Мир театра – мир добра

Колонка главного редактора журнала «Театрал»

 

Еще совсем недавно эти слова были всего лишь девизом международного фестиваля русскоязычных театров дальнего зарубежья, организованного журналом «Театрал». Но сегодня, в наши драматические дни, они приобретают особо злободневный смысл. Для театра. Для добра. И прежде всего – для мира. Фестиваль мы проводили в Италии, в Германии и уже планировали – во Франции. Но вмешалась пандемия, и этот форум, в котором должны были принять участие русские театры из Австралии, США, Канады, Израиля, Франции, Швейцарии... пришлось перенести. До лучших времен. Но они так и не успели наступить, потому что пандемийные проблемы вмиг затмили трагические события в Украине. Жизнь в ночь на 24 февраля изменилась буквально для всех. Люди проснулись в другой реальности. И уже театр военных действий стал для миллионов главным источником информации, тревог и надежд.

Наш фестиваль назывался «Мир русского театра». Мы его создали для того, чтобы каждый год собирать в разных странах Европы и Америки русскоязычные зарубежные коллективы и устраивать праздник русского театра, показывая миру, как он прекрасен, талантлив и мудр. Мы в каждом номере журнала рассказывали о потрясающих людях, создающих русскоязычные театры в самых разных уголках планеты, открывающих при них актерские школы, курсы русского языка и литературы. Это они, миссионеры культуры, превращали свои маленькие театры в безграничную территорию мира и добра. И их аудитория постоянно росла. А наш фестиваль, журнал и сайт ее постоянно расширяли. Мы понимали, как важно это делать, потому что прекрасно знали: русский театр любят во всем мире, на всех континентах ждут гастролей российского балета, наших драматических и музыкальных коллективов. Казалось, что это будет продолжаться вечно, как вечен сам театр, дарящий публике смыслы и добро. Но загремели пушки. И заглушили муз. Оглушили разум. И содрогнулся не только мир театра, но и сам Мир. Специальная военная операция, развернутая Россией на территории Украины, вызвала небывалый резонанс, сметающий на своем пути все, что только можно смести. Под нарастающий пропагандистский гул волны резонанса обрушились и на культуру. Из Италии донеслось, что театр «Ла Скала» разрывает контракт с Валерием Гергиевым, причем делает это не из-за того, что талант маэстро недостаточно высок, а из-за его «приближенности» к российской власти. По этой же причине его уволили из Мюнхенского оркестра и отменили выступление в Карнеги-холл, где одновременно отказались и от гастролей Дениса Мацуева. В Британии прервали гастроли балетной труппы Красноярского театра; Польша отменила приглашение спектакля Дмитрия Крымова «Борис» на фестиваль; Ковент-Гарден отказался от гастролей Большого театра; зарубежные театры прекратили сотрудничество с Анной Нетребко; Малый театр Вильнюса уволил его создателя Римаса Туминаса; в Прибалтике отменили гастроли Театра Вахтангова; Парижская опера отказалась от сотрудничества с культурными деятелями из России... Этот список каждый день все расширялся и расширялся так, словно именно деятели культуры теперь виновны за театр боевых действий, развернутый на земле Украины. От них повсюду стали требовать публичных антивоенных заявлений, осуждений и отречений, позабыв о том, что культура, искусство, творчество – это более надежный и искренний путь к миру, чем любые публичные заявления.

Самым поразительным образом к этому хору гонителей русских художников присоединились и в самой России. Причём возглавили этот хор видные чиновники под одобрительный гул шумных общественников, подхватив, по сути, зарубежные веяния и тоже требуя у деятелей культуры определиться – с кем они. И обвинили в предательстве всех тех, кто с первых дней трагедии стал призывать к миру. Это потом на билбордах Москвы и на официальных ресурсах стали появляться «правильные» призывы «за мир». И уже другие деятели стали подписывать «правильные» воззвания. А когда начались первые мирные переговоры, к которым с надеждой прислушивались буквально все, чиновников почему -то уже не смущало, что это переговоры - тоже о мире. О том самом мире, за который так искренне переживали художники, обвиненные в предательстве. Их стали увольнять, от них стали требовать отказа от должностей, званий, грантов и бюджетных средств, если они «не разделяют линию партии». Когда эти требования звучали из уст зарубежных чиновников и администраторов  – это вызывало у нас справедливое возмущение и недоумение. А когда такие же претензии, но всего лишь с иной подоплекой зазвучали в России, на открытое возмущение уже никто не решился. Десятки известнейших, заслуженных и любимых публикой мастеров культуры оказались внезапно в списках неблагонадежных. Неправильных. Одни – в нашей стране. Другие – в зарубежных. Ни там ни здесь почему-то не задумались о том, что культура в самые тяжкие и ужасные времена остается едва ли не последним мостиком от страны к стране, от народа к народу, от души к душе через нарастающую пропасть. Что запрещать там музыку Чайковского и романы Толстого, отказываться от русского театра и русского искусства, а здесь отменять спектакли и увольнять «неблагонадежных» – это еще более углублять пропасть мракобесия. Обострять раскол. Повышать градус напряжения и содействовать нарастающей жестокости. Это лишать нас всех шанса услышать друг друга. Увидеть, примирить, простить. И понять, что во все времена, и особенно в такие трагические, мир театра – это Мир добра.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
  • «Дань художественному безумию и свободе»

    «Черных монах» гамбургского театра Thalia, поставленный Кириллом Серебренниковым, открыл 76-й Авиньонский фестиваль. Что о спектакле российского режиссера писали в зарубежных СМИ? «Беспрецедентный драматический транс» Зритель, окруженный мощными образами и ангельскими песнопениями, попадает в космический круговорот, где искусство, любовь, гений и безумие играют рука об руку. ...
  • «Последний поезд» станет «первым»

    Вчера, под занавес юбилейного 95 сезона «Ленкома Марка Захарова», состоялся предпремьерный показ – сдача творческому совету театра   спектакля «Последний поезд» по пьесе Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» (Авторская версия Сергея Плотова). ...
Читайте также