Владимир Гурфинкель: «Это и есть проявление любви»

 
По итогам голосования зрители присудили премию «Звезда Театрала»-2021 в номинации «Лучший русский театр за рубежом» Русскому драматическому театру Литвы. О том, чем этот прославленный коллектив живет сегодня, «Театралу» рассказал главный режиссер театра Владимир Гурфинкель.

– Неожиданности в наше время редко случаются приятно. Но счастье, чтобы перед Новым годом, как в лучших рождественских сказках, возникла неожиданность радостная. Особенно хорошо, что к этой неожиданности мы были не готовы, то есть мы её не готовили. Потому что любой экспромт в театре чаще всего результат длительной подготовки, здесь – нет. Замечательно что наш театр получил премию «Звезда театрала», как лучший зарубежный русский драматический театр. Невероятно приятно. Вдвойне приятно и то, что мы получили эту награду благодаря зрительскому голосованию. Это не мы, льстя друг другу, это не критики, решая свои корпоративные вопросы, это зрители сказали, что мы лучшие. Всякий раз выбирая драматургию для постановки, мы с Ольгой Полевиковой, руководителем театра, думаем только об одном – о том, что мы не имеем права подвести своего зрителя. Ареал русского языка сокращается. Нам, конечно, лестно и приятно, когда приходят люди и, не зная языка, смотрят на бегущую строку, но русского зрителя мы должны привораживать и множить. И когда выбираешь репертуар, всегда же понимаешь, что есть гении места. Интересно, что окна кабинета главного режиссёра Русского драматического театра Литвы заглядывают на улицу, которая когда-то называлась Большая Погулянка. И за этими окнами, если очень захотеть, можно увидеть тень маленького мальчика, с невероятным любопытством взирающего на мир вокруг и на то место, где через какое-то время возникнет наш театр. Имя мальчика так и осталось известно только узкому кругу специалистов, но его псевдоним знает вся Европа и весь мир – один из двух основных псевдонимов, потому что этот человек вначале был Роменом Гарри, а потом взял псевдоним Эмиля Ажара (и по каждому из псевдонимов получил по Гонкуровской премии, которую положено получать всего один раз). Он настолько яркая личность, что я не знаю, что ярче и трагичнее – его произведения или его жизнь. Я не знаю, что правдивее – его творчество или те постоянные мистификации, которыми он занимался всю жизнь.

Мы уже приступили к репетициям, потому что нам очень повезло – с нами работает Жильвинас Бенюшис, который помогает нам разговаривать не только языком драматического искусства, но мы осваиваем и новый для себя язык трагической клоунады. Ибо без этого языка нам кажется невозможным говорить о Ромене Гарри – трагическом клоуне, трагическом человеке, который до такой степени связан с Вильнюсом, с его самыми светлыми и самыми трагическими страницами. День и место становится абсолютной необходимостью для жизни Русского драматического театра в Литве. И, конечно, опорой являются драматургия, сюжет. Когда меня спрашивают о современной драматургии в Литве, мне почему-то вспоминается один анекдот из советских времён. Сейчас в Тульской губернии три сотни членов Союза писателей, а когда-то был всего один писатель. Знаете, как его звали? Лев Николаевич Толстой. Вот в Литве много драматургов разных поколений, много замечательных молодых, но есть Марюс Ивашкявичюс, который давно перестал быть национальным писателем и стал наднациональным. Проблемы, о которых он думает и которыми он живёт, невероятно близки нашему пониманию театра. Замечательно на нашей сцене в постановке Оскара Коршуноваса идёт его «Русский роман», и мы вместе с Марюсом сделали уже вторую работу, которая называется «Дыхаем разом». Это документальный спектакль о судьбах белорусских артистов в дне сегодняшнем, и очень надеемся, что это работа не последняя с этим великим драматургом нашего времени.

Но самой главной уникальностью нашего театра является существование Русского драматического театра Литвы в замечательном городе Вильнюсе, где зритель на протяжении 30 лет мог видеть, сопереживать и быть сопричастным великому Эймунтасу Некрошюсу, выдающемуся Римасу Туминасу, замечательному Йонасу Вайткусу, который десять лет руководил театром, и в этом году занявшему пост руководителя Национального театра Литвы Оскарасу Коршуновасу. Работа одного гения и трёх выдающихся режиссёров создали и продолжают создавать очень вдумчивый театр. За это время театры Литвы воспитали культуру посещения театра. Только от зрителей в Вильнюсе я услышал фразу после спектакля: это хорошая постановка, но слишком простая. В мире есть знатоки и ценители оперных постановок, например, это публика Ла Скала, Ковент Гардена и других великих оперных театров. А я с уверенностью и гордостью могу сказать, что есть зрители драматического театра Литвы: зритель, который может за сезон посмотреть три «Вишнёвых сада», чтобы сравнивать режиссерские интерпретации. Это ценность и редкость, такого процента просвещённого зрителя, такого зрителя-эстета нигде, кроме Литвы, не встречал.

Это с одной стороны, а с другой – есть очень существенный нюанс: противоречие самого способа и формы эмоционального взаимодействия с окружающими, который принят в русском репертуарном театре и вступает в конфликт с литовским менталитетом. Акт творчества требует эмоциональной открытости – именно это эмоциональное чувственное восприятие жизни входит в противоречие со сдержанностью литовцев. И мы, с одной стороны, являемся другими, а с другой – мы являемся отдельными, что и позволяет Русскому драматическому театру Литвы отличаться. Это, конечно же, напрямую влияет и на репертуарную логику.

В наше выхолощенное время, во время абсолютного уважения к отдельному человеку и стремления ни в коем случае не перейти его личные границы, такое коллективное искусство. как театр, противоречиво. Театр в это время становится островом, существующим по своим законам. Здесь стоит вспомнить манифест («Семь правил этического кодекса для зрителей и сотрудников театра» – «Т».), который год назад у себя на странице в Фейсбук опубликовал Алвис Херманис. Я абсолютно солидарен с ним по каждому пункту. Театр – это способ честно и без оглядки на что бы то ни было говорить про человека. А желание понять человека, разгадать его тайну – это и есть проявление любви.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Театр простодушных покажет спектакль в ЗИЛе

    28 августа в культурном центре «ЗИЛ» представят спектакль «Prost-O-Сложном» — документальный проект, посвященный актерам «Театра Простодушных», которые со сцены расскажут свои истории и поделятся своими суждениями о любви, смерти, семье, мечтах. ...
  • «Сатирикон» открыл фотовыставку на тему «бездомности»

    На Никитском бульваре в Москве открылась фотовыставка «Предчувствие дома. Этюды». Труппа театра «Сатирикон» и фотограф Александр Иванишин провели фотосессию, «декорациями» которой выступило здание театра, которое перестраивают с 2015 года. ...
  • Антон Адасинский представил фильм на фестивале в Выборге

    На фестивале российского кино «Окно в Европу», который прошел в Выборге, презентовали фильм «Билет на Божественную комедию» режиссера, актера, композитора Антона Адасинского.    Это вольная экранизация «Божественной комедии» Данте, поставленная по мотивам киномюзикла «Золото». ...
  • Во дворе Александринки представят музыкальный проект

    13 и 14 августа Александринский театр превратит двор Новой сцены в концертную площадку. В летнем музыкальном проекте «По дворам» выступит группа «Сансара» и Найк Борзов.     Специально для питерского open-air концерта лидер «Сансары» Саша Гагарин подготовил акустическую программу вместе с мультиинструменталистом Антоном Макаровым и виолончелистом Искандеором Ханнановым. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
Читайте также