимым событием. Его необыкновенно мощная творческая «взвинченность» передается через артистов, через свет, музыку – и захватывает зрительный зал! Но помимо великолепной формы, острая тема спектакля «Сын» не может не заряжать своим глубоким внутренним смыслом.

Я желаю ему и его прекрасной семье сил, здоровья и счастья! Я знаю, что он сейчас набрал курс, он к этому предельно ответственно относится – дай Бог, чтобы студенты откликались на все его фантазии и замыслы. Здоровья и творческой радости ему! 

Сергей Женовач, художественный руководитель МХТ им. Чехова

Юрий Николаевич, от всей души поздравляю Вас с днем рождения! Восхищаюсь Вашей энергией и целеустремленностью. Желаю только одного – здоровья! И, конечно, новых непредсказуемых идей! Не меняйтесь – оставайтесь таким же быстрым, непредсказуемым, парадоксальным! Люблю, уважаю, ценю, ваш Сергей Женовач

Редакция журнала «Театрал» присоединяется к поздравлениям и желает Юрию Николаевичу новых творческих побед!   


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Кустурица снимет три фильма по Гоголю

    Эмир Кустурица планирует снять три фильма по произведениям Гоголя, об этом режиссер рассказал «Известиям». Кустурица назвал творчество Гоголя «самым мощным примером реалистичной литературы». Он считает необходимым создать три фильма, так как они оставят более сильное впечатление, чем одна картина. ...
  • В Мариинке состоится премьера симфонии «Слава Отчизне»

    6 февраля в концертном зале Мариинского театра состоится мировая премьера Симфонии № 4 «Слава Отчизне» Гавриила Попова.   Как рассказали в Мариинском театре, в отличие от трех предшествующих симфоний ленинградского композитора Гавриила Попова, четвертая написана для смешанного хора и солистов без участия оркестра. ...
  • В Москве открывают выставку к 100-летию Гайдая

    Российская государственная библиотека со 2 по 13 февраля проведет выставку к столетию кинорежиссера и сценариста Леонида Гайдая.   Экспозиция расскажет о творческой деятельности Леонида Гайдая с момента выхода его дебютного фильма «Долгий путь» (1956) и до премьеры фильма «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992). ...
  • К 125-летию МХТ учредили премию

    В Москве прошло заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 125-летия основания Московского Художественно-Общедоступного театра. В план празднования вошли свыше 50 мероприятий. МХТ учредил премию Московского Художественного театра, которая будет вручаться ежегодно. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
Читайте также