К 100-летнему юбилею Российская государственная библиотека искусств в рамках виртуального проекта «Раритеты» представляет книгу французского хореографа Фейё, совершившую революцию в хореографии.
Исследователи творчества Пушкина с помощью хореографов пытались определить, на какой балет попал молодой повеса Онегин и какие танцевальные «pas» описал поэт:
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит...
Пушкин создал поэтический образ несравненной «богини танца». Было установлено, что в этот вечер в Санкт-Петербургском театре давали балет «Зефир и Флора» Шарля Дидло, узнаваемы и отдельные элементы в стихотворном изложении, в частности знаменитое фуэте Авдотьи Истоминой. Но воссоздать танец Зефира и Флоры, представить движения артистов балета на сцене первой четверти XIX века (времени действия в «Евгении Онегине») позволяла другая книга —«Хореография или Искусство записи танца», появившаяся за полтора века до описываемых событий.
Труд Рауля-Оже Фейё, изданный в 1700-м году в Париже, впервые представил изобразительную систему записи танца — нотацию.
Появилась книга благодаря «Королю-солнцу» Людовику XIV, который любил не только сам исполнять, но и ставить танцы. Чтобы талант постановщика оценили потомки, король Франции в 1672 году дал указание создать систему записи танцевальных движений. Почти 30 лет длилась работа — хореографы и танцовщики Королевской академии танца раскладывали сложные движения на составляющие их простые элементы.
Фундаментальный труд французского балетмейстера, хореографа и нотатора Фейё подытожил и систематизировал их. Появление книги стало событием в мире балета, дало мощный толчок к развитию хореографического искусства.
Фейё первым пронумеровал пять позиций ступней и дал названия шести базовым движениям ног: плие, релеве, соте, кабриоль, томбе и глиссе. С этого времени мир балета заговорил по-французски. Система нотации дала возможность передавать графически движения танцоров и на протяжении двух веков графически фиксировать искусство танца вплоть до изобретения визуальной фиксации — киносъемки.
Специалисту РГБИ Ольге Болдыревой удалось проследить историю этого уникального труда за 300 лет.
Экземпляр, хранящийся в РГБИ, представляет собой первое издание трактата Фейё, очень редко встречающееся. Сборник включает три книги хореографа. Судя по сохранившимся экслибрисам, долгое время книга находилась в библиотеке известного балетомана и библиофила Лео Сильвы. Известно, что его коллекция по инициативе Михаила Фокина в 1907 году была приобретена Дирекцией императорских театров и передана балетному училищу в Санкт-Петербурге. Но на экземпляре, хранящемся в РГБИ, нет штемпеля этого учебного заведения. Вероятно, часть книг из библиотеки Лео Сильвы попала в свободную продажу, и в 1950 году ее купил выдающийся российский хореограф, танцовщик и библиофил Касьян Голейзовский. В его библиотеке находилось около восемнадцати тысяч томов. В период с 1930-х по 1960-е годы, подвергаясь гонениям как формалист и приверженец эротики, Голейзовский иногда бедствовал и был вынужден продавать ценные издания из своей библиотеки. Книга Фейё оказалась в букинистическом магазине уже после его смерти и в 1973 году была приобретена комплектаторами РГБИ за 75 рублей.
Более подробная информация - на сайте РГБИ.
Исследователи творчества Пушкина с помощью хореографов пытались определить, на какой балет попал молодой повеса Онегин и какие танцевальные «pas» описал поэт:
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит...
Пушкин создал поэтический образ несравненной «богини танца». Было установлено, что в этот вечер в Санкт-Петербургском театре давали балет «Зефир и Флора» Шарля Дидло, узнаваемы и отдельные элементы в стихотворном изложении, в частности знаменитое фуэте Авдотьи Истоминой. Но воссоздать танец Зефира и Флоры, представить движения артистов балета на сцене первой четверти XIX века (времени действия в «Евгении Онегине») позволяла другая книга —«Хореография или Искусство записи танца», появившаяся за полтора века до описываемых событий.

Появилась книга благодаря «Королю-солнцу» Людовику XIV, который любил не только сам исполнять, но и ставить танцы. Чтобы талант постановщика оценили потомки, король Франции в 1672 году дал указание создать систему записи танцевальных движений. Почти 30 лет длилась работа — хореографы и танцовщики Королевской академии танца раскладывали сложные движения на составляющие их простые элементы.




Более подробная информация - на сайте РГБИ.