К юбилею актрисы театра «Школа драматического искусства», заслуженной артистки РФ Марии Зайковой мы поговорили о начале творческого пути, новых ролях и работе со студентами.
– Мария, как Анатолий Александрович Васильев повлиял на ваше отношение к театру?
– Он поменял не только взгляд на театр, но и на собственную жизнь! Васильев – это Учитель и Мастер с большой буквы, и быть его учеником большое счастье! Прежде всего, он привил серьезное и сознательное отношение к профессии – человек должен быть ответственен перед делом, которым занимается, и перед жизнью, что проживает. Отсюда меняются критерии. Мы получили от него самое что ни на есть классическое театральное образование, он в своей методике провел нас от Античности (Платон. Сократовские диалоги) через Возрождение (Томас Манн «Фьоренца») до русской классики (Достоевский, Гоголь, Чехов, Пушкин) и современности (это были Фолкнер и Битов). И это всегда были лучшие образцы литературы и драматургии, поднимающие вопросы философии, эстетики, вопросы Духа и Красоты, культуры и искусства, роли художника в обществе. Это заставляло нас многое изучать, самообразовываться, нашими спутниками на репетициях были энциклопедии по истории и искусству. Васильев — человек-мыслитель, и он заставляет тебя подниматься над самим собой, беспрестанно учиться в профессии, недаром он и театр назвал – «Школа драматического искусства».
С Анатолием Васильевым
– Какая роль для Вас стала самой значительной за последнее время? Что Вы можете сказать о своих премьерных работах?
– Самой значительной и любимой для меня всегда является новая роль, та роль, над которой я сейчас работаю – которую надо открыть и освоить! На сегодняшний день это два премьерных спектакля нашего театра – «Сага века: битва за любовь» – по пьесе шведской писательницы-феминистки Эббы Витт-Браттстрем и «Екатерина» по пьесе Елены Греминой «За зеркалом».
«Сага века» была срепетирована во время карантина совместно с Игорем Яцко и явилась для нас символом безумия мира! Действующими лицами в ней являются благополучная и респектабельная супружеская пара, прожившая совместно 30 лет и пришедшая к разрыву-расставанию. Это современные мужчина и женщина в тисках противоречий, эти люди любят друг друга, но эгоизм, самодовольство «цивилизованного» общества разрушают их отношения, делают неспособными к душевной близости.
«Екатерина» – постановка молодого режиссера, выпускника ГИТИСа Максима Иванова, ученика Александра Галибина и Игоря Яцко. Пьеса о любви, жертвенности, что лежит в основе русского самосознания, о предназначении правителя, трудным выбором между долгом и личным человеческим счастьем. Премьера вышла символично 23 и 25 ноября — между днем рождения Елены Греминой и Днем св. Екатерины. Здесь у меня роль графини Брюс – фаворитки и близкой подруги императрицы. И это – олицетворение двора, людей, что окружают любого правителя, знают о нем все сокровенное, всегда ищут свою выгоду от дела и вынуждены совершать иногда ужасные тайные преступления. И хотя пьеса вышла в 1993 году, а ее события относятся к XVIII веку, актуальность высказываний поражает!

«Сага века. Битва за любовь», совместная постановка Игоря Яцко и Марии Зайковой
– Вы преподаете в Школе- студия МХТ, в чем вы видите главную задачу преподавателя? В чем разница между студентами вашего поколения и теми, кто учится сейчас?
– Думаю, что самое важное сейчас для преподавания – привить серьезное отношение к делу и научить молодых людей самосознанию! Научить видеть глубину материала, относится с пиететом к автору, научить любить и уважать партнера, ведь театр – дело коллективное! В нашем сегодняшнем стремительном веке такой вихрь событий, всё так скачет! Интерес и внимание не способно долго удерживаться и искать суть происходящего. Молодые люди живут в информационном прессинге, информация зачастую поверхностна, ничего не дает ни сердцу, ни уму. А ведь профессия наша – создавать жизнь, а это невозможно без самоуглубления. Вокруг так много всего, и всё доступно! Встает вопрос – как и что выбрать? Как понять, что хорошо, а что просто эффектная мишура? В нашем поколении было много дефицита – не печаталось, не показывалось, нельзя было увидеть другую страну, мировые музеи, нельзя было открыто говорить о многом… Не считаю, что это хорошо, но все это рождало жажду узнать, услышать, посмотреть, высказаться! Сейчас всё доступно – открой интернет, что у каждого под рукой, и можно все чуть ли не потрогать, говори, что хочешь на просторах сети! Но уходит жар восприятия, желание поиска. Например, мы привыкли к тому, что где-то идет война, совершается насилие, проливается кровь, и к этому вырабатывается привычка, «зона комфорта», из которой человеку не хочется выходить, но пропадают восторг или боль душевная – то, что заставляет вибрировать чувства. А чем тогда играть? Не умом же! А ведь актеру нужны душевные переживания, распахнутость, незащищенность. Поэтому так важен человеческий фактор! Они молоды, прекрасны, и я их очень люблю, студенты становятся как бы моими детьми и в то же время коллегами. Я вместе с ними учусь, и у них учусь. Считаю, педагог должен трансформироваться в своем опыте вместе с новым поколением, для нового времени!
С участниками дипломного спектакля Школы -студии МХТ, Мастерская Д. Брусникина «Школа для дураков»
– Мария, как Анатолий Александрович Васильев повлиял на ваше отношение к театру?
– Он поменял не только взгляд на театр, но и на собственную жизнь! Васильев – это Учитель и Мастер с большой буквы, и быть его учеником большое счастье! Прежде всего, он привил серьезное и сознательное отношение к профессии – человек должен быть ответственен перед делом, которым занимается, и перед жизнью, что проживает. Отсюда меняются критерии. Мы получили от него самое что ни на есть классическое театральное образование, он в своей методике провел нас от Античности (Платон. Сократовские диалоги) через Возрождение (Томас Манн «Фьоренца») до русской классики (Достоевский, Гоголь, Чехов, Пушкин) и современности (это были Фолкнер и Битов). И это всегда были лучшие образцы литературы и драматургии, поднимающие вопросы философии, эстетики, вопросы Духа и Красоты, культуры и искусства, роли художника в обществе. Это заставляло нас многое изучать, самообразовываться, нашими спутниками на репетициях были энциклопедии по истории и искусству. Васильев — человек-мыслитель, и он заставляет тебя подниматься над самим собой, беспрестанно учиться в профессии, недаром он и театр назвал – «Школа драматического искусства».

– Какая роль для Вас стала самой значительной за последнее время? Что Вы можете сказать о своих премьерных работах?
– Самой значительной и любимой для меня всегда является новая роль, та роль, над которой я сейчас работаю – которую надо открыть и освоить! На сегодняшний день это два премьерных спектакля нашего театра – «Сага века: битва за любовь» – по пьесе шведской писательницы-феминистки Эббы Витт-Браттстрем и «Екатерина» по пьесе Елены Греминой «За зеркалом».
«Сага века» была срепетирована во время карантина совместно с Игорем Яцко и явилась для нас символом безумия мира! Действующими лицами в ней являются благополучная и респектабельная супружеская пара, прожившая совместно 30 лет и пришедшая к разрыву-расставанию. Это современные мужчина и женщина в тисках противоречий, эти люди любят друг друга, но эгоизм, самодовольство «цивилизованного» общества разрушают их отношения, делают неспособными к душевной близости.
«Екатерина» – постановка молодого режиссера, выпускника ГИТИСа Максима Иванова, ученика Александра Галибина и Игоря Яцко. Пьеса о любви, жертвенности, что лежит в основе русского самосознания, о предназначении правителя, трудным выбором между долгом и личным человеческим счастьем. Премьера вышла символично 23 и 25 ноября — между днем рождения Елены Греминой и Днем св. Екатерины. Здесь у меня роль графини Брюс – фаворитки и близкой подруги императрицы. И это – олицетворение двора, людей, что окружают любого правителя, знают о нем все сокровенное, всегда ищут свою выгоду от дела и вынуждены совершать иногда ужасные тайные преступления. И хотя пьеса вышла в 1993 году, а ее события относятся к XVIII веку, актуальность высказываний поражает!

«Сага века. Битва за любовь», совместная постановка Игоря Яцко и Марии Зайковой
– Вы преподаете в Школе- студия МХТ, в чем вы видите главную задачу преподавателя? В чем разница между студентами вашего поколения и теми, кто учится сейчас?
– Думаю, что самое важное сейчас для преподавания – привить серьезное отношение к делу и научить молодых людей самосознанию! Научить видеть глубину материала, относится с пиететом к автору, научить любить и уважать партнера, ведь театр – дело коллективное! В нашем сегодняшнем стремительном веке такой вихрь событий, всё так скачет! Интерес и внимание не способно долго удерживаться и искать суть происходящего. Молодые люди живут в информационном прессинге, информация зачастую поверхностна, ничего не дает ни сердцу, ни уму. А ведь профессия наша – создавать жизнь, а это невозможно без самоуглубления. Вокруг так много всего, и всё доступно! Встает вопрос – как и что выбрать? Как понять, что хорошо, а что просто эффектная мишура? В нашем поколении было много дефицита – не печаталось, не показывалось, нельзя было увидеть другую страну, мировые музеи, нельзя было открыто говорить о многом… Не считаю, что это хорошо, но все это рождало жажду узнать, услышать, посмотреть, высказаться! Сейчас всё доступно – открой интернет, что у каждого под рукой, и можно все чуть ли не потрогать, говори, что хочешь на просторах сети! Но уходит жар восприятия, желание поиска. Например, мы привыкли к тому, что где-то идет война, совершается насилие, проливается кровь, и к этому вырабатывается привычка, «зона комфорта», из которой человеку не хочется выходить, но пропадают восторг или боль душевная – то, что заставляет вибрировать чувства. А чем тогда играть? Не умом же! А ведь актеру нужны душевные переживания, распахнутость, незащищенность. Поэтому так важен человеческий фактор! Они молоды, прекрасны, и я их очень люблю, студенты становятся как бы моими детьми и в то же время коллегами. Я вместе с ними учусь, и у них учусь. Считаю, педагог должен трансформироваться в своем опыте вместе с новым поколением, для нового времени!
