Худруки московских театров – к 60-летию Юрия Бутусова

С юбилеем режиссера поздравляют Римас Туминас, Константин Райкин, Евгений Писарев, Алексей Бородин и Сергей Женовач

 
Спектакли Бутусова вызывают потрясение у зрителей и зависть у коллег. Артисты же, попавшие в число своих, подтвердят: он дает почувствовать себя свободным. «С ним никогда не знаешь, что будет завтра, всё может поменяться в одну секунду, и это прекрасно». «Я не могу видеть ничего застывшего, мне всё время нужно, чтобы это было живым. И это мучительный занудный процесс, в этом я зануда страшный, – говорит Юрий Николаевич. – Поэтому мой способ репетиций связан с желанием сделать невозможное  сделать театральное действие живым, несмотря на то что оно всё время мертвеет. Знаете, как горка из песка, её нужно постоянно собирать, иначе рассыпается».

Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон» 

Сейчас мы находимся в состоянии работы, причем, как это часто бывает с Юрой Бутусовым, я даже не могу сказать, какой работой мы занимаемся – это тоже вопрос. Я испытал уже весь диапазон чувств, который вообще возможен: от дикого раздражения, возмущения, почти бунта и почти ненависти до ощущения любви, нежности и безумного интереса! Я отношусь к тем людям театра, которые гораздо больше любят играть спектакли, а меньше любят репетиции. Но вот это редкий случай, когда так интересно всё, что происходит у нас на так называемых репетициях! Потому что даже репетициями это нельзя с полным правом назвать. Это вообще – как часто бывает у Бутусова – неизвестно что. Какое-то времяпрепровождение. которое с большой приблизительностью можно назвать репетициями. Это разговоры про жизнь, в которых Юра проявляется так интересно, так неожиданно, так многогранно и собой провоцирует интереснейшие ответные проявления. В какой-то момент я забываю о том, что у нас назначена премьера, день, конкретные сроки. Он отбирает у меня самые мои главные навыки. Я всё-таки знаю, что я художественный руководитель, что я артист, что я дружу со временем, что я конкретный человек с довольно объективным взглядом на реальность. Вот это всё, что я люблю в себе, он у меня отбирает и заставляет невольно любить совсем другое, что я не люблю, вроде. Он меня как-то перекапывает. Он заставляет меня с самим собой спорить. К нему невозможно привыкнуть и его почти невозможно определить. Он неуловим. И я хотел бы, чтобы он как можно дольше присутствовал в моей жизни.

Евгений Писарев, художественный руководитель Театра им. Пушкина

Говоря о Бутусове, все, как правило, вспоминают его непростой характер. Как мучительно он выбирает артистов, может неоднократно менять название. Как требует абсолютного внимания всех цехов и порой провоцирует конфликты, лишь бы все втянулись в трудный репетиционный процесс. В Театре им. Пушкина всё было именно так: и с «Добрым человеком из Сезуана», и с «Барабанами в ночи». Но в результате родилось необыкновенное чувство любви – и не только у зрителей и артистов, а  у всех, кому посчастливилось работать над его спектаклями. Юрий Николаевич пришёл в театр в самом начале моего руководства и помог сплотить нас, дать ощущение, что все мы заняты одной важной задачей, объединены общей целью. Его обожают в нашем театре и, мне кажется, он это знает и ценит.

А Театр им. Пушкина очень ждёт новой встречи с этим талантливым и горячо любимым режиссёром! 

Римас Туминас, художественный руководитель Театра Вахтангова

Бутусов – непредсказуемый: «бегает» от названия к названию, от актера к актеру – постоянный бег и поиск. Я принимаю это с улыбкой. Интересно следить за тем, куда он бежит. Интересно, когда он споткнется и остановится, на что он нарвется – на какого актера, на какой материал. Свою дорогу, свою линию в театральной жизни он давно нашел, но все равно сходит с маршрута – забегает в лес, в поле, на проселки – и опять возвращается. Ну, вот такой бегун Юрий Николаевич, бегущий по дороге театра.

Больше всего в Бутусове импонирует вдумчивость и высокий профессионализм, который он демонстрирует. Он режиссер «с крепкой рукой», как мы говорим. Если жизненный хаос мы переводим в порядок, если он складывается на сцене в некий миропорядок, то, знаете, это уже победа. Можно считать, что мы приблизились к гармонии. И в бутусовских спектаклях это есть. Он человек гармонизирующий: настраивает все инструменты, включая свой, чтобы заиграть симфонию. Симфонию судьбы.

Почему я решил позвать Бутусова главным режиссером в Театр Вахтангова? Это у меня в крови – помогать людям, которых оскорбляют. Это несколько раз было: и с Юрием Любимовым, и с Анатолием Васильевым, которые здесь делали спектакли, и с Бутусовым. Ну, все талантливые, черт возьми! Конфликтные люди, да, но я потому их и звал, что знал: от меня конфликта они не дождутся.   

Конечно, своим в Театре Вахтангова Бутусов не стал, но, может быть, и не надо. Чтобы работать здесь, не обязательно становиться «своим», вахтанговцем. Это формат общения, принятый сегодня в разных театрах, и Юрию Николаевичу лучше мыслить себя свободным, чем принадлежать труппе, исповедовать один театр. Нет, он исповедует мировой театр и везде находит своих актеров, создает свои маленькие группы, с которыми начинает искать форму спектакля, строить спектакль.     

Ну, естественно, Бутусов еще молодой, и все приемы, через которые он может себя выражать, а это «наэлектризованная», живая музыка, это броские сценические эффекты – дань времени. Это нужно сегодня – шоу, на которого тянутся молодые. Они Бутусова любят. Жаль, что меня никто из нового поколения не любит. Я уже погружаюсь в классику, становлюсь академиком. Ну да, завидую, что к Юрию Николаевичу идет молодежь. Молодец, что сказать… Вот только узнать про 60 было неожиданно, а сейчас радостно. Я его подожду.          

Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТа

Бутусов – один из самых ярких режиссеров современности. Его спектакли всегда поражали меня творческой энергией, воображением, страстностью, интеллектуальной и эмоциональной сущностью. Когда удалось заманить его к нам в театр, конечно, я был очень рад. Очень горжусь нашими артистами, которые блестяще справились с режиссерскими задачами Юрия Николаевича. Он умеет творчески заражать не только артистов: и звук, и свет, и все вокруг оказываются включены в его энергетическое и творческое поле – в итоге происходит обогащение людей театра, поэтому его приход в РАМТ я считаю очень позитивным и даже необходимым событием. Его необыкновенно мощная творческая «взвинченность» передается через артистов, через свет, музыку – и захватывает зрительный зал! Но помимо великолепной формы, острая тема спектакля «Сын» не может не заряжать своим глубоким внутренним смыслом.

Я желаю ему и его прекрасной семье сил, здоровья и счастья! Я знаю, что он сейчас набрал курс, он к этому предельно ответственно относится – дай Бог, чтобы студенты откликались на все его фантазии и замыслы. Здоровья и творческой радости ему! 

Сергей Женовач, художественный руководитель МХТ им. Чехова

Юрий Николаевич, от всей души поздравляю Вас с днем рождения! Восхищаюсь Вашей энергией и целеустремленностью. Желаю только одного – здоровья! И, конечно, новых непредсказуемых идей! Не меняйтесь – оставайтесь таким же быстрым, непредсказуемым, парадоксальным! Люблю, уважаю, ценю, ваш Сергей Женовач

Редакция журнала «Театрал» присоединяется к поздравлениям и желает Юрию Николаевичу новых творческих побед!   


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Есть надежда?

    Последний спектакль Андрея Могучего как худрука БДТ «Материнское сердце» – о могучей силе русского народа. По-другому не скажешь. Невеселые рассказы Шукшина смонтированы таким образом, чтобы рассказать о материнской муке простой женщины, едущей спасать сына. ...
  • «Рок-звезда Моцарт»

    Ученик Римаса Туминаса, а теперь главный режиссер Театра Вахтангова, Анатолий Шульев сделал спектакль, где всё сыграно, как по нотам, очень технично и чисто, на энергичном allegro в первом действии и траурном andante во втором – сравнения с музыкальным исполнением напрашиваются сами собой. ...
  • Театральные деятели поручились за Женю Беркович

    Артисты, художественные руководители театров, руководители благотворительных фондов и журналисты подписали личные поручительства за режиссерку Женю Беркович, дело об оправдании терроризма которой сегодня рассматривает Замоскворецкий суд Москвы. ...
  • Ольга Егошина: «Не надо разрушать храмы и театры – аукнется!»

    Когда меня спрашивали о моем отношении к МДТ, я обычно цитировала фразу Горького о его отношении к Художественному театру: «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. ...
Читайте также